Внешняя политика республики в последнее время вызывает острые дискуссии в политической и общественной среде. Об особенностях сложившейся ситуации свое мнение в интервью «Региону.kg» высказал экс - глава МИД, директор Форсайт центра "Barometer.kg" Эднан Карабаев.
«Регион.kg»: После принятия новой Конституции до сих пор в Кыргызстане идут жаркие споры на тему, кто определяет сегодня в стране внешнюю политику, парламент, президент или правительство? Есть ли в этом вопросе проблемы, которые заложены действующей Конституцией?
Сегодня внешняя политика Кыргызстана – это трехголовый змей, у которого перепутались головы и поэтому каждая поджигает другую. В Конституции право реализации внешней политики есть у всех ветвей власти и одновременно ни у кого. У нас получается, Жогорку Кенеш, утверждая правительство, одновременно утверждает и предложенную программу развития, включая внешнеполитическую деятельность.
И проблемы начинаются уже на этом этапе. Ведь у нас правительство формирует партия большинства, но с привлечением представителей других партий. Соответственно, возникает вопрос, чью программу действий во внешней политике будем брать за основу - партии большинства, партии, представившей министра иностранных дел, а, может, партии, давшей министра экономического развития? И как должен парламент утверждать правительство, когда внешнеполитические приоритеты партий разнятся? Если один хочет дружить с Северной Кореей, а другой - с Южной, то мы либо принимаем правительство без оглядки на программы партий и предвыборные тезисы, за которые голосовал народ, либо подбираем членов правительства так, чтобы совпадали партийные ценности. Но тогда уже нет и речи о профессионализме.
В принципе, эта неразбериха заложена в самой формулировке полномочий правительства: «правительство отвечает за реализацию внешней политики». И ни слова о том, кто ее будет определять, кто установит основные приоритеты и стратегию.
Идем дальше – реализация. Здесь наша Конституция находится в противоречии уже с международным правом, поскольку в мировой практике официальную позицию государства представляют правительство или президент, но не спикер. У нас же президент не имеет вообще никаких полномочий. Даже представляя страну, он должен спрашивать разрешения у правительства на принятие какого-либо решения. Получается, президент может ездить или просто покататься, или совершать официальные визиты только вместе с премьером? Но одновременно и спикер, которому отдали внешнюю политику, не имеет должных полномочий, поскольку Жогорку Кенеш – это законотворческий институт, а внешняя политика не относится к законотворчеству.
Остается премьер, который сначала получает разрешение на реализацию внешней политики, потом ее реализует, потом за нее отчитывается. При этом ратификация и денонсация международных договоров, вопросы границ и признания государств, выработка позиций государства и т.д., то есть, основные механизмы внешней политики находятся у парламента. Сложно представить, как и что должно реализовывать правительство в такой ситуации - передавать письма или организовывать командировки?
Вот и получается. Двадцать лет писали Конституцию, восемь штук разработали со всеми Венецианскими комиссиями и Конституционными совещаниями. А потом за месяц после революции быстренько приняли самую продвинутую. Видно для того, чтобы в президентское кресло поскорее усесться. Зато теперь пожинаем плоды – вместо того, чтобы ветви власти могли полноценно сотрудничать, они выясняют, кто и чем должен заниматься. Что ж, сгнившая голова рукам покоя не дает.
«Регион.kg»: На ваш взгляд, как зависимость от внешней помощи влияет на внешнюю политику Кыргызстана?
Это классическая политическая пропорция – чем меньше и слабее государство, тем больше на него оказывается внешнего влияния. Бывает, внешний фактор действительно влияет позитивно, требуя от правительства соблюдения прав человека и свободы слова. В этом отношении Кыргызстан уже добился значительных результатов. Но есть и внешняя поддержка, скажем оппозиционных сил, чтобы держать правительство на поводке. Есть неправительственные организации, отрабатывающие деньги пикетами и митингами.
Кстати, в Кыргызстане еще никто не проводил ревизию эффективности от реализации многочисленных проектов. Да, есть построенные школы или больницы, но еще огромное количество тренингов и тренеров, которые работают над сознанием молодежи. Есть неподсчитанное количество круглых столов и конференций, которые закладывают параметры как внешней, так и внутренней политики. Есть огромное число экспертиз и экспертов, которые дают рекомендации министерствам и ведомствам, в том числе по внешней политике. И по всем этим параметрам действует один простой закон – кто платит, тот девушку и танцует.
«Регион.kg»: Вопросы о присутствии американской военной авиабазы в республике последние 7 лет остро стоят на политической повестке дня. Однако сейчас возникли дискуссии и по российской авиабазе в Канте. Как, по вашему мнению, руководство Кыргызстана должно решать вопросы их присутствия?
- Начнем с того, что нахождение военных объектов у нас относится не к разряду местных пожеланий, а к реалиям мировой политики. Есть угроза нападения на Иран и война, в которую будут втянуты многие страны. Есть Афганистан и проблемы безопасности, которые могут многократно возрасти после вывода американских войск. Именно поэтому сегодня по всему центрально-азиатскому региону создаются транзитные центры, формируется так называемый «пояс безопасности». Потому что террор может пойти через наши полуоткрытые границы, трудноконтролируемые горные перевалы, проблемы анклавов и напряженность Ферганской долины.
С другой стороны, у каждой из мировых держав есть свои планы по тому же Ирану, Афганистану, Пакистану, Центральной Азии в целом и каждой центрально-азиатской республике в отдельности, и сорвать эти планы никто не позволит. Опыт двух наших революций - тому свидетельство. Знаете, как говорят, когда власть слишком туго затягивает народу пояса, народ затягивает этой власти галстук. Здесь примерно также. Попробуешь перетянуть пояс у крупных игроков, и они займутся твоим галстуком.
Конечно, любые переговоры направлены на получение максимально большей выгоды для своей страны. И в этом наш президент прав – гуманитаризация ЦТП «Манас», реформирование центра с военным контингентом в гражданский хаб значительно снизят угрозу для нашей страны. Это же относится и к слиянию четырех военных объектов в один. Все-таки четырехкратное военное присутствие одной страны на территории такой маленькой республики, как наша, это многовато. Даже для стратегически важного партнера, каким является Россия.
Так что разговоры о выходе военных баз из Кыргызстана относятся скорее не к отношениям с Россией или США, а к проблеме нашей политизации. Ведь эти базы уже не один год используются для политического пиара очередной оппозиции. Возьмите, к примеру, революцию 2010 года. Уверенные заверения будущего временного президента о том, что «мы их уйдем» из «Манаса», сменились уже через месяц на переговоры о том, на каких условиях оставить американский транзитный центр.
И эти условия мы получаем от каждой из стран или международных организаций, которые выделяют нам гранты и льготные кредиты. Одни только рекомендации по написанию Конституции чего стоят. Так что порой присутствие гуманитарной организации может оказать намного большее влияние на внутреннюю политику страны, чем военной базы.
«Регион.kg»: Какие преимущества получит Кыргызстан ,войдя в состав Евразийского союза? Что этот интеграционный проект Владимира Путина может дать республике?
Первое и самое главное. Еще ни одна страна не смогла прожить вне интеграционных процессов своего региона. Трансформация мирового порядка завершила время одиночек или изоляционизма. Посмотрите на Китай, который сегодня вышел за пределы своей Великой стены, хотя еще пару десятков лет назад был закрытой страной. Тем более это относится к Кыргызстану. Мы все еще живем на постсоветском пространстве, которое после распада Союза заложило и определенные параметры будущего развития. К примеру, правовая сфера.
Точно также страны Таможенного союза и будущего евразийского - наши основные торговые партнеры. Именно на них приходится половина товарооборота Кыргызстана. И срочно найти альтернативу мы не можем уже по той простой причине, что у нас нет собственных путей сообщения. Но вопрос в другом – а нужна ли эта альтернатива.
Евразийский союз уже является крупнейшим в мире объединением по территории и шестым по ВВП. Это трудовой рынок на 170 миллионов человек и экономика свыше двух с половиной триллионов долларов. Причем, Евразийский союз создан не на пустом месте. Оставив историческое советское единство, можно вспомнить, что единое экономическое пространство, в которое мы входим, и которое было создано еще в начале 2000-х годов, это пространство стало эволюционным этапом в развитии СНГ. Содружество помогло нам пережить распад СССР, ЕЭП позволило сформировать прочные экономические связи. Теперь просто следующий этап интеграции и модернизации, когда постсоветские страны могут выступить силой, формирующей глобальный миропорядок и мировую экономику.
И независимо от того, хотим мы входить или нет, Кыргызстан в любом случае в той или иной мере уже участвует и будет участвовать в Евразийском проекте. Другой вопрос, как входить. К примеру, сегодня Казахстану дали льготный период на пять лет для 80 наименований продукции. Учитывая, что наша экономика, мягко говоря, не так развита, нужно думать о более длительном льготном периоде.
В принципе, о преимуществах Евразийского союза уже не раз говорилось, это и поставки ГСМ, и развитие энергетической сферы. Да, наше производство зависит от внешнего рынка, и вхождение в Евразийский союз может сказаться на текстильном производстве. Плюс – значимая часть нашей экономики основана на реэкспорте. Естественно, рынки придется перепрофилировать. Меньше завозить, больше производить самим. Возможно, это станет стимулом для развития внутреннего производства, безусловно, если налоги не задушат внутренний бизнес на корню, и удастся хоть немного ограничить коррупцию.
Позитивным моментом станет свободное перемещение товаров и продукции. Для нас это плюс, особенно, если в экономике мы сделаем упор на сельское хозяйство. Будут облегчены миграционные процессы и снижены таможенные пошлины.
Для Кыргызстана есть еще один важный внешнеполитический аспект в Евразийстве. Сегодня ни одна страна, даже самая сильная, не может проводить внешнюю политику, не участвуя в интеграционных процессах, на уровне различных союзов и альянсов. Наше нынешнее участие в международных организациях в лучшем случае сводится к формальному голосованию
Мы работаем во многих международных структурах – ООН, ОБСЕ, ОИК и т.д., но это скажем так, ребята из соседнего двора. Поэтому и важно участие в международной организации, которая решает задачи своего пространства. Есть ЕврАзЭС, ОДКБ, СНГ, каждый из этих институтов решает свою задачу. Здесь же мы говорим о шаге вперед.
При этом для Кыргызстана стоит первоочередная задача - максимально сохранить собственную государственность и экономику. Ведь вхождение казахского или российского бизнеса может значительно сократить наше собственное участие в тех же ГЭС или добыче полезных ископаемых. Нам придется отказаться от части суверенитета в распределении доходов и срочно решать проблему безработицы, потому что произойдет умирание рынков и малого бизнеса, живущих сегодня за счет продажи и перепродажи китайских товаров. Так что помимо выгоды от единого развития нужно очень тщательно просчитывать риски. Потому что они будут, как и социально-экономические сложности. Да, они предполагаются, только на первом и краткосрочном этапе, но при нашей политической нестабильности этот период может стать катализатором новых волнений и социальных взрывов. Соответственно, до светлого будущего мы вновь можем не дойти.
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320