- Те оптимистические ожидания, которые были, к величайшему сожалению, так и остались ожиданиями за прошедшие двадцать лет. Хотя изначально планы о строительстве государства были достаточно позитивными. Я считаю, что знаковыми вещами для страны стали: Декларация о независимости, первая Конституция, принятие национальной валюты и т.д. Более того, посмотрите, сколько в мире многомиллионных народов, не имеющих своей государственности. А у пятимиллионного Кыргызстана – есть флаг, герб, своя пусть и многострадальная, но Конституция. Свои, хоть и незавершенные, но государственные границы. Это – самое главное достижение августа 1991 года – мы стали государством. Пусть слабеньким, бедненьким, но государством с суверенитетом и правом международного голоса. Хотя нужно отметить, в Кыргызстане власть и народ по-разному ставят запятую во фразе о государстве: любить нельзя уничтожить.
Знаете, есть такая притча, что для каждого является Родиной. Так вот для англичанина – это старое кожаное кресло. Для американца – офисный стул. А для нас жителей постсоветских стран – это саморучно сколоченная скамейка, на которой выцарапано «Здесь был я».
Вот и через двадцать лет, глядя на Кыргызстан, можно сказать, Родину исцарапали своими «Я» слишком многие. Поэтому подытоживая этот период независимости, в голову приходит одна фраза: «Нам бы день простоять и ночь продержаться».
«Регион.kg»: А в чем, на ваш взгляд, заключаются основные причины проблем в эффективном развитии страны. Ведь Кыргызстан обладает всеми необходимыми природными ресурсами для того, чтобы успешно развивать экономику?
- Большие удары по нормальному развитию страны нанесли различные политические катаклизмы, включая две революции, которые прервали естественный ход политического развития Кыргызстана. Если мы возьмем исторический опыт, то там, где силовым методом меняется политическая модель, вы не найдете интересов государства. На смену нормального политического развития приходят групповые политические интересы.
С другой стороны, мы должны есть свой кусок хлеба, а не собирать крошки с чужого стола. Я имею в виду позицию государства, которое живет за счет собственных ресурсов, а не ходит с протянутой по миру рукой и не клянчит внешнюю помощь. Вот когда у нашей власти будет такое понимание, мы придем к тому, что будем выстраивать самодостаточное государство, которое в экономическом плане можно считать независимым.
Мы сейчас с ностальгией вспоминаем о прежней советской системе, когда государство давало социальные гарантии в обмен на гражданские свободы. Ведь теперь мы имеем в Кыргызстане полную свободу. Поэтому народ сегодня свободен от политической и экономической стабильности, безопасности, правопорядка. В свою очередь государство свободно от обязательств перед народом. Также свободно власть распоряжается национальными богатствами. Потому что понятие «национальный» давно стало оболочкой для псевдопатриотических лозунгов и этнопопулизма.
На самом деле в Кыргызстане достаточно крупного бизнеса, который мог бы уже давно сам инвестировать в экономику. Но без государственных гарантий, при такой системе налогообложения капитал лучше вывезти за границу, чем вкладывать в развитие страны.
«Регион.kg»: Но ведь за эти годы у властей было немало программ, которые были направлены на то, чтобы развивать экономику, укреплять безопасность, сокращать бедность.
- Если брать период правления Акаева, нельзя забывать, что все суверенные государства на постсоветском пространстве строились на обломках СССР. И после распада Союза, практически все постсоветское пространство было охвачено системно-идеологическими кризисами. Остро встал национальный вопрос. Только за период с 91 по 93 годы в бывших республиках СССР произошло примерно 150 межэтнических конфликтов. Волна самоидентификации охватила не только Кыргызстан, это был естественный процесс возрождения национальных культур. Но этот же процесс имел и другую сторону – мы слишком многое сломали, расчищая дорогу в светлое будущее.
Думаю, что смена формаций могла проходить в нашей стране менее болезненно, если бы мы, в первую очередь, исходили из сохранения государственных устоев, оставленных нам в наследство от прежней системы. Были допущены стратегические ошибки, связанные с процессом приватизации общенародной собственности. Когда мы начинали, перед аграрным сектором страны была поставлена задача создания 80 тысяч фермерских хозяйств, чтобы решить вопросы продовольствия. Однако в это время все действующие в стране колхозы и совхозы были рентабельными.
Ряд государств, к примеру, Беларусь, не пошла по пути слепого уничтожения этой формы хозяйствования. Если коллективная собственность успешно работает, зачем ее надо было уничтожать. То же самое происходило и в сфере промышленности, которая начала бездумно и бессистемно акционироваться. Но если предприятия выпускали пользующуюся спросом продукцию и имели рынки сбыта, зачем надо было разваливать и разрушать эти производства, декларируя новые формы управления, связанные с введением частной собственности. Так что в этих стратегических областях изначально были допущены серьезные ошибки, которые затем хоть и пытались исправить, но многое уже было потеряно, упущено и развалено.
А дальше больше. Программы пишутся, но никто не успевает их выполнять. В первую очередь, из-за кадровой чехарды. О каком развитии будет думать министр, если каждый день его могут снять. В нормальной стране кабинет министров работает определенный срок. Скажем, четыре года. И каждый знает, что за это время он должен добиться определенного результата. В соответствии с обещаниями, которые эта партия или премьер, или президент дали на выборах избирателям. Как показала жизнь, нашей экономике нужны не программы, а ответственность.
«Регион.kg»: Главным достижением Кыргызстана стала демократия?
- Да, реформы в Кыргызстане начались с политических преобразований. Видимо, судьбе было угодно, чтобы страну возглавил Аскар Акаев. По своему характеру и политическим взглядам он не был классическим представителем партийно-номенклатурных кругов.
Августовские события 91 года продемонстрировали в нашей республике столкновения прежних и новых политических сил. К примеру, в Казахстане и Узбекистане к власти пришли люди, которые занимали ключевые посты в республиканских компартиях. Поэтому Назарбаев и Каримов начали преобразования в стране с базисных вещей – с экономики. В связи с чем, этим страны за последние два десятка лет удалось сформировать определенный экономический потенциал.
Однако у нас политические реформы так и не были подкреплены конкретными экономическими проектами. Потому что Акаев больше внимания уделял политике, чем экономике. Эти политические процессы в результате привели к тому, что власть начала заниматься обманом своего народа. И этот процесс, к сожалению, продолжается и сегодня. А именно с экономической безалаберности начинается разбазаривание государства. Вы можете любого сейчас на улице спросить, что вас больше всего не устраивает? И вам ответят, в Кыргызстане нет справедливости. Обыкновенной справедливости в распределении общественных благ и социальных гарантий. Получается, общественный договор между государством и демосом не исполняется. Демос отдает голоса, государство не отдает прибыль. Поэтому мы пережили две революции и со страхом ждем третью. Низы не могут, верхи не хотят. Классическая ситуация.
Это и есть наша демократия – демократия шума, демократия силы, когда народу не остается ничего другого, как камнями и палками пробовать достучаться до властей. Посмотрите, с начала года в стране произошло более 700 митингов. Как минимум два митинга за день. Но такое число общественных выступлений – это не рост демократии, это обнищание того демократического завоевания, которое было двадцать лет назад. Мы износили свою демократию до дыр. И из этих дыр выглядывает: у власти награбленные богатства, у народа нищета. Так что демократия не обязательно становится панацеей от всех бед, как нас долго в этом убеждали. Приведу пример Индии, крупнейшая демократия мира одновременно является крупнейшим рассадником коррупции. Хорошо, что мы маленькая страна.
«Регион.kg»: Но ведь в стране есть политическая элита...
- Наша нынешняя политическая элита является достаточно пестрой и неоднозначной. Должна формироваться новая политическая элита, на основе нового поколения политиков. Сейчас у политиков, которым по 35 лет, абсолютное иное понимание вопросов госуправления. Они мыслят абсолютно другими категориями. Но самое главное, они искренне переживают за судьбу своей страны и готовы многое для нее сделать. Поэтому, я считаю, что для прогрессивного развития Кыргызстана вперед, необходима скорейшая смена поколений во власти. Иначе мы так и будем чинить колесо арбы, когда весь мир уже освоит космос.
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320