Общество
04.03.2025

Эксперт ЦЭИ "Ой Ордо": без основного исполнителя — учителя — любая реформа обречена на провал

В Кыргызстане 12-летнее школьное образование вводить нужно, но не так масштабно, а с пилота.

Об этом 24.kg сообщила экс-замминистра образования КР, эксперт по гуманитарным вопросам центра экспертных инициатив «Ой Ордо» Умутхан Тыналиева.

По ее словам, большинство цивилизованных государств давно работают по 12-летней схеме и в ней тоже есть свои плюсы.

«Многие в качестве аргумента приводят поступление в европейские и другие зарубежные вузы. Но это не самое главное. 12-летняя система направлена на разгрузку базового учебного плана. Однако масштабное реформирование в целом по стране может привести к тому, что система образования окажется в зоне риска», — сказала Умутхан Тыналиева.

Она отметила, что для масштабной реформы должна быть хорошо подготовленная инфраструктура системы образования, а она резко различается по всем регионам. В столице и других крупных городах наблюдаются практически одинаковые проблемы — переполненные классы, нехватка помещений, дефицит кадров; в сельских школах рисков может быть меньше.

«Недавно представители Минобразования сказали, что школы в Бишкеке будут брать в аренду кабинеты в детсадах, и туда к первоклассникам будут приходить учителя. Это не правовой метод и совершенно не логично, ведь детсады тоже переполнены», — заметила она.

Умутхан Тыналиева считает, что проводить реформу нужно в режиме пилота — выбрать более или менее подготовленные школы, просчитать и отследить все возможные риски, сделать выводы.

Она подчеркнула, что ключевая фигура любой реформы в системе образования — это, прежде всего, учитель и его готовность к реформам.

Без основного исполнителя — учителя — любая реформа обречена на провал. Учителей надо готовить поэтапно, особенно это касается начального блока.Она привела в пример соседний Казахстан, где начали пилотное внедрение 12-летнего образования еще в 2003-м, но на первом этапе там взяли меньше 100 школ и ежегодно расширяли пилот.

«Практически 20 лет они к этому двигаются, и у нас то же самое можно было бы сделать. Нужно немного поменять режим введения 12-летки, а Министерству образования — проводить более открытый диалог. Они сами по себе, как в закрытом клубе, выдают нам какие-то готовые рецепты, схемы, которые неизвестно с кем обсудили и на основе каких аналитических материалов. Министерству нужно выйти на открытую площадку. Сейчас просто многие со страхом ждут первое сентября. Как это обернется для школ, детских садов, учителей, и главное для детей и родителей, пока не понятно», — резюмировала Умутхан Тыналиева.

Напомним, вчера на заседании комитета ЖК депутат Камила Талиева заявила, что инициатива Минобразования по переходу на 12-летку обречена на провал. Позже глава ГКНБ Камчыбек Ташиев выступил против перехода на 12-летнее школьное образование.

По его словам, Кыргызстан пока не готов к таким реформам. При этом, по словам заместителя председателя кабинета министров Эдиля Байсалова, в Кыргызстане уже более 35 лет работает 12-летняя школа — 11 классов плюс нулевой, просто это формализовали.

В связи с реформой уже планируется ряд новшеств на 2025/26 учебный год. В том числе некоторые ученики смогут перепрыгнуть через класс, а дети, прошедшие дошкольную подготовку, будут зачислены сразу во второй класс, минуя первый.

24.kg

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320