«Регион.kg»: Российские инвесторы часто в прежние годы сталкивались в Кыргызстане с серьезными проблемами в реализации своих проектов. Хотя с ними подписывались соглашения, но затем начинались проблемы и коррупционного и рейдерского характера, которые создавали им представители властных структур. Что изменилось сегодня в Кыргызстане, какова в этом направлении политика нового правительства?
- В последние несколько лет российским и другим зарубежным инвесторам было не просто работать в Кыргызстане, поскольку за этот период сменилось пять кабинетов министров. Но, несмотря на различные проблемы и трудности, инвесторы продолжают работать в нашей республике, и мы выражаем им за это признательность.
Я согласен с вами, что при прежних властях по отношению к инвесторам применялись в нашей стране двойные стандарты. Власть зачастую не работала в интересах, как зарубежных инвесторов, так и национальных предпринимателей. Согласно исследованию Всемирного банка, которое было проведено в 2010 году более 80 процентов предпринимателей, были вынуждены давать взятки государственным органам. По многим крупным проектам были и идут до сих пор судебные разбирательства, к примеру, были случаи, когда лицензии на освоение месторождений выдавались нескольким предприятиям. Заключались такие договора, чтобы можно было держать инвесторов на коррупционном крючке. И этот хаос во взаимоотношениях с зарубежными бизнес – компаниями, как говорится, по наследству достался нынешнему кабинету министров. Правительство не отказывается от выполнения ранее взятых государством обязательств по международным договорам.
С самого начала работы кабмина мы сказали, что будем работать в рамках существующих законов и в отношениях с предпринимателями, в независимости от их гражданства, будем придерживаться правовых норм.
Российская Федерация является нашим основным стратегическим партнером и, несмотря на сложности переходного периода нашей страны, по итогам прошлого года товарооборот между Кыргызстаном и Россией возрос примерно на 30 процентов. Мы отмечаем динамику в развитии отношений на двустороннем и многостороннем уровне.
«Регион. kg»: Насколько существующий между Россией и Кыргызстаном товарооборот отражает реальный потенциал торгово-экономического сотрудничества?
- Показатели товарооборота между нашими странами все же являются сегодня мизерными, учитывая реальный экономический потенциал и перспективы взаимовыгодного сотрудничества между Киргизией и Россией. Причем, увеличить товарооборот с Россией примерно в 10 раз, не является сложной задачей
Наши страны находятся в едином рыночном пространстве, у нас единая логистика с Россией, у нас взаимодополняемые экономики и налажены тесные связи между регионами двух государств, между Кыргызстаном и Россией существует единое языковое пространство, так как русский язык имеет в республике официальный статус. Поэтому мы должны ценить, укреплять и развивать наработанные веками исторические связи.
Мы заинтересованы, чтобы российский бизнес как можно шире присутствовал в нашей стране, как в крупных экономических проектах, так и на уровне малого и среднего бизнеса. Российские инвесторы могли бы сыграть ключевую роль в развитии стратегических отраслей экономики, речь идет об энергетической и горнодобывающей отрасли. Поэтому мы рассчитываем, что инвестиций из России будет больше. Этому свидетельствует и создание в республике такой уникальной бизнес – структуры, как Ассоциация гильдии российских соотечественников. Ее деятельность позволит вывести на конкретный и реальный уровень те договоренности, которые существуют на межгосударственном уровне. Участники этой ассоциации могут ставить перед правительствами наших стран вопросы по реализации экономических соглашений. Выступая на форуме Ассоциации, я призвал представителей бизнес – сообщества активнее включаться в процессы реформирования законодательной базы страны, которая не должна служить препятствием.
«Регион. kg»: В этом плане, какие векторы удалось выработать правительству при реализации программы «100 дней», чтобы в Кыргызстане, наконец, чиновники не мешали эффективно работать, как зарубежным инвесторам, так и местным бизнесменам?
- Фактически «100» является антикоррупционной программой. Ее векторы направлены на выработку механизмов, позволяющих устранять искусственные барьеры на пути развития экономики. В ее основе заложены требования и предложения бизнес – сообщества, которые были связаны давлением на предпринимателей. Они звучали на протяжении долгих лет, но чиновники их не слышали. Бизнес и государство должны начать говорить на понятном друг другу языке.
Что касается конкретных результатов, то нами был объявлен мораторий на проверки предпринимателей. Наиболее коррумпированной была система госзакупок, которую мы перевели в электронный формат на сайте Министерства финансов. Теперь можно открыто и в режиме реального времени отслеживать, как они осуществляются. Учитывая справедливые требования предпринимателей, была ликвидирована Финансовая полиция, ставшая коррумпированным и одиозным органом для большинства бизнесменов страны. Количество госуслуг, которые тоже в немалой степени способствовали коррупции, сократилось с 20 тысяч до 300. Количество выдаваемых государством бизнесменам различных лицензий также сократилось почти в два раза - с 600 до 300.
В отношении борьбы с коррупцией я бы хотел также отметить, что сейчас возбуждаются уголовные дела в независимости от рангов и регалий должностных лиц. Но задача правительства и программы «100 дней» заключается в том, чтобы бороться не с последствиями коррупции, а с причинами этого явления.
«Регион. kg»: Можно ли в таком случае говорить о том, что теперь инвесторам в Кыргызстане достаточно, к примеру, получить лицензию и начать спокойно работать?
- Процесс, который ведет к такому режиму работы бизнеса, в нашей стране уже идет. Причем не на словах, а на деле. Так в рекордно короткие сроки правительством был разработан пакет нормативно-правовых документов по горнодобывающей отрасли. Законопроекты содержат системные подходы к реформированию этой стратегической отрасли и направлены на то, чтобы деятельность государства в этой сфере была максимально прозрачна и открыта. К примеру, в Монголии подобная законодательная база разрабатывалась в течение четырех лет. Но мы поставили задачу, что текущий год не должен быть потерян для горной добычи. Поэтому вся работа была проведена оперативно и на качественном уровне.
Много нареканий у бизнеса и специалистов вызывала выдача лицензий на право освоения месторождений. Если раньше это происходило исключительно в кулуарном режиме, то теперь это будет происходить путем открытых аукционов. В СМИ и на веб – сайтах профильных ведомств будет опубликован перечень документов, которые предприниматели должны предоставить для право получения лицензии на разработку месторождений. Теперь все будет зависеть от исключительно качественного уровня бизнес-заявки, которую рассмотрит межведомственная комиссия. Не будет у инвесторов больше зависимости от настроений или личной заинтересованности одного или нескольких чиновников в выдаче разрешительных документов. Процесс выдачи лицензий будет проходить в прямых эфирах СМИ, в максимально открытом режиме. Все эти предложения в рамках правительственной программы разрабатывались непосредственно с участием представителей бизнес – сообщества.
Но если все же у предпринимателей будут возникать проблемы, то открыты четыре веб-сайта в правительственных структурах и ГКНБ, где любой гражданин может оставить сообщения о фактах или попытках вымогательства взяток. Все это будет на конфиденциальном уровне лично рассматриваться руководством ведомств и по каждому обращению будут приняты соответствующие решения.
Без нормального и цивилизованного развития экономики невозможно развитие государства. С помощью программы «100» дней мы добиваемся того, чтобы в нашей стране стало системой минимальное количество поводов для обращений предпринимателей к чиновникам
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320