В Бишкеке по инициативе общественного Фонда эффективного партнерства и аналитического сайта «Регион.kg» прошел круглый стол на тему "Кыргызстан после президентских выборов". В ходе форума, в котором приняли участие депутаты парламента и ведущие эксперты Кыргызстана обсуждались вопросы, связанные с моделями государственного устройства, а также основные риски и угрозы для Кыргызстана. Доклад известного общественного деятеля, политолога Эднана Карабаева был посвящен наиболее актуальным для республики общественно – политическим темам.
- Тема президентских выборов обсуждается в Кыргызстане еще с прошлого года, когда страна оказалась на грани утраты легитимности и государственности. К сожалению, несмотря на то, что парламентские выборы восстановили некое подобие на легитимность, проблема государственности имеет место быть в еще большей степени. Поскольку новая, поспешно принятая форма правления в значительной степени усилила процессы децентрализации, клановости и трайбализма. Партии, построенные по принципу родства, а не программного единства, не могли не заложить в основу парламентаризма семейные ценности. Сегодня Кыргызстан напоминает миксер, в который намешали различные элементы от социально-экономических до политико-гражданских: деиндустриализация и экстремизм, наркотрафик и трайбализм, культурная деградация и регионализм, коррупция и развал экономики. Кыргызстан, находящийся в зависимости от внешнего фактора, получает одно уравнение за другим, задающие очередные аттракторы нашего хаоса. Вот только управлять хаосом получается далеко не всегда, особенно если у каждого игрока свои задачи. В результате коллегиальное управление снаружи и авторитарные тенденции внутри – такую властную аномалию получил Кыргызстан. И такая многостандартная власть не способна решить имеющиеся проблемы, тем более, когда тенью этой власти стали события на Юге прошлого года. И когда эта власть дискредитировала себя в глазах мирового сообщества, отказавшись от выводов по Югу международной комиссии.
Сегодня к выборам мы подходим с многочисленными проблемами, оставшимися от прошлой власти и возросшими за год. Эти проблемы уже являются вызовами нашей стабильности и после президентских выборов любой конфликтный или проблемный очаг может превратиться в пожар. Недовольство выборами закладывается уже сегодня, а решать политические задачи мы давно научились силовыми методами. Главными проблемами сегодня и рисками на завтра является следующее.
Во-первых, межэтнический конфликт на Юге, который был уже заморожен двадцать лет и который так и не получил механизма сдерживания. Не говоря о механизмах предотвращения. Итогом стал июнь 2010 года. Но конфликт не получает должной профилактики, и угроза только возрастает. Поскольку социальные проблемы, ставшие причиной столкновения, сегодня обострились. Равно как и межэтнические, проблемы национальной самоидентификации. Я всегда говорил, что сохранение народа и возрождение своей культуры не может идти за счет уничижения других наций и народностей. И наша национальная политика должна быть направлена на возвращение домой трудовых мигрантов, а не изгнание собственных граждан. Зреющие межэтнические страхи и межэтническое недоверие лишает нас возможности построить единое общество, перейти от национальной самоидентификации к гражданской идентичности.
Во-вторых, от деления на Север и Юг мы перешли к делению на области, районы, улусы в зависимости от политических раскладов на очередных выборах. Тот факт, что формой давления на власти, иностранный бизнес, политиков друг на друга давно стали народные акции протеста и митинги только расшатывает ситуацию. От демократии разума, которая начала зарождаться в первые годы независимости, мы пришли к демократии шума после 2005 года и демократии всеобщего нигилизма сегодня.
С начала года в стране, по статистике, ежедневно проходит четыре митинга, два из которых в столице. Риски нестабильности и неповиновения существуют постоянно. В 2005 году политическая клика переступила черту между государственной ответственностью и политической вседозволенностью. Этот бумеранг вернулся к нам в 2010, возвращается и сегодня. Народ выбирает тех, кто нравится России, Штатам или кто больше заплатит, поскольку политическая усталость достигла максимума. Такое падение гражданской позиции, понимания гражданских свобод и возможности воспользоваться своими правами никогда не станут основой для государственного строительства. Риск потерять государственность исходит в большей степени не от внешнего фактора, а от собственного нежелания сохранить Кыргызстан. Сегодня до половины населения не верит в честные выборы. При этом сохранилось недовольство референдумом, парламентскими выборами. Это недовольство может выплеснуться в любой момент, усиленное возможной фальсификацией выборов или использованием административного ресурса. Со всех сторон заготовлено оружие, потому что нельзя допустить к власти северных или южных, и этот аргумент является основой политических кампаний – не отдадим власть другому региону.
В-третьих, отсутствие внешнеполитической стратегии привело к тому, что Кыргызстан все больше разочаровывает международных игроков. Поскольку мы оказались достаточно неудачным проектом. Островок демократии привел к автократии и экономическому упадку. Тюльпановая революция привела к автократии и экономическому коллапсу. Парламентская республика не продержалась и года, демонстрируя нежизнеспособность. Причем, инвестиции и многочисленные вливания под развитие демократических институтов и гражданских свобод стали основой для роста коррупции и утраты цивилизованности, а реформирование вновь сведено к кадровым перестановкам и охоте на ведьм.
Именно утрата цивилизованности становится основной угрозой, так как общество стремительно возвращается к архаичности, мечтая о манапстве и многоженстве. Нашей угрозой становится средневековье, в котором уже отключены телеканалы. Прозрачность выборов обеспечивается ограничением свободы доступа к информации. А право голоса ограничением избирательных участков для выехавших на заработки за рубеж.
Общество итак уже утратило доверие к власти, и выборы, проведенные по таким стандартам, изначально закладывают предпосылки для свержения властей и новых волнений. Поскольку для соблюдения законов, для формирования правового поля должен соблюдаться элементарный общественный договор: властные полномочия в обмен на социально-экономические гарантии. В условиях, когда обещанные иностранные инвестиции придержаны, а мировой кризис будет отыгрываться как раз таки на экономически слабейших странах, рост благосостояния представляется сомнительным. В глазах внешних инвесторов страна выглядит как несостоятельное государство с высокой степенью политического риска. Часть иностранных бизнес-структур, безусловно, еще с прошлого года рассматривает варианты сокращения своего присутствия или уход из Кыргызстана.
Именно поэтому мы обещаем последнее, отдаем недра и природные ресурсы. Во многом внешняя политика после революции повторяет действия прежних властей.
А ведь помимо обещаний в довыборный период, придется отвечать и за поддержку на выборах. Чтобы бороться за кресло, нужно договориться со всеми – Западом, Россией, нашими соседями, криминальными авторитетами, местными кланами и т.д. Уже сегодня идет перераспределение власти, но вот устроит ли оно всех и смогут ли после выборов рассчитаться со всеми - еще вопрос. Главным решением этого вопроса, как всегда, видят очередную смену Конституции с тем, что переписать ответственность. Никто не видит необходимым подготовить к выборам экономическую платформу или программу действий на случай победы, но все усиленно решают, кого сделать врагом, а кого соратником.
И пока не решится, кто с кем и против кого дружит, вызовы государственности остаются краеугольным камнем этих выборов".
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320