Последствия пандемии коронавируса и возникшего в связи с ней экономического кризиса, приведшего в том числе и к трансформации политических систем стран ЕАЭС, обсудили участники международной конференции, прошедшей в онлайн режиме между Белоруссией Кыргызстаном и Россией
По словам руководителя проекта «СОНАР-2050», политолога Семена Уралова, посткарнтинный мир – это очередной этап кризиса, который начался еще в 2008 году и продолжился в 2014-2015 годах, а эпидемия является лишь попыткой преодолеть этот кризис без ведения классических войн.
Эксперт отметил, что пандемия коронавируса – это дымовая завеса, скрывающая глобальные процессы, происходящие на международной политэкономической арене, в частности, передел мировых промышленных зон, а именно, вывод фабричного производства из Китая. Докладчик обратил внимание, что в последние 15 лет ключевым потребителем стратегических благ капиталистической модели, изначально смоделированной для США, стала КНР.
- В результате новой индустриализации, основные потребительские товары стали закупаться не у США, а у Китая. Теперь сливки собирают не только те, кто дает кредиты, но и те, кто производит товары, - подчеркнул он.
Говоря о странах постсоветского пространства, Семен Уралов подчеркнул, что они находятся на периферии мировой экономики, располагая ресурсами, и не располагая, как таковыми, промышленными мощностями. В связи с чем страны СНГ снабжали мировых производителей ресурсами, взамен получая необходимые товары.
- Сейчас же спрос на сырье будет снижаться, в связи с чем Россия и другие страны евразийского пространства могут остаться в проигрышном положении, если не начнут использовать свои ресурсы в собственной промышленной зоне, которые будут создаваться по всему миру по принципу территориальной близости, и станут альтернативой глобализации, которая заканчивается. При этом, важно подчеркнуть, что в новом мире еще более актуальными станут вопросы обеспечения безопасности, - отметил эксперт.
По его мнению, в посткарантинном мире изменится и психология потребления, и структура экономики. Эксперт не исключает, что может произойти кризис трудовой миграции, при котором первыми пострадают люди средней квалификации, в том числе из сферы услуг. Будет проседать сфера строительства.
- К примеру, в Бишкеке построено много зданий, но теперь непонятно кому продавать эти площади. Ситуация скажется на торговых центрах. Предприниматели попробуют «удаленку» и им это понравится. На этом фоне вырастет значимость тех, кто занят в госсекторе, также на первый план выйдут первичные потребности и обеспечивающие их сферы, - добавил Семен Уралов.
В свою очередь депутат ЖК КР Евгения Строкова обратила внимание, что после пандемии изменится рынок труда в силу того, что в Кыргызстан вернутся десятки тысяч трудовых мигрантов. Однако парламентарий видит в этом скорее плюсы.
- Как говорится, нет худа без добра. И я надеюсь, что возращение наших граждан из России и других стран даст толчок развитию сельского хозяйства и промышленности, - подчеркнула она.
Дополнительные возможности, по мнению Евгении Строковой, открыла пандемия и в сфере образования.
- Эпидемия и введение ЧП подтолкнули нас к развитию дистанционного образования, потребность в котором уже давно созрела, но мы никак не могли взяться за это направление. Между тем, развитие удаленного обучения поможет нам решить ряд острых проблем, включая проблему дефицита кадров, - продолжила депутат.
Она также считает, что нынешняя ситуация переставила приоритеты. Парламентарий убеждена, что пандемия изменит статус недооцененных профессий – врача и учителя.
- Реформы, которые проводились в социальных сферах с момента распада СССР в целом не принесли положительных результатов и в итоге привели к тому, что эти сферы перестали обеспечивать потребности страны в качественном медицинском обслуживании и в образовании, и пандемия коронавируса этот факт еще раз наглядно продемонстрировала. И я надеюсь, что теперь государство пересмотрит отношение к этим двум направлениям. При этом, важно учесть, что для повышения статуса того же учителя необходимо повышать и уровень самих педагогов. Преподаватели в школах, средне специальных образовательных учреждениях и вузах должны не только преподавать теорию того или иного предмета или давать учащимся практические трудовые навыки, они также должны обращать внимание на воспитательные, духовно-нравственные и идеологические аспекты, - добавила Евгения Строкова.
Продолжил тему сопредседатель Клуба региональных экспертов КР «Пикир», политолог Игорь Шестаков. Он обратил внимание, на необходимость углубления сотрудничества между странами ЕАЭС, подчеркнув, что объединение обладает достаточным запасом прочности, который позволит пережить пандемию, и не попасть в список 30 стран, которым, по версии ООН, грозит голод.
- Я бы хотел напомнить, что Россия первой пришла на помощь Кыргызстану после начала пандемии, передав республике несколько тысяч тестов для диагностики новой пневмонии. Позже российской стороной была передана еще одна партия тест-систем, и оказана другая помощь, например, продовольственная. Как говорится, друг познается в беде, и нынешняя беда показала, кто наш настоящий друг, - отметил эксперт.
Говоря о последствиях пандемии, он подчеркнул, что грядут тяжелые времена, и после ее окончания мир уже не будет прежним.
- Сегодня мы наблюдаем закат общества потребления. После пандемии люди будут жить по-другому, исходя из реальных потребностей и финансовых возможностей. Если раньше кыргызстанцы брали кредиты, чтобы провести торжество в ресторане, то сегодня их будут брать, чтобы сохранить нормальную экономическую ситуацию. Еще два месяца назад мы активно обсуждали вопросы политики и предстоящие выборы в парламент. Сегодня на первый план вышли люди, связанные с медициной, не политические партии. Граждане стали жить более реальными ценностями и ориентирами. Думаю, эта социальная модель будет доминировать, - подчеркнул Игорь Шестаков.
Он уверен, что подтверждением тому, что сознание кыргызстанцев изменилось, станут ближайшие парламентские выборы, во время которых население проголосует за тех кандидатов, которые показали реальные действия, а не пустые обещания.
В свою очередь главный редактор центрально-азиатского представительства «Российской газеты» в Бишкеке Данияр Каримов, предполагает, что в ближайшие недели в Кыргызстане может случиться тяжелый политический кризис.
- Выборы близко. Мигранты из-за пандемии остались без работы. По меньшей мере треть от ВВП формируется сферой услуг, которая рухнула. Все это может сыграть на пользу противникам ЕАЭС. Возможный пересмотр интеграционной модели для самой страны, скорее всего, неизбежен. Международные финансовые институты очень хорошо подогревают обстановку. Официальные структуры договорились о получении едва ли не полумиллиарда долларов из ряда международных банков. Понятно, что только часть из этих средств – гранты. Под какие условия берутся кредиты – неизвестно. Важно помнить, что эти институты часто увязывали свою помощь реформами в сфере энергетики и промышленности. Благодаря чему Кыргызстан в свое время лишился промышленности и едва не лишился энергетики, - напомнил журналист.
Особенности кыргызской экономики отметила в своем выступлении директор колледжа БГУ кандидат экономических наук, Дамира Конокбаева.
- Прежде всего, нужно отметить, что экономика Кыргызстана зависит от денежных переводов мигрантов. В прошлом году ими было переведено в республику порядка 2,2 миллиардов долларов. Около 97 процентов этих средств поступили из России. Эти переводы поддерживали относительный социально-экономический баланс в стране, сейчас же ввиду пандемии и мирового кризиса ситуация может измениться не в лучшую сторону. А еще ее можно назвать «тойской экономикой». Наш народ любит проводить массовые мероприятия в кафе, ресторанах – будь то праздники или поминки. За счет этой особенности существовала целая сеть сферы услуг. Это и общепиты, где трудятся тысячи кыргызстанцев – от заготовителей и поваров до водителей, а также производители и поставщики продукции, творческие коллективы. Затяжной карантин может привести к кризису в этой отрасли, - отметила экономист.
Участники конференции отметили, что в целом у стран ЕАЭС нет повода для пессимизма. По мнению экспертов и аналитиков, нынешний кризис – это повод для поиска новых возможностей в социально-экономической и политической сферах, а также в процессах интеграции.
Наталья Лобанова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320