30 апреля в Узбекистане пройдет референдум по изменению Конституции. На голосование будет вынесен единый пакет поправок, в результате чего, при положительных итогах голосования, Основной закон республики будет изменен более, чем наполовину – число статей увеличится с существующих 128 до 155, а количество норм – с 275 до 434.
При этом к существующему статусу суверенного и демократического государства будет добавлен статус правового, социального и светского, а количество социальных обязательств увеличится в три раза. Пенсии и социальные пособия будут привязаны не к прожиточному минимуму, как сейчас, а будут не ниже минимального потребительского бюджета. Государство возьмет на себя обязательство обеспечить инклюзивное образование для детей с особыми потребностями, а также введет запрет на любые формы детского труда, представляющих угрозу здоровью и препятствующие их образованию.
Дополнительно к этому, с 2024 года предполагается реформа местных органов власти, когда хокимы (главы местных администраций, мэры и губернаторы) не смогут больше возглавлять и кенгаши (советы депутатов). Срок президентских полномочий будет увеличен до семи лет, но при этом глава государства не сможет избираться на пост более двух раз. Это касается и других политических постов. Действующий президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев получит право участия в новых выборах.
Какие еще изменения ждут Узбекистан, и какое они окажут влияние, как на социально-экономическое развитие страны, так и на углубление контактов между Россией и Узбекистаном, в том числе в рамках СНГ и ШОС, обсудили участники круглого стола, организованного Центром европейско-азиатских исследований (Екатеринбург) совместно с Генеральным консульством Республики Узбекистан в Екатеринбурге.
Как отметил директор Центра европейско-азиатских исследований, член Экспертного клуба Свердловской области Андрей Русаков, уже началось досрочное голосование, в том числе и на избирательных участках, открытых для граждан Узбекистана на территории Российской Федерации. Только в Уральском федеральном округе будет создано 53 участка для досрочного голосования. Участки для голосования будут открыты в 49 российских регионах.
- Нынешняя Конституция РУз была принята еще в 1992 году, и новые реалии, конечно, требовали своего законодательного оформления. В новой редакции Основного закона заложены не только серьезные социальные реформы, но и значительные изменения системы государственной власти, судебной и избирательной систем – важным аспектом является конституционный запрет на смертную казнь. Помимо этого, для российских экспертов, как и для экспертов из других стран, важно понять и внешнеполитический вектор, - пояснил эксперт.
По словам Генерального консула Узбекистана в Екатеринбурге Абдусалома Хатамова, в ходе подготовки конституционных изменений было проанализировано более 400 документов, принятых ООН, ОБСЕ, ШОС и другими международными организациями, изучены Конституции почти 190 стран.
- Кстати, исходя из положения о том, что «единственным источником и автором Конституции должен быть народ», было проведено всенародное обсуждение всех изменений, от населения получено более 220 тысяч предложений, из которых каждое четвертое было учтено. В проекте Основного закона слово «справедливость» используется семь раз. Таким образом, можно сказать, что основная цель государственно-правовой реформы – движение к справедливому конституционному строю. Особенно хотелось бы обратить внимание на такую конституционную ценность как труд учителя – он признается основой развития общества и государства. В статье 52 прямо говорится, что государство заботится о защите чести и достоинства учителей, их социальном и материальном благополучии и профессиональном росте, - отметил дипломат.
В свою очередь заведующий Центром глобальных исследований международных проблем Дипломатической академии МИД РФ Вадим Козюлин подчеркнул, что российские эксперты внимательно анализируют направления развития Узбекистана.
- Надо отметить, что и ранее, с момента избрания на должность президента Узбекистана Ш. Мирзиеев старался проводить по отношению ко всем государствам дружественную политику, основанную на принципах международного права. Этот подход позволил даже в ситуации сегодняшней турбулентности избежать конфликтов. В статье 18 нового проекта Конституции говорится о том, что РУз будет развивать миролюбивую внешнюю политику, направленную на всемерное развитие двусторонних и многосторонних отношений. Глава государства, согласно новой редакции Основного закона, представляет страну на международной арене, а, значит, и отвечает за формирование базовых документов – Концепцию внешней политики и Концепцию национальной безопасности, - пояснил спикер.
Он обратил внимание, что раньше Узбекистан был ориентирован на внутренний рынок, сейчас же республика активно встраивается в международную экономическую систему, что увеличивает ее потребности в технологиях и инвестициях.
- И отрадно, что частью этого процесса становится российский бизнес, активно наращивая взаимовыгодное сотрудничество между Россией и Узбекистаном, - добавил В. Козюлин.
По мнению руководителя российского офиса международной консалтинговой компании «Anyway.Law» Анджея Сапегина, новая редакция Конституции Узбекистана – фундаментальный документ, особенно в части правовых гарантий граждан.
- Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по решению суда. А без решения суда ни одно лицо не может быть задержано на срок более 48 часов. У граждан Узбекистана появляются все возможности на защиту от незаконного преследования, а предоставляемые экономические права позволяют обеспечить максимальную предпринимательскую активность. Отдельного внимания заслуживает упомянутое в Статье 49 право каждого жителя на благоприятную экологическую среду, что обсуждается в некоторых странах уже на протяжении нескольких десятилетий. В случае ее принятия, данная Конструкция вполне может стать ориентиром и примером для многих стран, - уверен спикер.
По мнению директора Центра экспертных инициатив «Ой Ордо», политолога Игоря Шестакова (Кыргызстан), именно при руководстве Ш. Мирзиеева Узбекистан стал примером для многих стран, как на постсоветском пространстве, так и за его пределами.
- Узбекистан стал определять повестку в СНГ и активно развивать двустороннее сотрудничество, в том числе и между Узбекистаном и Кыргызстаном. Создан кыргызско-узбекский фонд объемом в $50 млн. Изменения во взаимных отношениях видны и на бытовом уровне, граждане двух стран это ощущают. Например, процедура перехода кыргызско-узбекской границы занимает всего пять минут, раньше это было более двух часов. Решаются вопросы делимитации и демаркации границы. Учитывая все вызовы и угрозы в регионе, Узбекистан, тем не менее, согласно Статье 18 проекта новой Конституции, будет вести миролюбивую и дружественную политику по отношению ко всем государствам. И хотелось бы пожелать, чтобы все запланированные перемены осуществились, - подчеркнул эксперт.
Несколько основных целей конституционной реформы в Узбекистане обозначил директор Дипломатической Академии при УМЭД МИД РУз Абдусамат Хайдаров.
- Прежде всего, это укрепление отношений с соседями в Центральной Азии, а также традиционными партнерами из других регионов мира. Основные принципы внешней политики Узбекистана нашли свое отражение в статьях 17 и 18 проекта новой Конституции и закрепляют ее основные подходы. Как приоритет, это миролюбивая внешняя политика и невмешательство во внутренние дела других стран, основанные на нормах международного права и Уставе ООН. Исходя из этого, республика как региональная держава в своей внешней политике стремится к конструктивному, равноправному и взаимовыгодному сотрудничеству с зарубежными странами, основанному на отказе от «права сильного» и блокового мышления. Отличительной особенностью внешней политики РУз, как отмечают многие зарубежные и отечественные эксперты, становится ее проактивный характер, выражающийся в налаживании и продвижении многопланового взаимовыгодного сотрудничества на двусторонней и многосторонней основе, создающей благодатную почву для решения многих проблем, - отметил спикер.
По его словам, эти подходы уже дали позитивные результаты – решаются даже самые сложные пограничные вопросы, среди которых водно-энергетические проблемы. Примером позитивного решения сложных проблем могут служить результаты визита президента Шавката Мирзиеева в Кыргызстан в 2018 году. В частности, были решены многолетние разногласия по пограничным вопросам, а также достигнуты договоренности по строительству Камбаратинской ГЭС.
- Узбекистан готов даже финансировать ее строительство с учетом международных норм, принятых при строительстве такого рода гидротехнических сооружений. Такие же успехи достигнуты и с Таджикистаном, с которым завершается подготовка документов по завершению демаркации границ. Значимые успехи достигнуты во взаимоотношениях с Казахстаном и Туркменистаном. Решение многолетних проблем в регионе позволило существенно нарастить объемы торговли со странами региона, - пояснил дипломат.
Так, торговый оборот с Казахстаном за последние годы увеличился в два раза, достигнув $4 млрд, а с Кыргызстаном – в восемь раз и составил $1,3 млрд. Таких подходов Узбекистан придерживается не только со странами Центральной Азии, но и с другими государствами – традиционными партнерами из других регионов мира, в том числе и с Российской Федерацией.
- Еще в 2004 году Узбекистан и Россия подписали бессрочный Договор о стратегическом партнерстве, а уже в 2005 – Договор о союзнических отношениях. Российский бизнес активно инвестирует в экономику Узбекистана – зарегистрировано почти три тысячи предприятий с участием российского капитала. Политическим руководством обеих стран поставлена задача – в среднесрочной перспективе нарастить оборот до $10 млрд. Флагманом взаимного сотрудничества является соглашение о строительстве первой в ЦА атомной электростанции в Джизакской области. Если говорить в целом, то внешняя политика Республики Узбекистан, архитектором которой является президент Ш. Мирзиеев, нацелена на создание и обеспечение благоприятных условий для устойчивого и долговременного развития страны в столь сложном и нестабильном внешнем мире, - добавил А. Хайдаров.
В рамках дискуссии была отмечена значимость проходящего в Узбекистане общенационального голосования по принятию новой редакции Конституции РУз, которая закладывает основы формирования настоящего лидера Центральной Азии, а также ценного и важного для Российской Федерации партнера по всем направлениям сотрудничества.
Андрей Барышев
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320