Согласно последнему отчету МВФ, Таджикистан медленно оправляется от последствий мирового экономического кризиса. Экономика страны находится на подъеме. Прогноз на 2011 год относительно позитивный, но риски остаются, включая: региональные торговые барьеры со стороны Узбекистана; зависимость от ситуации в регионе, особенно в России как основной стране, принимающей наших трудовых мигрантов; рост цен по основным видам импорта (продовольствие, нефтепродукты); слабое и непрозрачное управление крупными государственными предприятиями; рост «плохих» долгов в финансовом секторе в связи с неурегулированным состоянием списанных хлопковых кредитов.
Производство выросло. Цены тоже
ЗА 11 месяцев 2010 года экономический рост в Таджикистане составил 5,7% по сравнению с 3,4% в кризисном 2009 году. МВФ прогнозирует рост в 5,5% по итогам 2010 года.
При этом промышленное производство выросло на 10,3% в основном из-за роста производства в легкой и пищевой промышленности (от 16,8% до 21,9%). Несмотря на это, вызывает серьезное опасение более чем двухкратное снижение производства плодоовощной консервной продукции в текущем году.
В отличие от прошлых лет, производство алюминия теряет роль локомотива промышленного производства страны. Несмотря на хорошую конъюнктуру и значительный рост мировых цен, производство алюминия выросло незначительно, всего на 2,8%. Основная причина - непрекращающаяся избирательная торговая блокада со стороны Узбекистана, препятствующая поставкам глинозема в достаточных объемах.
В отличие от прошлого года, когда сельскохозяйственное производство выросло на 11%, в текущем году рост в аграрном секторе оказался скромнее и составил 6,9%. В то время как производство хлопка, овощей и фруктов выросло от 5 до 15%, производство зерна сократилось на 2,9%, а винограда на 9,3%.
В прошлом году урожай пшеницы впервые составил более миллиона тонн, а урожай овощей и фруктов в среднем вырос на 20-40%.
Нужно разобраться с причинами низкого производства зерна и принять меры по увеличению посевов. Это особенно важно из-за роста мировых цен на зерно и муку. В ноябре текущего года цена на муку выросла почти на треть (на 28,6%) в сравнении с декабрем 2009.
Также важно ускорить работу по внедрению рыночных механизмов кредитования и производства хлопка сейчас, когда мировые цены на хлопок выросли более чем в два раза.
Как и в прошлые годы, к сожалению, нельзя сказать, что рост сельскохозяйственного производства сопровождался увеличением предложения рабочей силы на селе, так как усилился отток рабочей силы из сельской местности в трудовую миграцию.
Цены выросли, и инфляция составила 8,8% на конец ноября 2010 года (включая 11,2% на продовольствие). На конец года МВФ прогнозирует 9% инфляции, но этот прогноз вполне может быть превышен. Цены в основном выросли на волне значительного роста цен на зерно и муку (28%), сахар, фрукты и овощи.
Растущие цены на продовольствие значительно повышают риски не только продовольственной безопасности, но и социальной стабильности в стране, где потребление хлеба составляет более половины всего рациона, особенно среди сельского населения, а инфляция на 1/3 формируется за счет цен на хлеб и муку. В последнее время о продовольственной безопасности много говорится (имеется даже стратегия), но, к сожалению, мало что делается, что и подтверждает статистика.
Ситуация в финансовом секторе ухудшилась
Уровень плохих кредитов (просроченной задолженности) вырос до более чем 30%, а исключая хлопковые кредиты – до 13,5%. Согласно оценкам МВФ, уровень кредитования частного сектора сократился на 22% в 2010 году. По большинству индикаторов финансового сектора ситуация ухудшилась. Сокращение кредитования со стороны банков было вызвано увеличением рисков импортно-экспортных операций (на фоне торгового эмбарго Узбекистана) и, как следствие, сокращением объемов торгового кредитования банками. К сожалению, сохраняется тенденция, когда из-за высоких рисков долгосрочного кредитования реальной экономики 2/3 кредитного портфеля таджикистанских банков размещаются в краткосрочные торговые кредиты и коммерческую деятельность.
В части хлопковых кредитов, несмотря на списание 500-миллионного долга производителей хлопка, процесс реструктуризации до сих пор не урегулирован, а данные просроченные кредиты так и продолжают «висеть» на балансе банковской системы, угрожая ликвидности последней. Планируется, что Минфин выпустит 10-летние облигации под списанные долги по хлопку под 2% годовых, но и это решение затягивается. Безусловно, если президент принял решение и списал долги, то правительство в лице Минфина должно взять на себя эти обязательства, но в данном случае все бремя ляжет на бюджет. Нужно искать золотую середину, но нужно также понимать, что дальнейшее затягивание процесса грозит «убить» банковскую систему, что уже и заметно в связи с 20-процентным сокращением кредитования в текущем году. Как и в прошлом году, риски ликвидности в банковской системе остаются высокими.
Как и прежде, около 65% всех депозитов и кредитов деноминированы в долларах. В результате возможное дальнейшее обесценение сомони негативно повлияет на способность выплачивать кредиты со стороны заемщиков и малого бизнеса. В текущем году в целом курс национальной валюты остается стабильным, но в конце года имеет место некоторое ослабление сомони из-за роста спроса на инвалюту для обслуживания годовых обязательств коммерческих банков перед иностранными партнерами.
Радует что в текущем году иностранные резервы НБТ выросли на $169 миллионов, до 477 миллионов. Это отражает гораздо более разумную политику нового руководства Национального Банка в плане накопления и использования международных резервов.
В 2010 году объем внешнего долга вырос на 2% к ВВП, до 36,4% к ВВП, что связано с привлечением новых кредитов на крупные проекты дорожно-энергетической инфраструктуры. Политика внешнего заимствования должна быть более осторожной и учитывать риски растущих обязательств и наступление сроков возврата крупных кредитов Китая, выпадающих на 2011-2018 годы.
Мигранты и переводы
Основным движущим фактором роста экономики, безусловно, является экспорт рабочей силы и денежные переводы. По различным оценкам, от 1 до 1,5 миллиона граждан страны находится в сезонной трудовой миграции, из них более 95% в Российской Федерации. На волне роста цен на энергоносители, экономика России растет примерно на 5-6%, что увеличивает спрос на рабочую силу. В результате, денежные переводы после 32-процентного сокращения в 2009 году, восстановились на 1/3 к прошлому кризисному году и составляют пока что 39% к ВВП в 2010 году. Трудовая миграция продолжает оставаться гарантом социальной и экономической стабильности, но это также представляет собой риски внешней зависимости, толчка к инфляции, зависимости от импорта и зависимости от внешнеполитической позиции «большого соседа». Резкий всплеск ксенофобии и национализма в последнее время в России, а также последовательное ужесточение режима внешней трудовой миграции ставит острую необходимость формирования единой государственной политики внешней трудовой миграции в Таджикистане, обучения и развития навыков и квалификации, усиления языковой, правовой грамотности и правовой защиты наших мигрантов в России со стороны государства.
Ситуация в сфере налогово-бюджетной (фискальной) политики была напряженной весь год и к концу года немного улучшилась. Причиной недобора доходов стало опять же «избирательное торговое эмбарго» со стороны Узбекистана.
Главным уроком, который должен извлечь Таджикистан из блокады со стороны Узбекистана, является то, что наши импорт и внешнеэкономическая деятельность крайне уязвимы. Нужно срочно развивать внутреннюю экономику, поднимать свое производство через структурные реформы и создание нормальных условий для ведения бизнеса, защиты инвестиций, чтобы меньше зависеть от «прихотей соседа».
Возвращаясь к фискальной политике, 2/3 всех доходов бюджета составляет НДС на импорт и таможенные платежи. В условиях, когда падает внешняя торговля, соответственно сокращаются поступления в бюджет. К середине 2010 года ситуация была напряженной, а недобор доходов составлял до 15%. К осени удалось выйти на 5% недобора, а за 11 месяцев текущего года бюджет выполнен на 98,8%, и в доходную его часть поступило 4,4 миллиарда сомони. Глава Минфина страны отметил, что поступления в доходную часть бюджета в декабре месяце заметно увеличились.
Напомним что «Закон о бюджете на 2010 год» предусматривал доходы в объеме 6,9 миллиарда сомони и расходы в 7,4 миллиарда сомони. Таким образом, вызывает сомнение, каким образом Минфин заключил, что бюджет выполнен на 98,8%, когда было собрано 4,4 миллиарда вместо 6,9 миллиарда запланированных. Даже если исключить поступления, запланированные на декабрь, никак не получается 98,8%.
За счет кого собирают налоги?
В расходах бюджета в текущем году приоритет был отдан капитальным расходам на электроэнергетику (1,250 млрд. сомони, включая 650 миллионов на Рогун) и социальную политику (41% всех расходов).
11 ноября Парламент страны принял Закон «О государственном бюджете Республики Таджикистан на 2011 год». Доходная часть бюджета на 2011 год предусмотрена в размере 8,3 млрд. сомони, а расходная часть – 8,6 млрд. Таким образом, дефицит составляет 300 млн. сомони, или 1% к ВВП. Это лучше чем в текущем году, когда дефицит был заложен на уровне 490 миллионов сомони, или 2% к ВВП.
Отрадно, что в бюджете на следующий год 48% всех расходов или более 4,1 млрд. сомони, планируется направить на финансирование сферы соцзащиты, пенсионного обеспечения и зарплату работников бюджетной сферы.
Беглый анализ бюджета нынешнего и следующего годов показывает значительное (20%) увеличение запланированных номинальных доходов. Тем не менее, в реальном выражении уровень доходов вырастет лишь на 1,5% к ВВП, так как и сам ВВП в номинальном выражении также должен вырасти значительно (на 18,4%), с 25 до 29,7 миллиарда сомони.
Данное увеличение показывает, с одной стороны, включение новых проектов по программе государственных инвестиций (ПГИ) за счет внешних кредитов и грантов по развитию, а с другой стороны, отражает увеличение абсолютной налоговой нагрузки на субъекты и отрасли экономики и бизнеса. Последнее решение ввести акцизы на операторов мобильной связи является примером того, как государство пытается переложить часть налоговой нагрузки на граждан страны и жизнеспособный бизнес. Неудивительно, что растет уровень уклонения от налогов, а 90% всего малого бизнеса (включая средние и крупные предприятия) функционирует на основе упрощенного режима предпринимательства на основе патента. Согласно анализу, проведенному Ассоциацией малого и среднего бизнеса, при условиях абсолютно легальной работы малый бизнес должен уплачивать до 70% всего валового дохода в виде налогов, что делает его функционирование просто нерентабельным. К сожалению, этого не видят чиновники, ответственные за формулирование налоговой политики государства. Они продолжают усложнять Налоговый кодекс и «рубить сук», на котором все мы сидим.
Растет экспорт или тормозится импорт?
В отличие от прошлых лет, когда сильнее рос импорт и медленней экспорт, в 2010 году ситуация изменилась и рост экспорта опережает рост импорта. Это, с одной стороны, хорошо для устойчивости платежного баланса, но с другой стороны, показывает, что скорее не экспорт растет, а импорт тормозится. Это происходит ввиду накладываемых торгово-транспортных ограничений на Узбекской границе, где до сих пор задерживаются под разными предлогами до 700 вагонов, предназначенных для Таджикистана.
Итак, после 28-процентного сокращения экспорта в 2009 кризисном году, в текущем году экспорт вырос на 17,9% по итогам 11 месяцев. Это произошло по причине роста мировых цен на хлопок и алюминий, что позволило увеличить объемы экспорта в дальнее зарубежье.
Вместе с тем вызывает обеспокоенность, что экспорт в ближнее зарубежье, т.е. в страны СНГ, сократился на 25,5%, что отражает плохую работу по диверсификации экспорта и низкие объемы экспорта местной аграрной и плодоовощной продукции. По-прежнему рассчитываем на хлопок и алюминий.
Другой более важной причиной обвала экспорта в соседние страны является разрыв единого рынка электроэнергии в регионе и отказ Узбекистана закупать избыточную электроэнергию, вырабатываемую нашими ГЭС в летнее время. В 2010 году экспорт электроэнергии практически прекратился совсем и упал на 95%. В результате холостого сброса воды в текущем году Таджикистан потерял до $60 миллионов в качестве упущенной выгоды от продажи электроэнергии на экспорт. Вывод – нужно срочно всеми силами строить альтернативные линии передачи электроэнергии на юг, в Пакистан и Афганистан, чтобы на равных говорить с соседями.
После 21-процентного сокращения импорта в 2009 году в 2010-ом за 11 месяцев импорт вырос всего лишь на 2%. Конечно же, это крайне мало и не обеспечивает потребностей восстановления экономики, строительства и инвестиций, потребления. Задержка роста импорта целиком на совести «недружественного соседа», пытающегося «поставить Таджикистан на колени» из-за наших планов построить Рогун. Например, импорт транспортных средств сократился на 36%, электроэнергии на 83%, глинозема на 16%.
Рогунская компания была не продумана
2010 год прошел для экономики страны под знаком ускорения «стройки века» - Рогунской ГЭС. Проект Рогуна должен повысить объемы производства электроэнергии на 13 миллиардов КВт.ч в год.
После ряда неудачных попыток сформировать международный консорциум инвесторов, правительство решило собственными усилиями построить гидроузел.
Кампания сбора денег на Рогун среди населения в начале года через выпуск акций была не до конца продумана, но позволила привлечь до 820 миллионов сомони, или $218 миллионов, или 3% к ВВП. Тем не менее, международные эксперты отмечали неоднократные случаи принуждения к приобретению акций, особенно среди госслужащих и местного бизнеса. После того как активная фаза сбора средств была приостановлена в мае 2010 года по рекомендации МВФ, продажи практически приостановились.
Кроме собранных средств населения, сам бюджет 2010 года выделил на Рогун 650 миллионов сомони, а на 2011 год заложили 850 миллионов.
На данный момент ускорение строительства невозможно по причине задержек поставок грузов для Рогуна на границе с Узбекистаном и по причине отсутствия технико-экономического и экологического заключения со стороны международных экспертов под эгидой Всемирного банка. Пока ВБ лишь только отобрал консультантов для этой работы, а само заключение следует ожидать лишь в следующем году, непонятно когда. Узбекистан уже заранее отказывается принимать это заключение.
Таким образом, неясно, каким образом планируется ускорять темпы строительства и использовать деньги акционеров – населения страны. Однозначно было бы лучше, если бы эти деньги работали на экономику, а не были бы заморожены на счетах в банках.
В настоящее время, по сообщениям различных источников, из средств, собранных от продажи акций, на закупку оборудования, и материалов затрачено порядка 200 миллионов сомони. Однако нет никакой информации о проведении открытого тендера, о наименовании оборудования, подлежащего закупке.
Еще 230 миллионов было решено разместить на депозитных счетах коммерческих банков по процентной ставке 9% годовых. Это случилось лишь в конце августа, так что потери от инфляции составили до 5% от всех собранных средств.
Информация о финансировании строительства Рогунской ГЭС в настоящее время крайне скудная. МВФ настаивает на проведении международного аудита и аккумуляции всех средств, собранных за счет денег населения через продажу акций, на едином счете, открытом для всех.
Международные организации настаивают на большей прозрачности деятельности открытого акционерного общества «Рогунгэсстрой», включая публикацию ежеквартальных отчетов, ведение единой базы данных всех акционеров, регистрацию проданных населению акций в уставном фонде АООТ «Рогунгэсстрой».
Страна-реформатор: Теория и практика
Прогресс в осуществлении структурных реформ в 2010 году был неоднозначным. Из успехов важно отметить достижения страны в рейтинге Ведения бизнеса по методологии Всемирного банка. Второй год подряд Таджикистан вошел в десятку реформаторов, добившись повышения рейтинга на более чем десять позиций – с 152 до 139 места. С июня 2009 по июнь 2010 года Таджикистан улучшил позиции по таким показателям как регистрация бизнеса (внедрение принципа регистрации в «одно окно»); защита инвесторов (закон о защите миноритарных акционеров); уплата налогов.
Тем не менее, не нужно забывать, что Таджикистан еще находится далеко внизу в списке из 185 стран, и многие реформы и успехи отмечены скорее «авансом» и только на уровне принятия законов. Тогда как реальные практики остаются неблагоприятными для ведения открытого бизнеса и свободной конкуренции в Таджикистане. Неудивительно, что доля частного сектора к ВВП составляет всего 48% против 75% в соседней Кыргызской Республике.
Другим отражением неблагоприятного инвестиционого и бизнес-климата в Таджикистане являются низкие показатели частных инвестиций к ВВП - 1%.
К примеру, в нестабильном Кыргызстане этот показатель составляет 6%. Для иностранного инвестора особенно проблемными являются вопросы получения полноценной информации об инвестиционных возможностях и законодательстве, отсутствие механизма защиты инвестиций, и особенно защиты собственности и прибыли от незаконного присвоения, поглощения и «рейдерства». Случаи неконкурентного ведения бизнеса особенно часты у нас в Таджикистане.
Прочими важными структурными реформами, где прогресс пока еще незначителен, является внедрение финансовой и управленческой прозрачности в деятельность крупных предприятий формирующих доход страны, в первую очередь ТАЛКО и «Барки точик».
Еще в начале года МВФ выставлял условием для получения новых кредитов проведение аудита ТАЛКО и «Барки точик». Технически аудит проведен только лишь в «Барки точик». Но качество последнего низкое, а текст аудита не обнародован полностью (доступно только краткое заключение).
Правительство не завершило тендер на внешний аудит операций ТАЛКО на 2008-2009 годы, как обещало в 2010 году. Кроме того, не опубликован аудит ТАЛКО за прошлые годы. Самым важным и проблемным вопросом является необходимость включения в аудит операций управляющей компании ТАЛКО, занимающейся продажей алюминия на внешних рынках.
Таким образом, совершенно непонятно, каким образом МВФ согласился на утверждение новой программы кредитования, когда не выполнено ключевое требование прозрачности - публикация полной версии аудита крупных предприятий, и непонятно, когда будет выполнено вообще.
Другие реформы продвигаются, но также с трудом. Имеют место задержки и блокирование со стороны различных заинтересованных сторон. Это касается таких направлений, как:
- либерализация рынка продажи земли через внедрение сертификатов на право пользования землей;
- внедрение рыночных механизмов финансирования сельского хозяйства;
- институциональная и финансовая реформа «Барки точик»;
- разделение и либерализация авиационного рынка и реструктуризация «Таджик Эйр»;
- реформа финансового сектора;
- реформа системы управления государственными финансами, включая вопросы прозрачности, подотчетности;
- создание органа независимого внешнего аудита по принципу Счетной палаты, подотчетной парламенту.
Бахриддин КАРИМОВ,
независимый экономист
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320