Причина многих скандальных разбирательств, связанных с реализацией инвестиционных проектов, которые охватили горнодобывающую отрасль, заключается в несовершенстве законодательной системы, - считает руководитель общественного объединения «Независимая экологическая экспертиза» Олег Печенюк.
- В свое время в республике было одно из наиболее совершенных законодательств на пространстве СНГ, которое четко регламентировало все основные нормы, связанные с соблюдением экологических правил, со стороны компаний при разработке месторождений. Однако с начала 2000 гг. ситуация в этой сфере стала кардинально меняться. Многие положения были отменены, и все перешло в стадию согласований. К примеру, нормативы при проведении взрывных работ сегодня носят исключительно рекомендательный характер. Эти положения касаются и вопросов с ледниками, вблизи которых производятся горнодобывающие работы.
В итоге мы сегодня наблюдаем правовой бардак, который творится в горнодобывающей отрасли в плане экологических требований. По закону вроде бы имеются жесткие требования, но как только дело доходит до исполнения, то здесь правовые механизмы практически отсутствуют.
Парадоксальная ситуация складывается с хвостохранилищами. Существуют положения, согласно которым, хранящиеся в них отходы являются сырьевыми ресурсами. Но с другой стороны, те же хранилища с урановыми отходами, которые воспринимались, как глобальная угроза экологической безопасности Кыргызстана, сегодня могут иметь статус техногенного месторождения. Более того, на его разработку можно еще и продать лицензию. Ну, разве это не абсурд?
«Регион.kg»: Получается, что ведомства только на словах занимаются решением экологических проблем, а инвесторы оказались крайними в сложившейся ситуации?
- Еще раз хочу повторить, что законодательная база в соблюдении экологических нормативов содержит только требования, но механизмы их выполнения четко не прописаны. Поэтому Госинспекция по экологической безопасности по отношению к разработчикам горнорудных месторождений действует примерно как узаконенная «рэкетирская» группировка. Отсюда и постоянные скандальные инциденты, которые происходят с инвесторами.
Происходят эти разбирательства следующим образом: сначала руководству бизнес-компаний со стороны Госинспекции предъявляется масса претензий. Затем чиновники через СМИ громко заявляют, что, якобы, при разработке месторождений природе был нанесен колоссальный экологический ущерб. Когда наши эксперты начинают разбираться, то выясняется, что все обвинения основаны на пустом месте и реальные методики расчетов нанесения ущерба просто отсутствуют. Вся так называемая борьба за экологию реально является популизмом, за которым могут стоять личные интересы госслужащих.
«Регион.kg»: А что вы можете сказать в отношении отчета Госкомиссии по «Кумтору», в котором инвестору предъявляют массу экономических претензий и штрафы в размере 100 миллионов долларов?
- Ситуация вокруг «Кумтора» носит в основном характер политической борьбы. Все остальное отодвинуто на второй план.
На любом предприятии, не только на «Кумторе», можно найти экологические проблемы. Вопрос заключается в том, какой реальную угрозу представляют выявленные членами Госкомиссии нарушения? Учитывая, что у соответствующих ведомств отсутствует элементарная методика и система расчетов по масштабности нарушений, любой международный суд даже не станет их рассматривать. К тому же, в республике действуют законодательные положения о защите инвесторов. На основании этих законов инвестор, в данном случае разработчики «Кумтора», наверняка смогут легко доказать, что Госкомиссия в своих выводах не имеет реальных и подкрепленных научными методиками расчетов.
Экспертов моей организации тоже пытались привлечь в ряды парламентской комиссии по «Кумтору», которую возглавлял Садыр Жапаров. Нам было предложено выехать в составе комиссии на рудник в конце февраля или начале марта. Но какие можно проводить экологические исследования в еще зимний период времени, в условиях морозов, кода все используемые химические реактивы, даже в случае сброса в водоемы, просто замерзают. Поездка уже заранее была абсолютно бессмысленной, но депутатам срочно требовалось найти хоть какой-то негатив. Более того, у этой комиссии имелось предписание в обязательном порядке найти превышение мышьяка. У меня в итоге возник только один вопрос: кто планировал весь этот бред? Вот реальный уровень наших государственных комиссий.
«Регион.kg»: Но крайними оказываются инвесторы, которые уже имеют большие проблемы не только с госорганами, но и местными сообществами.
- Да, положение дел складывается именно таким образом. Возьмем ситуацию с новым законом «О недрах», где также фактически отсутствуют правовые методики решений экологических вопросов. На экспертном уровне мы предупреждали Министерство экономики, что в том виде, в котором он был разработан, его принимать не стоит, иначе будут серьезные проблемы с притоком инвестиций. Элементарно под новый законопроект у бизнес-компаний не был утвержден план работ. В таком случае, как инвесторы будут работать? И произошло то, что инвесторы просто стали замораживать крупные инвестиционные проекты в Кыргызстане и начали вкладывать средства в другие страны.
Без четкого определения правил игры, ни один серьезный инвестор не станет работать в Кыргызстане, а будут и дальше появляться сомнительные бизнес-структуры, которые пытаются не разрабатывать, а торговать месторождениями. Но такая ситуация выгодна чиновникам, которые в итоге ни за что не отвечают, и в результате в решении экологических проблем горнодобывающий отрасли царит бардак. А экологические проблемы, как были, так и остаются на втором плане. От инвестора, что госорганы, что местные сообщества требуют только денег.
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320