Экономика
21.04.2011

Эксперты оценивают Кумтор, как самый успешный инвестиционный проект

Социологическая служба «Социнформбюро» провела экспертный опрос по ситуации в горнодобывающей отрасли Кыргызстана, а также по нынешнему состоянию инвестиционного климата страны.

Для проведения исследований были привлечены эксперты не только из Бишкека, но и из Иссык-Кульской и Таласской областей.Был проведен контент-анализ материалов СМИ, посвященных инвестиционной политике в КР и стратегически важному горнодобывающему сектору.В результате было опрошено 35 экспертов. Участниками опроса стали политологи, экономисты, государственные служащие, депутат парламента, специалисты международного права, экологи, представители бизнес-структур.

I. Инвестиционный климат

Первый вопрос, с которым мы обратились к экспертам, относился к оценке инвестиционного климата в Кыргызстане в целом по 5 бальной шкале, где «1» - крайне неудовлетворительно, а «5» - отлично.

Среднее значение таких оценок равняется 2,2 балла. Причем 2/3 опрошенных экспертов «ставят» эти значения меньше среднестатистических.

Диаграмма

image001

Разброс оценок экспертов варьирует от «крайне неудовлетворительно» (минимальные значения) до «удовлетворительно» ( максимальные).

В основе таких оценок лежат различные основания. Мы пытались ограничивать круг рассматриваемых вопросов, в данном контексте, существующим законодательством, их реальной реализацией, соблюдением «правил игры».

«Если 1-«крайне неудовлетворительно» относится к откровенному, неприкрытому рейдерству, то «2» -«фактическая незащищенность и прикрытое рейдерство». Это характеризует Кыргызстан»

«Несмотря на первое место по индексу введения бизнеса и самый либеральный режим в Центральной Азии, на инвестиционный климат основное негативное влияние оказывает существующая политическая нестабильность. Это не позволяет инвестиционному климату быть благоприятным для инвесторов».

«Потому что у наших соседей еще более худшие условия. У соседей более коррумпированная система».

«До 7 апреля инвестиционный климат страны был немного выше, чем «1», поскольку для того чтобы осуществлять крупные инвестиции в КР необходимо было получение неформального согласия от «семьи» и/или их окружения. В противном случае никто не гарантировал права инвестора и соответственно защиты от рейдерства и прочих вариантов отъема бизнеса или доли в бизнесе. То есть, никто не гарантировал права частной собственности при этом зачастую «рейдерство» со стороны «семьи» осуществлялось с помощью государственных органов и судебной системы».

«Для развития инвестиционного климата, нужна спокойная политическая обстановка и конечно, компетентное управление. Сейчас пришли к власти люди, малокомпетентные. Они, безусловно, пытаются что-то делать, но они находятся в плену текущих обстоятельств. А стратегия развития не выстраивается, и мы не знаем, куда мы идем. Соответственно и компании не могут сориентироваться. Решения, которые принимаются на уровне министерства или даже правительства, они очень сомнительные, что касается нашей отрасли. И при такой некомпетентности правительства, появились такие люди – «ковбои», которые подсказывают им неправильные решения, чтобы как-то проявить себя».

«У нас законодательство не плохое, но очень плохая практика права применения. Законодательство не соблюдается. Не работают конкретно многие механизмы».

«Что касается законодательства, в принципе - «отлично». А, что касается его соблюдения, наверное, либо «единица», либо «двойка». Ну «двойка» - максимум».

« Нет преемственности власти, его решений. Новый министр «метет по-новому» и каждый раз это повторяется».

Если попытаться сгруппировать все полученные ответы экспертов по данному вопросу по факторам «позитив» - «негатив», формирующих инвестиционный климат в стране, то он выглядит:

  • Существующее законодательство /нормативно-правовая среда регулирующая деятельность инвесторов
  • Политическая нестабильность
  • Слабая конкурентноспособность КР
  • Рейдерство/отсутствие/слабость защиты собственности, как базового элемента ИК
  • Коррупция, в стране, в особенности в судебной системе, фискальных, правоохранительных органах и пр.
  • Отсутствие преемственности решений органов госуправления/ соблюдения долгосрочных контрактов, соглашений
  • Кадровая политика/система отбора кадров/низкий уровень квалификации госслужащих
  • Низкий/недосточный уровень профподготовленности/образованности местных трудовых ресурсов
  • Неформальное давление органов МСУ/местных сообществ

Как видно, перечень негативов, названных экспертами, шире. Каждый из них - взаимосвязан. Чтобы преодолеть/бороться с этими причинами/факторами нужно не только время, но и политическая воля руководства страны. В некоторых аспектах, например работы с МСУ, подготовки местных трудовых ресурсов, представляется, что инвесторы готовы и могут работать напрямую . Вопрос в том, чтобы государство выполняло свою часть обязательств.

Проблемными, с точки зрения привлечения инвестиций (транспарентности, привлекательности, эффективности, возвратности капиталов и пр) эксперты называют:

  • Горнодобывающий сектор
  • Энергетика
  • Строительство
  • Переработка сельхозпродукции
  • Телекоммуникации
  • Туризм

Некоторые эксперты говорят о том, что все сектора экономики нашей страны являются проблемными с этой позиции. В вышеназванном списке мы представили наиболее часто упоминаемые.

Эти отрасли экономики страны объединяет то, что в них, по мнению экспертов, нет четко регламентированных процедур и мер ответственности за действие или бездействие, начиная от получения лицензии, освоения месторождений, вывоза готовой продукции, например для горнодобывающей отрасли. Или отсутствие или несоблюдение регламентов строительства, переработки продукции – для строительства и для переработки с/х продукции.

Подавляющее большинство экспертов оценивают существующий инвестиционный климат в Кыргызстане пессимистично.

Детерминирующими критериями данной ими оценки является политическая нестабильность в стране, коррупция и попытки властьимущих установить контроль над иностранными инвестициями. Признавая относительную добротность действующей законодательной базы, акцентируется внимание на несоблюдении законов, изменении «правил игры» со стороны правительства, отсутствие преемственности принимаемых соглашений, договоренностей между сторонами, потребительское отношение правительства к иностранным инвесторам, коррупционность в системе правоохранительных органов. Кроме того, имеют значение проблемы, связанные квалификационной подготовкой персонала, особенно среднего технического, транспортной инфраструктурой и бизнес - структурой.

II. Горнодобывающая промышленность.

Данная отрасль экономики страны признается экспертами, как одна из основных бюджетообразующих, и потенциально привлекательных для инвесторов. При этом нынешняя ситуация в данной отрасли оценивается, больше негативно.

«Наши интересы у чиновников заканчиваются, только тем, что я буду здесь иметь, пока я здесь стою на должности. Поэтому можно смело утверждать, что ситуация в горнодобывающей отрасли – «аховая». Не хотелось бы все эти передряги обсуждать, отзыв лицензий - не отзывы лицензий, выполнение соглашений - не выполнение соглашений. Честно сказать, там трудно будет найти, кто прав, кто виноват. Факт в том, что государство, его ресурсная политика на сегодняшний день такова, что она в целом, вообще не соответствует ситуации в стране, и, практически, идет в разрез с настоящими интересами общества. Вот это катастрофа»

«Да практически ни как, потому что была недавно информация в прессе, что за эти 20 лет независимости было выдано от 100 и более лицензий. Из них, кроме Кумтора, ни одно предприятие так и не заработало»

«Очень хаотична и неупорядочена. Много лицензий было выдано, в свое время, без каких либо предварительных условий. Коррупционные моменты там присутствовали. Поэтому, необходимо конечно упорядочение, добросовестные инвесторы не должны пострадать, инвестиционный климат не должен страдать от таких действий».

«Сейчас очень хорошо работает Кумтор. Больше никто. «КыргызАлтын» работает на затухающем месторождении и едва себя кормят. Несколько месторождений строятся, и если им мешать не будут, то пойдет хорошо».

«Здесь дело в том, что в горнодобывающей отрасли нет предсказуемости, преемственности решений власти. Лицензии могут дать, а могут отобрать. Это одно.

Другое - местное население не поддерживает эти проекты. Потому что по законодательству налоги оседают не там, где идет добыча. А какая разница, мне не жарко, не холодно. А местное население выступает против. Как правило, местное население не квалифицированное, его не берут на хорошо оплачиваемую работу. Так с какой стати они (инвесторы-горнодобытчики) возле моего дома должны рыть карьеры и так далее? Нужно менять законодательство, нужно, чтобы львиная доля дохода оставалась у айыл окмоту, у местных сообществ. Тогда люди будут, наоборот, говорить: «Приходите, пожалуйста». Пока, когда деньги уходят в центр, местное население остается с разрытыми котлованами, без интереса, понятно, что люди будут против разработок».

При этом признается, что геологоразведочные прогнозы богатства Кыргызстана основываются на исследованиях советского периода. Какова реальные запасы месторождений сегодня, их рыночная стоимость, перспективность с точки зрения инвестирования – не знает никто. Предполагается, что этим должно заниматься Минприродресурсов, но как следует из его сегодняшних действий – у него сейчас другие интересы.

Потенциально интересными для инвесторов, по мнению экспертов, являются, прежде всего, месторождения золота (Талды Булак, Джеруй, Андаш и др), редкоземельных металлов и в перспективе угля.

В вопросе о приоритетности местных или иностранных инвестиций в разработку вышеназванных проектов мнение экспертов доминирует в пользу последних.

«Разработка месторождений должна осуществляться на основе конкурса и отдаваться компании предложившей наилучшие условия, вне зависимости от ее происхождения и формы собственности».

«Все месторождения требуют иностранных инвестиций. Практически все. У местного бизнеса не хватает средств, для того, чтобы в полном объеме осваивать эти месторождения».

«Мы ничего не можем разрабатывать собственными силами».

«Кыргызстанцы, я думаю, пока не готовы разрабатывать сами, из-за отсутствия технологий и кредитного потенциала. У нас нет просто денег и технологий, что бы разрабатывать, согласно современным методам. Поэтому, я думаю, надо находить инвесторов, заключать с ними грамотные договора, что бы интересы Кыргызстана были учтены в полном объеме. У нас есть хорошие месторождения».

«Мне кажется, что все-таки более, менее крупные месторождения, как правило, требуют инвестиций из вне. Я не вижу в стране возможностей для крупных инвестиций».

«Джеруй, Талды-Булак, Чаарат, Базымчак - это месторождения, которые требуют большого вложения денег. Это не пять сомов и не пять миллионов даже долларов, речь идет о десятках или сотнях миллионов долларов. Конечно, было бы идеально, если бы республика сама находила средства и сама бы разрабатывала, но такой возможности нет. Вы это прекрасно знаете, поэтому понятно, что без привлечения иностранных инвестиций никак нельзя. Другой вопрос, как будут заключены соглашения с иностранными инвесторами так, чтобы не получилась история с Кумтором. Да. Когда хорошее месторождение, а не понятно, что получает республика от этого».

По мнению каждого второго опрошенного эксперта наиболее успешным проектом в горнодобывающем секторе, с точки зрения, интересов страны является Кумтор. Но при этом часто упоминается отсутствие прецедентов для сравнения и сложности истории инвестиционного развития проекта в КР .

«У нас, по большому счету, кроме Кумтора, больше и назвать нечего. Но насколько Кумтор является успешным или не успешным - это большой вопрос, по той простой причине, что все как-то не однозначно»

«У нас же нет практически работающих проектов, кроме Кумтора».

«Только Кумтор у нас сейчас приносит более, менее приличные деньги. Но Кумтор тоже имеет такую сложную историю. Он начал приносить деньги в страну после 2007-2008 года. До этого, можно сказать, что соглашения с Кумтором были несправедливыми».

«Кумтор тоже нельзя назвать очень успешным. Там начиналось все очень плохо - все на откатах, на коррупции было. Месторождение начинало работать очень «интересно» и неправильно. Сейчас, более-менее, ситуация выровнялась».

Позитивной стороной Кумтор называется то, что проект показал всему международному инвестиционному пространству, что есть Кыргызстан, что можно работать и, самое главное, этот проект воспитал целую плеяду местных специалистов по широкому спектру специальностей по современным стандартам профессионализма и менеджмента.

«То что, существует Кумтор - это первый признак, что пришла иностранная компания, которую привлекли на серьезное дело – разработку уникального месторождения. Она справляется и развивается, а это очень хороший пример, и во многом, он формирует, тот уровень инвестиционного климата, который мы сейчас имеем».

«Кумтор очень современное предприятие, как в плане техники, как в плане технологии, как и в плане экономики. Более того, у них современная производственная организация, которой больше нигде нет».

«Все месторождения требуют иностранных инвестиций и самое главное современных технологий, оборудования и системы современного менеджмента. Это мы наблюдаем на Кумторе»

«Кумтор, конечно, является стратегическим проектом, играющим большую роль в экономике страны»

2/5 опрошенных экспертов полагают, что в Кыргызстане нет успешных проектов в горнодобывающей отрасли. Если обобщить все мнения респондентов данной группы, то у них вызывают сомнения, что в принципе, проекты с участием иностранного капитала защищают интересы Кыргызстана на должном уровне.

В целом, можно сказать, что низкие оценки экспертов по поводу инвестиционного климата в КР, в полной мере относятся и к горнодобывающему сектору. Наибольший интерес для потенциальных инвесторов имеют золотодобыча. Признается, что нынешние возможности страны в самостоятельной разработке существующих месторождений существенно ограничены, поэтому пока приоритет отдается иностранным инвестициям. Есть определенные сомнения в успешности проектов с иностранным капиталом, но отношение к Кумтору больше положительное, чем отрицательное.

III. Кумтор

7 из каждых 10 опрошенных экспертов признают влияние деятельности проекта на экономику страны. Но при этом вызывает большое беспокойство зависимости экономики страны от деятельности одного проекта.

«Но это конечно приличный вклад. Но очень плохо, когда экономика страны строится и зависит от одного предприятия. Это, в общем, неправильно».

«Ну, наверное, если Кумтор не будет работать вообще, то и, наверное, бюджет государства «загнется» сразу же».

«Если Минфин считает ВВП с учетом отчислений от Кумтора и без Кумтора, то это для меня очень информативно. То есть, влияние Кумтора на бюджет страны происходит напрямую. Это симптом».

«Существует большая зависимость, слишком большая доля в ВВП. Это риск для стабильности развития страны».

«Практически единственное предприятие, которое поддерживает и ВВП страны, и создает рабочие места, и налоги, которые поступили в 2010 году в размере 100 млн.долларов имеют значение».

«Кумтор не только бюджетообразующее предприятие, хотя и это тоже. Они обеспечили людей рабочими местами, при этом работа высокооплачиваемая. У меня сосед, который работает на Кумторе. Он никуда не собирается уезжать. Дети получают качественное образование. У них (сотрудников Кумтора) высокая квалификация, проводится постоянное обучение персонала. Отчисляются средства в Фонд развития Иссык-Кульской области, один этот факт, создание фонда уже говорит о многом. Не потому, что Центерра Голд. такое замечательное предприятие, и они сделали немало ошибок, но то, что они учатся на своих ошибках, вышли на местное сообщество, договариваются, открыты для диалога, поэтому я могу назвать этот проект успешным».

Если обобщить позитивные ответы о роли Кумтора, то можно выделить:

Кумтор показал всем инвесторам, что, несмотря на всевозможные барьеры с Кыргызстаном можно работать.

Кыргызстан получил огромный актив высококвалифицированных специалистов, которые «прошли» Кумтор.

В Кыргызстан были завезены новые технологии и совершенно новые принципы управления большими предприятиями.

Влияние Кумтора заключается в доходах наших граждан, которые работают на Кумторе, доходах бюджета и тех, кто получают помощь от Кумтора.

Остальные эксперты полагают, что влияние Кумтора минимально относительно объемов выработки золота. По их мнению «локализация» данного проекта заключается только в найме местного техперсонала, поставке продуктов питания. Данные проекта «засоряют» нацстатистику показателей промышленности, скрывая истинное положение. Происходит, приукрашивание платежного баланса страны через показатели объема экспорта золота. В реальности, отмечают эксперты, из денежных потоков страна получает только фиксированные платежи и дивиденды от доли, которые минимальны из-за больших затрат проекта, включая инвестиционные затраты на другие месторождения Центтеры.

Нужно отметить, что среди экспертов реже встречались высказывания, которые были распространены 3 года назад, о «хищническом режиме» разработки месторождения, о вреде окружающей среде, о стремлении инвестора к быстрой наживе, без оглядки на техногенные последствия.

Однозначно отрицательно относятся к идее национализации Кумтора 31 эксперт. Только двое видят в этом, как отрицательные, так и позитивные следствия такого шага.

Эксперты акцентируют внимание на огромных политических, экономических, юридических, социальных рисках. Это приведет к огромным долгосрочным проблемам с точки зрения инвестиционной привлекательности и международных судов, отношений с развитыми странами. Инвестиционный климат «пойдет» не только в ноль, но в минусовой показатель. При нынешнем уровне системы международной защиты инвесторов – национализация невозможна Нет уверенности, что можно будет наладить менеджмент, производственный процесс, логистику реализации золота и так далее. Вполне вероятным становится социальное обострение на Иссык-Куле, поскольку Кумтором реализуются в регионе социальные проекты.

«Национализация допускается Конституцией. Там прописано, что национализация – это изъятие в интересах государства, но должно следовать второе действие – это компенсации. Про это как-то молчат».

«Это абсурд и этого делать нельзя. Национализация связана с возмещением всех затрат, которые понес инвестор. Государство сейчас не в состоянии делать это. У государства собственных ресурсов, для того, чтобы произвести национализацию не имеется. Государство сегодня не имеет своих технологий, не имеет специалистов, которые будут поддерживать функционирование этого месторождения. Это однозначно. И еще раз хочу сказать, что это политические амбиции некоторых деятелей, которые не имеют экономического обоснования».

«А у нас почему- то, под национализацией имеется в виду экспроприация, а это те методы, которые никогда не служили основой для привлечения инвесторов для развития экономики».

«Национализация Кумтора отрицательно сыграет роль для дальнейшего привлечения инвестиций в Кыргызстан не только в горнодобывающий сектор. У Кыргызстана еще много возможностей кроме Кумтора, и страна не должна терять престижи из-за сиюминутной выгоды».

«Можно посмотреть, как работает, например, государственное предприятие «КыргызАлтын». Они едва, едва сводят концы с концами. То же самое с «Хайдарканом» и другими государственными предприятиями. Это абсолютно проигрышный вариант».

Только 5 экспертов выступили против продажи акций «Центерры», поскольку это лишает Республику устойчивого реального дохода. Средства, вырученные от возможной продажи акций, не приведут к строительству крупнодобывающего предприятия, Т. к. строительство такого рода предприятий – это системная проблема, требующая мощной инфраструктуры, подготовленных кадров, и, прежде всего, разработки современных проектов на строительство и эксплуатацию. Предполагается, что в ближайшие 2-3 года стоимость золота будет расти и поэтому продавать сейчас акции не стоит, оставить их для будущих поколений.

У 9 опрошенных экспертов данный вопрос вызвал затруднения, поскольку, по их мнению, в стране не проводились серьезные аналитические, исследовательские разработки плюсов и минусов таких действий. Поэтому для принятия такого решения признается необходимость экономического обоснования.

Остальные эксперты, в принципе выступают не против продажи части акций. Это закон фондового рынка, но, к сожалению, ценные бумаги государства (кроме Центерры) не работают ни внутри страны, ни за рубежом. По отношению к акциям существуют риски, связанные со слабым управленческим потенциалом и коррупцией, поэтому, как вариант предлагается привлечь внешнюю управленческую компанию. Кроме того, предлагается не продавать, а выставлять акции в виде залога.

«Положительно, есть подготовленные к разработке месторождения, которые могут быть освоены собственными силами, запасы Макмала практически истощены. Есть кадровый потенциал. Важно чтобы эти деньги обязательно были вложены в реальные горные проекты или строительтство ГЭСов, а не проедались».

«Любые акции, в том числе акции «Центерры» продать нужно пока они в цене».

«Положительно. Чем раньше, тем лучше. В любой момент акции Центерры могут рухнуть и Кыргызстан потеряет возможность использования этих средств. Эти средства могут быть более полезны в реализации и разработке других месторождений. Возможно, часть должна быть использована на подготовку IPO для дальнейшего привлечения средств, тем самым обеспечить постоянную цепочку поступления финансовых средств для развития горнодобывающего сектора и для развития экономики страны».

По поводу обоснованности претензий к компании Кумтор можно отметить следующее:

10 респондентов-экспертов затруднились назвать такие притязания. При этом нужно отметить, что в объяснениях части экспертов прослеживается связь со следующей группой.

Обоснованных претензий нет, поскольку связаны не с Кумтором а с Правительством, подписавшим Соглашение, отсутствием профессиональных экспертиз по поводу проблем с инфраструктурой. Такое мнение высказали 9 человек.

«К самому Кумтору нет каких-то претензий. Инвестор - он бизнесмен, он ищет свою выгоду. Претензии - к правительству, ко всем предыдущим правительствам. Должны быть наказаны те, кто в свое время позволил несправедливо распределять доходы данной компании. Это не проблемы Кумтора, а наши».

«Никакие претензии не обоснованы. Если бы Кумтор Оперейтинг Компани нарушал бы условия контракта, тогда в судебном порядке можно было бы решить эту проблему. Сами заключили этот контракт, а потом начинаем возмущаться. Вот кому надо тогда предъявить претензии так это своим собственным представителям власти, которые заключили этот контракт».

«Пусть покажут заключение экспертизы, что действительно из-за того, что по дороге проезжают машины Кумтора образуются трещины в домах, тогда я посчитаю их обоснованными. И тогда дело становится предметом судебного разбирательства. А так можно говорить все, что угодно».

Претензии, связанные с прозрачностью финансово-экономической, производственной деятельностью Кумтора, достоверностью данных показателей.

«Существует определенная закрытость некоторых финансово-экономических показателей. Не все финансово-экономические показатели можно проанализировать, Я думаю, для публичной компании это не приемлемо. Компания должна быть полностью открытой. Если я хочу проанализировать эту цепочку от начала производства до продажи этого золота, то такая информация должна быть».

«Завышение всего спектра затрат, включая инвестиционные (на другие проекты Центерры), а также сомнительные, скрытые, непрозрачные сделки с властями (бывшими и настоящими)».

«Непрозрачные взаимоотношения с чиновниками высокого ранга, отсутствие сведений о добыче, аффинаже и схеме реализации золота, полученной прибыли и затратах».

Претензии, связанные с социально-экономической составляющей деятельности Кумтора. Отметим, что некоторые эксперты отмечали необходимость развития профессионально-технического образования для рабочих специальностей из числа местной молодежи, развитие и поддержку транспортной инфраструктуры, обращали внимание на существенную разницу в заработных платах между местными и иностранными специалистами.

Если с одной стороны, эксперты ратовали за расширение социальных программ для населения, другие – отмечали, что у людей формируется потребительское отношение, что негативно сказывается не только на деятельности Кумтора, но и проявляется в других регионах страны.

«Очень большой разрыв в зарплате, между иностранными и местными специалистами. У иностранных специалистов, зарплата в десять, если не в пятнадцать, двадцать раз выше, чем у нашего специалиста. Это конечно неправильно. Но там, очень сильный профсоюз, который в прошлом году устроил забастовку и поднял зарплату нашим специалистам на 30%. Я в данном случае, на стороне бастующих. Та же «Центерра» работала в Монголии, и монголы сумели добиться того, чтобы зарплаты были одинаковыми».

«Больше должны уделять внимание инфраструктуре, особенно по дорогам, по которым проезжают их автомобили»

«Неэффективное расходование средств на развитие близлежащих сел и территорий».

«С точки зрения рядового гражданина наличие акций, котируемых в Канаде, не представляет практической помощи населению в решении социально-экономических вопросов текущей ситуации».

«Реабилитированная через поддержку Кумтора дорога от Балыкчи до Барскауна пришла в неудовлетворительное состояние и, требует серьезного обновления. Я считаю, что за счет компании необходимо проведение модернизации дороги»

«Мне очень не нравится то, что у Кумтора достаточно большой, ну, это их практика, а не желание наших политиков, большой пакет социальной помощи. Это деньги - в никуда. То, что они делают по Иссык-Кулю, по Нарыну - это не перспективно. Это случилось после Барскауна, когда тупо стали кормить и затыкать рот местным жителям. Появилось потребительское отношение. В результате - это сказалось на всей отрасли. Потому что ко всем геологам, горнодобытчикам, водникам, у жителей такая позиция, что это что-то похожее на Санта-Клаусов, которые будут раздавать подарки. И, когда этот «краник» перекрывается, то возникает недовольство, потому что люди уже привыкли к этому. Паразитирование населения - это плохо. Может быть, если бы те же деньги уходили в бюджет, было бы больше пользы? Но, это их дело, потому, что они это со своей прибыли делают. Но хотя опять вопрос, со своей ли прибыли? Может мы больше потеряли?».

Экологические программы. Нужно отметить, что об экологических рисках, скудности информации чаще говорили эксперты по роду своей деятельности, не связанные с данной проблематикой. Сами экологи больше внимание обращают на компенсационные меры на восстановление ландшафта вокруг Кумтора.

«Нет проекта рекультивации почвы. На что они отвечают: у нас есть план. Но без проекта сложно оценить, достаточно ли средств аккумулируется на средствах, предназначенных для этого. К этому придется возвращаться, когда дело дойдет до драки».

«Еще один момент, который связан с реабилитационными действиями Кумтора. Они заложили несколько миллионов долларов на то, чтобы реабилитировать тот ландшафт, который в результате разработок был разрушен. Причем собираются обрабатывать отвалы, хвосты, чтобы там появилась растительность. Ну, это такие международные стандарты, которые обычно используют для реабилитации хвостохранилищ, отвалов и всего так далее. Но я был на этих местах и считаю, что это довольно глупая затея. Так как, эти высокогорные ландшафты были лишены растительности еще до разработок и заниматься тем, чтобы восстанавливать растительность, которая вообще там не представлена, тратить на это бешенные деньги..?. Это опять же какая-то пиаровская затея или затея, связанная с какими коррупционными схемами. На самом деле эти деньги следовало бы направить на компенсационные меры - восстановление ландшафта в окрестностях Кумтора. Рядом Сары-Джазский заповедник, вот нужно туда и вложить деньги, чтобы восстановить естественные ландшафты, Есть другие места для разумного приложения. А так, хоть миллиард вложи - ничего путного для природы не будет».

Только 3 респондента категорично высказали свою позицию, что вклад Кумтора в экономику страны в целом и Иссык-Кульской области, в частности, не достоин внимания, «по сравнению с тем, что они вывезли» или отметили только строительство дороги Балыкчы-Тамга до месторождения Кумтор.

8 экспертов в той или иной степени, но затруднились ответить на этот вопрос. В этой группе представлены в равной пропорции и те, кто не смог оценить вклад в экономику страны, или вклад в экономику региона.

Остальные ответили на этот вопрос более или менее позитивно. Оценки вклада проекта в экономику страны звучали выше, попытаемся обобщить ответы в данном случае.

Что полезного сделала компания Кумтор?

Для страны

  • поступления в бюджет и соцфонд, которые составляют значительную часть бюджета КР.
  • динственный крупный проект в области горнодобывающей промышленности после получения независимости;
  • Получен большой опыт, который можно будет использовать в будущем/Показала возможности построения взаимоотношений с иностранными инвесторами (отрицательные и положительные)
  • высокий уровень менеджмента, технологий.

Для Иссык-Кульской области

  • создание рабочих мест;
  • отчисления в Фонд развития области
  • благотворительная деятельность
  • социальная поддержка незащищенных слоев населения
  • социальная корпоративная работа (образование, медицина, досуг)
  • микрокредитование

Следует отметить, что многие респоденты отмечали необходимость контроля со стороны Кумтора за использованием, распределением средств Фонда развития области. Хотя, представляется, что данная функция не входит в полномочия компании.

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320