Интеграция
28.01.2016

ЕАЭС: новый уровень мобильности населения

Одним из аспектов членства КР в ЕАЭС является то, что граждане Кыргызстана, работающие в государствах – членах ЕАЭС перешли из статуса «трудовых мигрантов» в статус «трудящихся или работников» страны пребывания.

Пребывание и трудоустройство кыргызстанских мигрантов на территории стран - участниц ЕАЭС осуществляется на основании трудового и гражданско-правового договора и регулируется статьями 96–98 раздела 26 Договора о ЕАЭС. Статья 96 определяет сотрудничество стран в сфере трудовой миграции, статья 97 – порядок деятельности граждан, статья 98 – права и обязанности трудящихся мигрантов.

Снимаются все ограничения по допуску на рынок труда, а также отменяется обязательное квотирование и разрешительные документы на трудовую деятельность, членам семьи мигрантов предоставляются бесплатная медицинская помощь и социальное обеспечение. Трудовой стаж мигрантов засчитывается в общий трудовой стаж, открываются трудовые книги для работников.

Трудовые мигранты обеспечиваются равными правами в сфере пенсионного обеспечения и защиты пенсионных прав на территории всех стран ЕАЭС. В частности, на территории России кыргызстанцы могут находиться без регистрации в течение 90 суток, отменяется сдача экзамена (русский язык и история), прохождение медосмотра, они могут приниматься на работу без ограничения, имеют право на социальное и медицинское страхование. После трудоустройства на основе трудового договора в миграционной службе продлевается срок пребывания в России.

Нормы ЕАЭС в сфере миграции можно охарактеризовать как «win-win» ситуация, как для страны – импортера рабочей силы, так и для страны – экспортера рабочей силы.

Рассмотрим на примере Кыргызстана и России.

Россия

В 2011 году секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев заявил, что к 2025 году численность трудоспособного населения России снизится минимум на 10 млн человек.

Данное заявление подтверждается вывешенным в январе 2015года демографическим прогнозом Росстата до 2050 года. (Прогноз сделан без учета населения Крыма, но увеличение «стартовой» численности населения на 1,5% не сможет существенным образом изменить его.)

Россия стоит перед угрозой быстрой депопуляции. Чтобы сохранить нынешнюю численность населения страны, к 2050 году потребуется колоссальный приток мигрантов – около 20 млн, более 12% нынешнего населения России.

Росстат составил три демографических сценария, которые можно охарактеризовать как: 1) продолжение сложившихся тенденций, 2) реалистичный прогноз с учетом принимаемых мер, 3) желаемые для властей показатели, зафиксированные как цели Концепции демографической политики до 2025 года.

Инерционный сценарий предполагает, что ежегодный прирост населения России (число людей, проживающих на территории нашей страны, с учетом временных трудовых мигрантов) за счет сальдо международной миграции (приехавшие минус уехавшие) до 2050 года будет плавно снижаться с 270 тыс. человек в год до 170 тыс. В целом же за 35 лет население России за счет миграции прирастет на 7,7 млн человек (без учета иностранных граждан, которые родятся на территории России).

В реалистическом прогнозе ежегодный миграционный прирост растет с 300 тыс. до 385 тыс. человек к 2030 году и потом плавно дорастает до 400 тыс. человек. В итоге – плюс 13,6 млн человек за весь прогнозный период.

В высоком варианте прогноза ежегодный прирост за счет миграции быстро увеличивается до полумиллиона человек в год к 2022 году, потом – до 555 тыс. к 2030 году и удерживается на этом уровне до 2050 года. Итог – дополнительные почти 19 млн человек (не уверен, что нынешние власти действительно хотят видеть такой приток мигрантов).

При этом оценку потенциальной миграции нужно увеличить на количество уезжающих в другие страны граждан России. Исходя из статистики последних 15 лет – примерно на треть, то есть необходимый прирост составит 10млн, 18 млн и 25 млн человек соответственно.

Не только высокий, но даже и реалистический вариант представляются совсем не реалистичными в этом отношении. По данным ФМС, сегодня в России находится около 11 млн иностранных граждан, 80% из которых – граждане стран СНГ.

Следовательно, для реализации реалистичного и высокого прогнозов – при условии, что страны СНГ будут поставлять 80% мигрантов, – количество граждан этих стран, работающих в России, должно увеличиться в 2,5 и 3,2 раза соответственно. Поверить в это тяжело, особенно учитывая, что с Украиной политические отношения испорчены всерьез и надолго.

Промежуточные выводы звучат так:

  1. Россия стоит перед угрозой быстрой депопуляции; поддержать существующую плотность населения «своими силами» на горизонте жизни ближайшего поколения не удастся. Это обернется огромными социальными и экономическими проблемами, связанными с вымиранием множества населенных пунктов.
  2. Для сохранения нынешней численности населения страны (реалистический вариант прогноза) Россия должна обеспечить колоссальный приток мигрантов – более 12% нынешнего населения страны

Справочно: За два года — к ноябрю 2015 года — число граждан СНГ (без учета украинцев, прибывающих в Россию), снизилось на 9%. При этом наибольшее падение было отмечено среди приезжих из Узбекистана — на 23%, из Таджикистана — на 19%, Азербайджана — на 14%, и Кыргызстана — на 6%.

Число трудовых гостей из развитых стран — США, Канады, Финляндии, Великобритании и Испании, откуда как правило прибывали высококвалифицированные работники, — сократилось на 50-60%. Впрочем, такого рода сотрудников в России относительно немного, и их рост или сокращение не оказывает принципиального влияния на весь рынок труда.

Особняком стоит ситуация с трудовыми мигрантами из Украины. По данным Федеральной миграционной службы РФ, в 2015 году численность мигрантов из Украины выросла в 2,5 раза. За первые восемь месяцев 2015 года в Россию прибыло 94 тыс. украинцев, почти в три раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Однако понятно, что за этим приростом стоят вовсе не экономические, а политические факторы: люди попросту спасаются бегством из объятой войной страны.

Между тем экспертные службы предрекают, что в скором времени в сферах с преобладающей миграционной рабочей силой положение станет просто аховым. По данным общественной организации «Опора России», отток иностранных рабочих из строительной сферы может достигнуть в ближайшей перспективе 50%, из сферы услуг — также 50%, а из сектора коммунального хозяйства — около 30%.

С января по октябрь 2015 года на 44% снизилось и число желающих легально оформить свою работу в России. В 2014 году с января по сентябрь свой труд в РФ официально оформили свыше 3 млн. человек, а в 2015 году – менее 1,7 миллиона человек. Возвращаясь к общей ситуации с трудовыми мигрантами в РФ, можно предположить, что часть из них ушла в теневой сектор российской экономики, ввиду ужесточившегося миграционного законодательства. В частности, из-за обязательных экзаменов на знание русского языка и повышение ежемесячного налога на оплату патента, по которому чаще всего работают низкоквалифицированные трудовые мигранты. К этому следует добавить достаточно высокие затраты на покупку патентов для работы в РФ и страховку.

В моих словах нет никаких оценок – хорошо это или плохо. Огромный приток трудовых мигрантов – объективная реальность.

Шерадил Бактыгулов,
эксперт по государственному управлению

baktygulov 1

baktygulov 2

Кыргызстан

В 2015 году Министерство труда, миграции и молодёжи КР объявила, что ежегодный прирост экономически активного населения составляет в среднем 40–45 тыс. человек. Если в 2011 г. уровень экономической активности населения составил 64,2% (2 млн 243,7 тыс. человек), то в 2014 г. – 65% (около 2,5 млн человек).

За последние годы рост численности населения в трудоспособном возрасте превысил рост занятости в два раза, что привело к дефициту рабочих мест и росту безработицы. По республике уровень официальной безработицы на 1 июля 2014 г. составил 2,3%, на 1 мая 2015 г. уровень общей безработицы составил 8,3%, на учёте в службе занятости состояло 92,6 тыс. человек.

Следует отметить, что официальный уровень безработицы ежегодно колеблется от 2 до 3 процентов. При этом разрыв между уровнем общей безработицы и официальной безработицы составляет более 5% (от 100 до 130 тыс. человек). Наибольшее количество безработных граждан отмечается в г. Бишкеке (40,8 тыс. человек), в Ошской (42,0 тыс. человек) и Чуйской (38,6 тыс. человек) областях.

Трудовая миграция из Кыргызстана в Россию является массовым явлением. По неподтверждённым данным, в 2015г. в России находились около 1 млн кыргызстанцев, часть из которых получила российское гражданство.

Справочно. По данным социологического исследования, проведенного в 2010 г., 47% всех внешних трудовых мигрантов составляли молодые кыргызстанцы в возрасте 14–29 лет. По данным Федеральной миграционной службы России, на 20 января 2015 г. в России находились 544 956 граждан Кыргызстана, в 2014 г. – 585 тысяч. В последние годы отмечается рост количества детей до 17 лет, пребывающих на территории России, которые составляют 16% от общего количества мигрантов. Несмотря на экономические трудности в России, большинство трудовых мигрантов не собираются возвращаться в Кыргызстан, в отличие от мигрантов из Узбекистана и Таджикистана, среди которых наблюдается массовый поток возвращения на родину.

После России экспорт рабочей силы Кыргызстана направляется в Казахстан, где, по различным оценкам, находятся от 50 тыс. до 100 тыс. человек, занятых, в основном, в земледельческом секторе (табачные и плодоовощные плантации). Вместе с тем в последние годы трудовые мигранты-кыргызстанцы заполняют рынок труда и в сфере услуг, строительной отрасли.

Одной из форм современной миграции является нелегальная миграция, которую стимулирует спрос на дешевую рабочую силу со стороны стран-реципиентов. Трудовые мигранты из Кыргызстана трудоустраиваются в странах приема, в основном, по неофициальным каналам, нарушая тем самым трудовое законодательство, и, соответственно, находятся на нелегальном положении и в экономико-правовом поле не защищены. Нелегальные трудовые мигранты используются в качестве дешевой рабочей силы и подвергаются жестокой эксплуатации: низкая заработная плата, тяжелые условия работы, социальная незащищенность. По различным данным, около 60% кыргызстанцев неформально трудоустраиваются в странах-реципиентах.

Вызовы

Есть несколько ключевых проблем, с которыми мы должны определиться.

Первая проблема – отсутствие эффективных инструментов и механизмов интеграции мигрантов в российское общество. Речь идет об интеграции иммигрантов, которые приезжают на постоянное место жительства и адаптации трудовых мигрантов.

Вторая проблема связана – отсутствие желания и инструментов борьбы с ксенофобными настроениями.

Третья проблемы – миграционная политика выстроена исходя из постулата, что можно регулировать миграционный процесс на основе структуры необходимых рабочих мест, в разрезе квалификаций, специальностей, и соответственно подбирая кадры в соответствии с потребностями экономики. Это не так, потому что рынок труда очень мобилен, ежедневно появляются и исчезают сотни тысяч вакансий. Мы вообще очень плохо знаем рынок труда. Роструд прослеживает не больше трети рынка вакансий.

Четвертая проблема – среднее качество рабочей силы (с точки зрения образования и квалификации) снижается. Вряд ли Россия согласится инвестировать в развитие систем образования в других, а у самих этих стран возможностей поднять качество своих систем образования хотя бы до российского явно нет.

Пятая проблема – демографический прогноз и миграционная политика должны лежать в основе экономических прогнозов развития страны.

Приложение

Кыргызстан вступил в ЕАЭС:
10 вещей, которые должен знать каждый мигрант

Им необходимо пройти следующие процедуры (на примере Российской Федерации):

  • В пункте пропуска через государственную границу РФ необходимо предъявить заполненную миграционную карту, указав в графе "цель посещения" - "работа".
  • Бланки миграционной карты бесплатно выдаются при въезде в РФ во время следования на одном из видов транспорта (в поезде дальнего следования, самолете и др.). Миграционная карта заполняется на русском языке.
  • После въезда на территорию РФ гражданин Кыргызстана освобождается от обязанности регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда. Затем должна производиться постановка на учет на срок действия заключенного трудового или гражданско-правового договора. Постановка на учет ставится принимающей стороной (нанимателем) по адресу регистрации работы либо по месту пребывания трудящегося (собственником помещения). В течение срока, указанного в договоре, как трудящийся, так и члены его семьи могут на любой срок покидать и вновь возвращаться на территорию страны пребывания, при этом при каждом въезде процедура постановки на учет должна быть повторена.
  • Граждане Кыргызстана имеют право на занятие профессиональной деятельностью в другом государстве – члене ЕАЭС в соответствии с полученной специальностью и квалификацией.
  • При приеме на работу
    • a. сдавать экзамены по русскому языку, истории и праву не нужно;
    • b. патенты и специальные разрешения на работу оформлять не требуется;
    • c. документы об образовании, выданные образовательными организациями Кыргызстана признаются без проведения процедур признания (нострификации).
    • d. Исключение составляет педагогическая, юридическая, медицинская или фармацевтическая деятельность, для осуществления которой необходимо пройти установленную законодательством процедуру признания документов об образовании.
  • Граждане Кыргызстана для оформление трудового договора обязаны получить СНИЛС - страховой номер индивидуального лицевого счета. Он нужен для отчислений взносов в пенсионный фонд РФ (эти выплаты должен делать каждый официально работающий российский или иностранный гражданин согласно федеральному закону № 167-ФЗ).
  • СНИЛС можно оформить, обратившись в отделение Пенсионного фонда РФ по месту пребывания. В пенсионный фонд надо предоставить удостоверение личности (паспорт или его заменяющий документ), разрешение на временное проживание и миграционную карту.
  • Трудовой стаж трудящихся засчитывается в общий трудовой стаж для целей социального обеспечения, кроме пенсионного, в соответствии с законодательством государства трудоустройства.
  • При осуществлении трудовой деятельности граждане Кыргызстана имеют право на бесплатную скорую и неотложную медицинскую помощь на тех же условиях, что и граждане РФ, независимо от наличия медицинского страхового полиса.
  • Тем не менее, для обеспечения безопасности своего нахождения в стране пребывания, рекомендуется оформить полис медицинского страхования (для его оформления нужен паспорт и СНИЛС (при наличии).
  • Граждане Кыргызстана имеют право претендовать на социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) на тех же условиях и в том же порядке, что и граждане государства трудоустройства.
  • Предоставление гражданам государств-членов Союза равных прав и гарантий в сфере пенсионного обеспечения будет урегулировано в ближайшее время договором между государствами-членами о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения.
  • Дети трудящегося государства-члена ЕАЭС, совместно проживающие с ним на территории государства трудоустройства, имеют право на посещение дошкольных учреждений, получение образования в соответствии с законодательством государства трудоустройства.
  • Во избежание проблемы нехватки места в детских садах и школах РФ, для зачисления, необходимо предварительно поставить ребенка в очередь. Место будет предоставлено при наличии свободных мест.
  • Налогообложение доходов от работы по найму трудящегося производится по налоговым ставкам, предусмотренными для резидентов этого государства с первого дня их получения. В РФ налог на доходы физических лиц составляет 13%, а выплату налога осуществляет наниматель.
  • Граждане Кыргызстана, нарушившие миграционное законодательство России, смогут в период с 10 июля 2015 года по 1 ноября 2015 года свободно выехать из России и затем въехать обратно. Данная норма действует только для кыргызских граждан, которым въезд был закрыт на три года, при условии истечения не менее половины этого срока.
  • Права и обязанности трудящихся государств-членов ЕАЭС содержатся в статьях 96-98 раздела XXVI Трудовая миграция Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 года и Протоколе об оказании медицинской помощи трудящимся государств-членов и членам их семей (приложение №30 к Договору о ЕАЭС). С Договором можно ознакомиться по ссылке на официальном сайте Евразийской экономический комиссии.
  • В случае нарушений прав трудящихся, предусмотренных Договором о ЕАЭС, в части трудовой миграции, со стороны, представителей территориальных правоохранительных органов или территориальных органов Федеральной миграционной службы, а также работодателей следует ссылаться на указанные статьи 96-98 раздела XXVI Трудовая миграция Договора о ЕАЭС, а также обратиться в Центральные органы упомянутых служб с указанием территориальных органов, должностных лиц в целях устранения допущенных ими нарушений.
В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320