Правительство Кыргызстана намеревается развивать механизмы государственно-частного партнерства, передав под внешнее управление ряд стратегических объектов республики, включая оба международных аэропорта – «Манас» и «Ош»
Обоснованием к данной инициативе служат общие слова, мол, этот шаг принесет пользу экономике КР. Т.е. практически опустив процесс финансовых расчётов и подготовки экономического обоснования проекта, правительство в очередной раз предлагает кыргызстанцам, по сути, поверить чиновникам на слово.
- В этом проекте нет ни проработанных планов, ни серьезного обоснования необходимости использования данного механизма, совершенно не понятно даже, как эти стратегические объекты будут использоваться, не говоря уже о том, какую пользу передача их во внешнее управление принесет Кыргызстану. Мы видим, что те цифры, которые имеются в документе, основываются на собственных умозаключениях людей, которые его составляли, а какой он даст эффект не ясно, - отметил в интервью «Регион.kg» сопредседатель Клуба региональных экспертов КР «Пикир», эксперт по вопросам госуправления Шерадил Бактыгулов.
По его словам, в Казахстане, где благодаря ГЧП, модернизируют, переоснащают, развивают несколько аэропортов, как областных, так и международных, этот инструмент используется достаточно эффективно. Однако в Кыргызстане, где в условиях ограниченности воздушного сообщения и собственного авиатранспорта пока нет перспектив роста, этот механизм может дать обратный эффект.
- У нас есть два международных и несколько областных аэропортов, которые вполне рентабельны, благодаря перевозчикам, которые с нами работают. Других авиаперевозчиков, заинтересованных в увеличении грузового и транспортного потока через Кыргызстан, нет. Есть инициатива Минтранса в одностороннем порядке объявить свободу воздуха 5 степени, которая позволит самолетам летать, загружать и выгружать пассажиров и грузы, которая также не вызвала ажиотажа. И полагать, что, благодаря ГЧП, ситуация измениться, наивно. В этой связи возникает вопрос – кому и зачем понадобилось передавать наши аэропорты под внешнее управление, - подчеркнул эксперт.
По факту, сейчас ЗАО «Международный аэропорт «Манас», в ведение которого находятся все аэропорты республики и их инфраструктура, является вполне прибыльным предприятием с собственным бюджетом развития. ЗАО входит в пятерку крупнейших налогоплательщиков Кыргызстана, т.е. пополняет казну государства. Передача же воздушных ворот во внешнее управление может перекрыть этот источник поступления средств в бюджет на несколько лет.
- Я не вижу смысла отдавать наши аэропорты в частные руки, учитывая, что в развитие инфраструктуры будут вкладываться не только средства, которые будет зарабатывать ЗАО МАМ, но и дополнительные кредиты, что приведет в итоге к тому, что Кыргызстан не увидит прибыли, как минимум 7-8 лет. Частники, вложив средства, будут стремиться их вернуть, а потом уже выйти на точку самоокупаемости. Поэтому здесь нужно хорошо подумать о целесообразности применения ГЧП в данном случае, - уверен Шерадил Бактыгулов.
Стоит отметить, что это уже не первая попытка правительства отдать воздушные ворота Кыргызстана под внешнее управление. В 2017 году с подобной инициативой выступал премьер-министр Сапар Исаков, который даже провел переговоры и активно лоббировал в качестве инвестора турецкую компанию, однако под давлением общественности был вынужден отказаться от этой затеи.
- Несколько лет назад проводился тендер, в котором участвовали несколько российских и турецких компаний, правда после серии критических выступлений со стороны экспертов и общественности большинство из них отозвали свои заявки, - напомнил собеседник «Регион.kg».
Два года назад идея передачи аэропортов под внешнее управление вызвала широкий негативный резонанс в обществе. Что же заставило правительство Мухаммедкалыя Абылгазиева, которое и без того не жалуют в народе, вновь вернуться к столь непопулярной инициативе.
- Возможно, правительство вытащило старые проекты и попыталось переложить их на новый лад. Но, на мой взгляд, ключевой вопрос заключается не в том, откуда появилась данная инициатива, а зачем, учитывая, что выгода Кыргызстана в этом проекте весьма призрачна, и не прописаны даже сроки, условия передачи и возможности расторжения соглашений об эксплуатации иностранными компаниями аэропортов республики. Если этого не сделали, то вполне может повторится ситуация, как при реконструкции ТЭЦ Бишкека, когда проект не имел даже технико-экономического обоснования, - подчеркнул Шерадил Бактыгулов.
Не исключает эксперт и возможности, что к разработке данного проекта правительство вернулось по совету или даже рекомендации консультантов из международных финансовых институтов, которые на протяжении всех лет независимости Кыргызстана неустанно «наставляют и поучают» местных чиновников всех уровней.
- Дело в том, что Министерство экономики КР – это госструктура, где работает наибольшее количество иностранных консультантов, фонтанирующих инициативами, многие из которых противоречат друг другу, но речь сейчас не об этом. За последние 2-3 года из сотни разработанных законопроектов, местными специалистами было разработано порядка двух-трех законопроектов, остальные – это труды иностранных специалистов, прошедшие лишь формальную оценку в стенах министерства. Если посмотреть обоснование к ним, то это филькина грамота, написанная общими словами, типа, принесет пользу, будет выгоден и т.п. Поэтому и вопрос – сколько эти законы дают пользы – остается открытым, - отметил собеседник редакции.
По его словам, за 28 лет министерствами и ведомствами республики по предложениям, по рекомендациям и силами самих иностранных специалистов были подготовлены тысячи законопроектов, которые не прижились в КР, т.к. знания и умения иностранных консультантов соответствуют реалиям стран их происхождения – их правовой семье, практике составления законодательства, но далеко не всегда вписываются в нашу действительность.
- Откровенно говоря, экономическая модель, которая работает в странах запада не применима к восточным странам в принципе. Но мы даже не понимаем, какую экономическую модель нам вообще предлагают иностранные консультанты. Поэтому из массива законов, который составляет порядка 150 тысяч различных законопроектов, у нас по факту работают лишь единицы, - рассказал эксперт.
При этом он подчеркнул, что, принимая все новые и новые законы, нужно уходить от чужеродных теорий, и делать упор на собственных реалиях.
- Законодательство – это живой организм, который постоянно развивается, но новые законодательные инициативы должны реагировать на изменения в общественных, экономических, социальных, международных отношениях не только внутри самого Кыргызстана, но и при взаимодействии республики с ее союзниками. Например, КР уже больше трех лет является членом ЕАЭС, но насколько наше законодательство соответствует этой ситуации? Детального анализа на этот счет никто не делал, как обычно, есть просто изложенные умозаключения, и не более того, - пояснил Шерадил Бактыгулов.
Помимо принятия огромного массива неработающих законов, за годы независимости в Кыргызстане по рекомендации и при финансировании международных финансовых структур проведено несколько сотен реформ – в самых различных сферах – в образовании и медицине, в экономике и промышленности, в сельском хозяйстве и энергетическом секторе, в правоохранительных структурах и судебной системе, в государственном управлении и многих других. Итог всех этих преобразований, как говорится, на лицо.
- Чтобы оценить пользу всех этих реформ, которые мы провели по рекомендации иностранных консультантов, достаточно посмотреть на цифры нашего ВВП и реальных доходов населения, чтобы понять, что вся эта масса законов, которая обещает повысить благосостояние государства и его граждан, повышает лишь благосостояние нескольких десятков бизнесменов, заседающих в парламенте Кыргызстана, - отметил Шерадил Бактыгулов.
От закона к закону, от реформы к реформе ситуация в ключевых сферах жизнедеятельности Кыргызстана только ухудшается. В этой связи возникает вполне логичный вопрос – какую цель преследуют все эти зарубежные консультанты, давая нам свои советы и рекомендации, и сколько времени мы еще будем слепо верить, что заграница нам поможет?
Наталья Лобанова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320