Интеграция
18.10.2024

ЕАЭС нужен баланс спроса-предложения на рабочие и профессиональные кадры

На площадке Евразийского экономического форума в Ереване состоялась тематическая сессия «Единый рынок труда: перспективы развития». Главная, притом комплексная рекомендация этого форума состоит в том, что фактически бессрочные выгоды общего рынка труда в Союзе впрямую связаны с достоверным определением потребностей наших стран в численности рабочей силы (РС) и профессиональных кадров (ПК) по конкретным отраслям экономики и непроизводственных секторов. А это возможно при условии единых стандартов/нормативов по профессиональной квалификации и устранении ограничений между странами Союза по найму РС-ПК, по их социальному, в том числе медицинскому, обеспечению.

Как отметил в ходе сессии Бахыт Султанов, министр по экономике и финансовой политике ЕЭК, поток трудовой миграции внутри ЕАЭС в среднем составляет около миллиона человек в год» (в 2016 г. – 800 тыс. чел., 2022 г. – 1,7 млн. чел.). Наибольшее число трудовых мигрантов заняты в строительстве, оптовой и розничной торговле, транспортировке и хранении товаров, обрабатывающем производстве, сельском хозяйстве. Также отмечено, что в рамках единого рынка труда в Союзе «решены вопросы пенсионного обеспечения трудящихся, создаются цифровые сервисы для межгосударственного трудоустройства, устранены изъятия в вопросах признания документов об образовании педагогов, юристов, ученых степеней». По словам Б. Султанова, обсуждаются перспективы упрощения административных процедур в стране пребывания.

Киргизстанская сторона высказала менее «торжественную» точку зрения. Мухтарбек Баймурзаев, первый замминистра труда, соцобеспечения и миграции, акцентировал внимание на том, что трудовые мигранты «по-прежнему сталкиваются со множеством барьеров, включая законодательные, культурные и языковые различия. Также актуальны вопросы охраны труда и соблюдения трудовых прав, доступа к медицинской помощи трудящихся и их семей». Фиксируются, по словам замминистра, случаи несоблюдения работодателями финансовых условий контрактов и трудовых соглашений, условий по обеспечению трудомигрантов жильем, медицинским обслуживанием.

Упреки М. Баймурзаева адресованы в первую очередь России, ведь на нее приходится более 70% трудовой миграция из Киргизстана. По ряду оценок, в среднем за год уровень этой миграции, исключая ее нелегальный и «полулегальный» сегменты, достигает не менее четверти среднегодового уровня трудоспособного населения страны. В то же время минимум две трети всех киргизстанских трудовых мигрантов в РФ получают ежемесячную зарплату на 25-40% выше в сравнении с ее среднероссийским уровнем в большинстве отраслей и секторов. И это вызывает соответствующую реакцию со стороны местного населения в ряде регионов РФ. Не секрет также, что в среде трудовых мигрантов высока преступность, о чем «Ритм Евразии» пишет постоянно.

Как следствие, с 2022-24 гг. вводятся ограничения и нередко запреты на трудоустройство иммигрантов во многих отраслях в субъектах РФ. По некоторым киргизстанским (и таджикистанским) источникам (2024 г.), такие ограничения охватывают не менее 15 российских регионов. «Местные власти стали активнее регулировать привлечение мигрантов на работу, – подтверждает член совета при президенте РФ по миграционным отношениям, профессор ГУУ Владимир Волох. – Не исключено, что число этих ограничений может увеличиваться».

Между тем система межгосударственной профессиональной аттестации/квалификации трудовых мигрантов не отлажена в полной мере, что снижает достоверность оценок национальных и межгосударственных потребностей в рабочей силе и квалифицированных кадрах. И это при том, что трудовая миграция из экс-советских республик в РФ осуществляется уже свыше 30 лет.

Как отметил в ходе сессии гендиректор Национального агентства развития квалификаций (РФ) Артем Шадрин, сближение стран ЕАЭС в этой сфере «может идти в двух направлениях: гармонизации профессиональных стандартов и развития системы независимой оценки квалификации. Было бы важно использовать и механизм открытия в странах ЕАЭС экзаменационных площадок, которые были бы аккредитованы страной, привлекающей трудовых мигрантов». Эти вопросы, по мнению эксперта, целесообразно отразить в «дорожной карте» Союза по гармонизации систем профессиональных стандартов.

Можно лишь сожалеть, что означенные вопросы, столь значимые для реального общего рынка труда, до сих пор не решены в ЕАЭС. Во всяком случае, такая ситуация способствует не только меньшей достоверности показателей по общему притоку трудмиграици и по спросу на рабочую силу – профессиональные кадры в конкретных отраслях стран Союза. Она также вынуждает привлекать трудмиграцию и из дальнего зарубежья, но в той же недостаточной увязке с реальным спросом на РС-ПК в конкретных отраслях/секторах.

Отметим в этой связи, что к началу 2020-х Фондом цифровых инициатив было разработано мобильно-цифровое приложение «Работа в ЕАЭС», нацеленное, как анонсировалось, для формирования общего рынка труда, оцифровки и упрощения процедур трудовой миграции. Там же указано, что доступна возможность регистрации в приложении пользователей по паспортам граждан не только стран СНГ, но также Филиппин, Индии, Эфиопии, Вьетнама, Шри-Ланки и Египта. В феврале 2021 года на форуме Digital Almaty премьер-министр РФ Михаил Мишустин анонсировал запуск этого приложения.

Вышеупомянутые и смежные факторы отмечались также в конце мая 2023 г. на форуме «Евразийский диалог о рынке труда. Человеческий капитал. Здравоохранение» в Москве. Эксперты констатировали, что возникает несоответствие между спросом на специалистов и предложением, что приводит к низкой производительности труда, размываются профессиональные критерии привлечения трудовой миграции.

Вдобавок, как подчеркнул гендиректор Агентства развития навыков и профессий (РФ) Роберт Уразов, «мы наблюдаем сильное размытие понятия в принципе трудовых отношений: всё это благодаря и дистанционной занятости, платформенной занятости, развитию самозанятости. Это тоже подтверждение того, что на рынке труда фактически действует не рынок трудовой деятельности, а рынок деятельности навыков».

Схожее мнение высказал министр по экономике и финансовой политике ЕЭК (с февраля 2024 г. – председатель Коллегии ЕЭК) Бакытжан Сагинтаев: «Новые формы занятости развиваются быстрее, чем нормативно-законодательная база, что создаёт риски для всех субъектов трудовых правоотношений в ЕАЭС».

Словом, комплексное формирование общего рынка труда в Союзе невозможно без составления – и корректировок в режиме реального времени – подробного межгосударственного баланса спроса-предложения на рабочую силу и профессиональные кадры. А это требует более тщательного подхода к вопросам, в том числе межгосударственной аттестации кадров, уточнения единых критериев профессиональной деятельности, нормативно-законодательной базы этого рынка. Такой подход, в свою очередь, повысит достоверность показателей трудовой миграции в РФ и в целом ЕАЭС.

www.ritmeurasia.ru

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320