Страны Центральной Азии в ближайшее время могут столкнуться с экологической катастрофой, прежде всего, из-за обмеления водоемов и рек, отметил эксперт по международным отношениям, зампредседателя Совета по устойчивому развитию в условиях изменения климата при спикере ЖК КР Байкадам Курамаев.
Данной информацией он поделился в рамках круглого стола: «Реалии и перспективы решения водных проблем Кыргызстана в контексте межгосударственного сотрудничества Центральной Азии», организованного Центром экспертных инициатив «Ой Ордо» в партнерстве с Советом по устойчивому развитию в условиях изменения климата при спикере ЖК КР.
Спикер обратил внимание, что согласно прогнозам специалистов, в двух главных реках региона – Сырдарье и Амударье – к 2050 году уровень воды снизится почти на 15%, что неблагоприятно скажется на странах, использующих данный водный ресурс. Вместе с тем он подчеркнул, что решать водные проблемы страны Центральной Азии должны сообща.
Об этом на Международном форуме в Астане говорил и президент РК Касым-Жомарт Токаев: «Чтобы предотвратить экологическую катастрофу в регионе, мы призываем выделять больше ресурсов на поддержку Международного фонда спасения Арала. Проблема воды и изменение климата тесно связаны между собой. Центральная Азия – это регион, где водная безопасность может быть достигнута только путем тесного сотрудничества и эффективно подобранных совместных мер», – процитировал слова главы Казахстана эксперт.
- Президент Кыргызстана в свою очередь отметил, что с учетом дефицита и высоких цен на энергоносители возобновляемые источники энергии все больше и больше выходят на первый план. Кыргызстан же, обладая значительным потенциалом в гидроэнергетической сфере, использует его всего лишь на 13%, - напомнил Б. Курамаев.
Он также привел слова С. Жапарова: «Особо хочу выделить то обстоятельство, что расположение Кыргызстана в зоне формирования водных ресурсов, которыми также пользуются страны-соседи, обусловливает нашу высокую ответственность перед всем регионом. Кыргызстан выступает за важность и значимость сотрудничества в этой области на справедливой, разумной и равноправной основе, отвечающей интересам всех стран региона».
Как отметил спикер, 22 июня 2023 года депутат Мажилиса Серик Егизбаев обратился к депутатам Государственной думы России с предложением совместной работы над проектом по переброске части стока сибирских рек в Казахстан и другие страны центральноазиатского региона.
- Я считаю, что нужно использовать различные межгосударственные подходы в решении водных проблем в ЦА. К примеру, для разработки системы справедливого обмена водных ресурсов в регионе необходимо создать единый координирующий орган, с привлечением России, которая смогла бы сыграть роль посредника в переговорах об активизации управления водными ресурсами, используя механизмы таких объединений, как ЕАЭС и ШОС. Первым шагом могло бы стать вынесение на обсуждение водного вопроса на повестку намеченного на осень саммита глав государств в формате «ЦА + Россия». Вероятней всего российская сторона готова оказать поддержку усилиям стран ЦА по самостоятельному управлению и рациональному использованию водных ресурсов, - отметил Б. Курамаев.
Он обратил внимание, что Международный фонд спасения Арала является наиболее походящей площадкой для сближения стран в водных вопросах.
- На 14-15 сентября 2023 года запланирована встреча глав государств-учредителей данного фонда, в рамках которой будет определена следующая страна-председатель. В порядке очередности ею может стать и Кыргызстан, конечно, при условии восстановления полноценного членства республики в МФСА. На мой взгляд, это необходимый шаг, поскольку он предоставил бы нашей стране дополнительные возможности выносить на повестку и достигать договоренностей о взаимной поддержке региональных инициатив в сфере водопользования, а также реформирования самого Международного фонда по спасению Арала, - подчеркнул эксперт.
Россия в этой связи, по словам спикера, могла бы получить статус наблюдателя в МФСА. После чего, было бы логично установить прямое экспертное взаимодействие по линии профильных ведомств и соответствующих институтов, в том числе в рамках Фонда. Налаживание кооперации могло бы стать ключевым фактором недопущения в чувствительную для стран региона сферу западных игроков, которые вполне могут использовать водные проблемы ЦА в своих геополитических интересах.
- Ориентация нашего соседа – Таджикистана, также обладающего мощными водными ресурсами, на тесное сотрудничество с такими институтами как ЮСАИД и Всемирный Банк пока не привело к эффективному решению проблемы, в связи с чем страны ЦА должны искать тех партнеров, которые смогут предложить реальные шаги. Иначе деструктивные силы используют водные проблемы в своих геополитических интересах, - добавил Б. Курамаев.
Стоит отметить, что Евросоюз, продвигая тезис о том, что «во имя всеобщей водной справедливости управление водными ресурсами нуждается в переоценке и выработке новых правил», в мае 2022 года сформировал Глобальную комиссию по экономике водных ресурсов. Ее отчет лег в основу программы действий в области воды, призванной изменить подходы к распоряжению водными ресурсами на уровне правительств.
Одним из приоритетов внешней политики водную проблему сделал и Вашингтон, отведя себе роль лидера в обеспечении «Глобальной водной безопасности». При этом США пытаются убедить мировое сообщество, что процесс сокращения водных ресурсов будет провоцировать острые споры вплоть до вооруженных конфликтов.
План действий Белого дома по глобальной водной безопасности содержит сведения о том, что к 2023 году практически половина населения Земли будет испытывать нехватку воды. На этом основании Вашингтон намерен развернуть сбор данных о состоянии и потенциале гидроресурсов стран мира под предлогом оказания помощи развивающимся странам по защите их водных запасов. Ключевая роль в программе отведена агентству США по международному развитию и Американскому тихоокеанскому институту.
Американские эксперты разработали «стратегию справедливости в области водных ресурсов и климата», а ЮСАИД – схему «глубокого анализа» водных запасов в бассейне р. Квандо между Анголой, Ботсваной, Намибией и Замбией. Специалисты агентства заявляют, что это позволило значительно снизить вероятность конфликта из-за воды в регионе. И теперь подобную модель планируется применять во всем мире.
При этом призывы развивающихся стран создать Фонд по возмещению им убытков, нанесенных развитыми государствами, США игнорируют, что говорит лишь о том, что Вашингтон нацелен исключительно на получение доступа к чужому водному потенциалу, учитывая что в самих США набирает обороты водный кризис.
При этом не исключено, что «водная экспансия» будет осуществляться в ультимативной форме и сопровождаться разжиганием «водных» конфликтов, прежде всего, в зонах влияния стран, являющихся геополитическими конкурентами Запада. В связи с чем можно сделать вывод, что западные страны на самом деле не заинтересованы в решении водных проблем в ЦА, скорее всего, водная тематика будет активно использоваться ими для оказания давления на политической руководство стран региона, наращивание социального напряжения и т.д. А это значит, что если центральноазиатские государства решат при соединиться к инициативам Евросоюза и США, они рискуют остаться без необходимых водных ресурсов.
Наталья Лобанова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320