Экономика
18.06.2020

Доходы Нацэнергохолдинга снизились на 280 млн сомов. Что ждет энергетику Кыргызстана?

Сектор энергетики Кыргызстана сегодня оказался в сложной ситуации. Если в прежние годы он нес убытки, но худо-бедно держался на плаву, то теперь ситуация может измениться в худшую сторону. К старым проблемам прибавились новые вызовы в виде экономического кризиса, последствий карантина и маловодья

Энергетика Кыргызстана

Говоря о секторе энергетики Кыргызстана подразумевается электроэнергия. Основные генерирующие мощности приходятся на сектор гидроэлектроэнергии, более скромные объемы производятся на тепловых станциях.

Если не брать в расчет малые ГЭС, которые занимают минимальную долю рынка, весь объем электроэнергии в Кыргызстане производит Национальный энергетический холдинг. Эта компания объединяет в себе восемь компаний по всей республике. Вместе они осуществляют весь объем производства, передачи и распределения по абонентам электроэнергии. Энергетический гигант фактически принадлежит государству, так как именно госструктуры владеют основными пакетами акций всех предприятий холдинга. Но при этом, юридически компания оформлена как частная и должна придерживаться правил рынка. Например, компания имеет ограничения из-за своего статуса монополиста.

Еще над компанией стоит несколько структур. Государственное агентство по регулированию топливно-энергетического комплекса (там разрабатываются все тарифы на электроэнергию) и Госкомитет промышленности, энергетики и недропользования, где определяют политику в сфере энергетики.

Несмотря на свое доминирующее положение на рынке Национальный энергохолдинг умудряется нести убытки.

Проблемная энергетика

Говоря об энергетике большинство кыргызстанцев думают о коррупции. Еще несколько лет назад энергокомпании просто теряли четверть своих доходов, списывая их на энергопотери в сетях. Сейчас энергопотери сократились, а вот прибыли практически не прибавилось. В Нацэнергохолдинге уверяют, что коррупция далеко не главная причина убытков. Есть целый ряд проблем, которые мешают отечественным энергетикам купаться в деньгах.

Первая — это изношенность оборудования. Например, оборудование ОАО «Чакан ГЭС» изношено на 100%, износ системы в целом — более 90%. Чтобы поддерживать энергетику в работоспособном состоянии ежегодно необходимо тратить миллионы сомов, которых у компаний нет. В поисках денег руководство берет кредиты. По состоянию на 1 января 2020 года общий долг компаний, которые входят в холдинг составляет 106,1 млрд сомов (примерно 1,4 млрд долларов).

И последняя проблема, в Нацэнергохолдинге ее называют основной — это экономически необоснованные тарифы. То есть от производства, передачи и распределения электроэнергии компания получает не прибыль, а убытки.

Пример, который в компании любят приводить — это производство электроэнергии на тепловых станциях. Выработка одного киловатта на ТЭЦ Бишкека обходится в 3,5 сома, а продают этот киловатт по цене от 0,77 до 2,24 сомов. Разницу записывают как убытки ОАО «Электрические станции». Но надо сказать, что производство электроэнергии на ГЭС стоит намного дешевле и убытков там быть не должно.

Последствия кризиса

В Национальном энергохолдинге готовятся к трудному году. По педварительной информации специалистов компании за первые шесть месяцев 2020 года выпадения бюджета составили 280-285 млн сомов.

Эксперт управления генерации и передачи энергии Национального энергохолдинга Аскат Абылаев объяснил, что сокращение финансовых поступлений может быть по нескольким причинам. Но, главная из них — это снижение потребления электроэнергии во время карантина. За время локдауна бытовые абоненты, которые оплачивают по более низкому тарифу стали потреблять больше, зато промышленные объекты существенно сократили потребление.

- Выпадения доходов в размере примерно 64 млн сомов возможны за счет снижения средневзвешенного тарифа. Из-за падения уровня потребления можем потерять порядка 20 млн сомов. Из-за того, что крупные предприятия не работали во время карантина мы не получим порядка 100 млн сомов. В общей сложности доходы уменьшатся примерно на 280-285 млн сомов по итогам 6 месяцев 2020 года, - рассказал Аскат Абылаев.

Еще одна задача, которую сейчас решает энергохолдинг — подготовка всей системы к осенне-зимнему периоду. Ремонтные и другие работы приходится проводить в условиях кризиса, когда средств на счета поступает намного меньше, чем было по плану.

- Чтобы выйти из этой ситуации, мы планируем брать кредиты на кассовые расходы, а также оптимизировать собственные бизнес-процессы, - продолжил Абылаев.

Эти меры помогут компаниям в краткосрочной перспективе удержаться на плаву и бесперебойно обеспечивать население и коммерческих абонентов электроэнергией. Однако без проблем не обойтись. Так, любая оптимизация ведет на первом этапе к замедлению всех процессов и сопротивлению системы на местах. С кредитами получается еще сложнее. Сейчас компании приходится брать деньги под проценты для текущих расходов — ремонт оборудования, зарплата сотрудников, а источников для возврата денег у холдинга нет.

Как энергосектор будет выходить из этой ситуации неизвестно, но главный вопрос. Который остается без ответа как эта ситуация отразится на потребителях электроэнергии.

Екатерина Стриж

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320