Ой Ордо
26.02.2025

Эксперт: ОДКБ – единственная межгосударственная структура, способная дать прямые военные гарантии странам ЦА

В условиях геополитической турбулентности в мире ситуация в Центральной Азии характеризуется определенными рисками для стабильности и безопасности стран региона. Об этом в рамках круглого стола: «ОДКБ 2025: роль Кыргызстана в снижении региональных угроз в условиях нарастающего геополитического напряжения», организованного ЦЭИ «Ой Ордо», рассказал научный сотрудник Института стратегического анализа и прогноза при КРСУ Павел Воробьев.

- С учетом председательства в ОДКБ в 2025 году Кыргызстан будет играть важную роль в предотвращении региональных угроз. Перед республикой стоят следующие задачи:

1. Укрепление безопасности и стабильности: Кыргызстан может использовать свое стратегическое географическое положение для улучшения сотрудничества по вопросам безопасности между государствами-участниками ОДКБ и иными международными и региональными организациями – такими как ООН, ШОС, СНГ. Участие в совместных учениях, обмен опытом и информацией в ответ на возможные угрозы безопасности позволит улучшить оперативные возможности стран региона и всей Организации договора коллективной безопасности;

2. Противодействие терроризму: С учетом увеличения террористической активности в регионе (ситуация в Афганистане, на Ближнем Востоке), Кыргызстан может активизировать свои усилия по противодействию терроризму, участвуя в многосторонних инициативах и программах, направленных на борьбу с радикализацией молодежи, а также на профилактику терроризма и экстремизма в государствах-членах ОДКБ;

3. Экономическое сотрудничество: Экономическая стабильность напрямую связана с безопасностью. Кыргызстан может инициировать проекты в рамках ОДКБ (в том числе совместно с СНГ и ЕАЭС), направленные на развитие экономики и создание рабочих мест. Также имеет смысл инициировать выработку действенных предложений по льготному миграционному режиму для трудовых мигрантов из стран ОДКБ на территории стран Организации, с учетом аспектов национальной безопасности каждой страны, что поможет снизить уровень социальной напряженности внутри большинства стран-участниц и предотвратить экстремистские настроения;

4. Усиление миротворческого потенциала государств-членов Организации договора коллективной безопасности: Необходимо усиливать миротворческий контингент  ОДКБ, в том числе во взаимодействии с ООН, а также рассмотреть возможности задействовать его по запросу в третьих странах для обеспечения безопасности в зоне ответственности Организации. Участие в миротворческих миссиях, позволит не только укрепить безопасность в регионе, но и улучшить имидж Организации на международной арене;

5. Развитие эффективной системы реагирования на чрезвычайные ситуации: выработка действенной единой системы, а также более глубокое взаимодействие для реагирования/ликвидации/прогнозирования различных видов угроз, включая природные катастрофы и техногенные аварии соответствующих органов государств-членов ОДКБ по снижению риска чрезвычайных ситуаций позволит расширить зоны ответственности, эффективность и имидж;

6. Усиление интеграции и сотрудничества между членами ОДКБ: Кыргызстан, как председательствующая в 2025 году сторона, может стать инициатором по вопросам интеграции на разных уровнях внутри Организации. Это может касаться решения спорных вопросов между членами ОДКБ – использования водных ресурсов, приграничные вопросы,  членство Армении и др. Также имеет смысл усиление нормотворческой интеграции между государствами, в том числе, в плане выработки единых подходов к определению организаций, относящихся к террористическим/экстремистским в государствах в ОДКБ.

Таким образом, Кыргызстан может играть активную роль в снижении региональных угроз в условиях нарастающего геополитического напряжения, используя все доступные инструменты и механизмы сотрудничества в рамках ОДКБ. Эффективная реализация этих инициатив поможет не только укрепить безопасность страны, но и повысить стабильность в зоне ответственности ОДКБ в целом.

Отвечая на вопрос, как обострение ситуации в Афганистане и смена режима в Сирии повлияют на региональную безопасность, эксперт подчеркнул, что ситуация в этих странах создает серьезные угрозы региональной безопасности, особенно для Центральной Азии.

- Возможные риски, исходящие из данных стран:

1. Усиление террористических группировок: На волне успеха, выраженного приходом к власти Талибана в Афганистане в 2021 году, и падение режима Асада в Сирии в 2024 году, возникают серьезные опасения относительно усиления террористических групп, таких как Аль-Каида и ИГИЛ. Также, усилилась угроза распространения радикальных идеологий, которые могут спровоцировать конфликты в странах региона, особенно в тех, где уже существуют этнические или религиозные напряжения. Необходимо учесть, что ситуации в Афганистане и Сирии могут взаимно влиять друг на  друга. Например, радикализация в Сирии может вдохновить последователей различных террористических групп в Афганистане и наоборот;

2. Усиление миграционных потоков: Политическая нестабильность и экономические трудности, а также возможное обострение между разнообразными вооруженными формированиями внутри Афганистана и Сирии могут привести к увеличению числа беженцев, что создаст дополнительные нагрузки на соседние страны, что также может усилить риски дестабилизации государств-членов ОДКБ;

3. Международные реакции: Отсутствие единого подхода и единой реакции международного сообщества на ситуации произошедшие в данных странах, учитывая наличие разнообразных геополитических интересов и конкуренции геополитических и региональных игроков (Сирия-Россия, Турция, США и др.; Афганистан – США, Китай, Пакистан и др.) может послужить основой для дестабилизации региона в целом, в том числе и в зоне ответственности ОДКБ.

При этом Воробьев отметил, что гарантировать безопасность Центральной Азии в условиях геополитической турбулентности в мире могут не все региональные объединения, т.к. каждое из них имеет свои особенности, механизмы влияния и ограничения.

- Организация договора коллективной безопасности – единственная из региональных военно-политических структур имеет определенный опыт развертывания коллективных сил (ситуация в Казахстане в 2022 году). Также, согласно уставным документам, ОДКБ имеет право вмешиваться в случае возникновения внешней агрессии против одного из членов. Минус, что две страны ЦА (Узбекистан, Туркменистан) не входят в ее состав, что влияет на обеспечение общей региональной безопасности. Но, на данный момент это единственная Организация, способная дать прямые военные гарантии странам ЦА. Однако ее эффективность ограничена некоторыми политическими разногласиями внутри объединения и сильной военно-политической и военно-материальной зависимостью от России, которая на данный момент больше внимания уделяет угрозам, исходящим от украинского кейса;

- ШОС имеет в своем составе крупных мировых и региональных игроков (Россия, Китай, Индия и т.п.) Целевое назначение создания Шанхайской организации сотрудничества, это прежде всего, экономика, а потом уже политика и борьба с терроризмом. ШОС может укрепить экономическую и антитеррористическую стабильность, но четких механизмов или примеров реализации своего потенциала, не имеет. Согласно уставным документам Организация не гарантирует защиту в случае военной угрозы. Кроме того имеют место определенные противоречия между членами ШОС (Индия/Пакистан, Китай/Индия);

- Организация тюркских государств в последнее время довольно активно ведет политику, в том числе и идеологическую, постепенно трансформируясь во все более сильную региональную структуру с определенными притязаниями на создание в будущем единого военно-политического союза под лидерством Турции. Но пока реальных механизмов для обеспечения и  гарантирования безопасности в ЦА она не имеет. В том числе, нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что Турция является членом НАТО, соответственно любая обширная военно-политическая активность с турецкой стороны должна быть согласована с альянсом. Также надо отметить, что две страны, входящие в ОТГ, – Узбекистан и Туркменистан на сегодняшний день фактически придерживаются военно-политического нейтралитета, что может негативно повлиять на возможное военное сотрудничество в рамках тюркского объединения, - поделился наблюдениями ученый.

Касаясь  вопроса  биологической безопасности, эксперт  отметил, что в последнее время она стала одним из важнейших направлений национальной безопасности каждой страны.

- Для более эффективного ее обеспечения в Кыргызстане, помимо принятия закона необходимо предпринять следующие меры:

1. Создание нормативно-правовой базы: Необходимо разработать дополнительные подзаконные акты и регламенты, которые будут конкретизировать положения закона, разработать соответствующие процедуры и стандарты для обеспечения биологической безопасности;

2. Обучение и подготовка кадров: Важно организовать программы обучения для специалистов в области биобезопасности, включая медицинских работников, ветеринаров, экологов и научных сотрудников. При отсутствии базы для подготовки данных специалистов внутри республики, необходимо наладить взаимодействие государствами, где имеется соответствующая база по подготовке данных специалистов, в первую очередь налаживание взаимодействия со странами ОДКБ;

3. Создание инфраструктуры: Необходимо обеспечить наличие лабораторий и исследовательских центров, оснащенных современным оборудованием для диагностики и исследования опасных биологических агентов. В том числе, при создании инфраструктуры, необходимо выработать и внедрить эффективной системы мониторинга за состоянием биобезопасности на уровне как государственных, так и частных учреждений;

4. Международное сотрудничество: Установить партнерские отношения с международными и региональными профильными организациями (ООН, ОДКБ, ШОС и др.) и соседними странами для обмена опытом, знаниями и ресурсами в области угроз биологической безопасности, - добавил П. Воробьев.

По его словам, наиболее вероятный сценарий в случае наличия рисков дестабилизации стран ЦА это – диверсифицированный подход, при котором страны ЦА будут балансировать между ведущими региональными игроками на двусторонней основе, и различными акторами, усиливая национальную безопасность через многосторонние региональные организации и союзы.

Наталья Лобанова

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320