Ой Ордо
01.05.2024

Догдурбек Чонтоев: «Приоритетом сотрудничества в сфере водопользования является соблюдение коллективных интересов»

Каждая страна ЦА стремится защищать свои национальные интересы и использовать воду на своей территории, максимально извлекая выгоду для развития своей экономики. Однако, крайне важно осознать важность и необходимость сотрудничества в области использования трансграничных рек. Именно этот принцип должен лечь в основу нового подхода к распределению водных ресурсов в регионе.

Об этом директор Института водных проблем и гидроэнергетики НАН КР, доктор географических наук, профессор Д. Чонтоев рассказал в рамках  международной конференции: «Дефицит гидроресурсов в ЦА: пути решения водных проблем на региональном и международном уровнях», организованной Центром экспертных инициатив «Ой Ордо» в партнерстве с ОФ «Green Energy» и Советом по устойчивому развитию в условиях изменения климата при спикере ЖК КР.

В природном отношении Центральная Азия представляет собой единую территорию, единство которой обеспечивается, прежде всего, по словам ученого, речными системами – Амударьей, Сырдарьей, Чу, Таласом. Суммарные поверхностные водные ресурсы бассейна Аральского моря оцениваются в 116,5 км3/год, на Амударью приходится 79,3 км3 (68%), Сырдарью –37,2 км3 (32%). Долевое участие государств ЦА в формировании водных ресурсов Аральского моря: Казахстан – 2,1%, Кыргызстан – 25,1%, Таджикистан – 43,4%, Туркменистан – 1,2%, Узбекистан – 9,6%. На Афганистан и Иран приходится 18,6%.

Согласно анализу состояния водных ресурсов Кыргызстана, в настоящее время их суммарные запасы составляют приблизительно 458 км3, из них 85% в твердой форме.

«По данным Института водных проблем и гидроэнергетики НАН КР средний сток всех рек республики за период до 1972 г. составлял 47,1 км3/год, а в период с 1973 по 2018 гг. – 51,0 км3/год. Таким образом, можно констатировать увеличение суммарного стока рек на 8,3%.

Большая часть речного стока Кыргызстана –  39 км3 – поступает на территории соседних государств: в Казахстан – 6 км3, в Узбекистан – 24 км3, из них около 80% по руслу р. Сырдарьи, в Таджикистан – 2 км3, из них почти 100% – по руслу р. Кызыл-Суу, в Китай – 7 км3 по рекам бассейна р. Тарим.

В настоящее время границы бывших союзных республик ЦА превратились в государственные границы,  по разные стороны которых оказались и многие природные ресурсы. Соответственно требуется разработка новых современных правил их эффективного и рационального использования.

В советский период (до 1991 г.) конфликтные ситуации между республиками ЦА при использовании трансграничных водных ресурсов практически отсутствовали, поскольку они рассматривались как общегосударственная собственность. В этот период действовала система компенсационных мер, направленная на возмещение горным республикам (Кыргызстан, Таджикистан) ущербов, связанных с сооружением и эксплуатацией водохранилищ.

Эти меры предусматривали поставку энергоносителей (нефть, газ, уголь) и сельхозпродукции в объёме эквивалентном зимней недовыработки электроэнергии на ГЭС и потерь сельхозпродукции на землях, попавших в зону затопления. После 1991 г. многие природные ресурсы оказались на территории отдельных суверенных государств, связи и структура единого хозяйственного механизма управления водными ресурсами были разрушены. На повестку дня встал вопрос по разработке новых правил и норм эффективного и рационального водопользования, а также необходимость пересмотра и переоценки нормативных документов и схем в сфере вододеления трансграничных водных ресурсов.

Существуют три основные проблемы, решение которых зависит от разумного сотрудничества  стран Центральной Азии.

Первая проблема. В период формирующихся рыночных отношений между суверенными государствами ЦА сохраняются схемы комплексного использования и положения по вододелению, разработанные и принятые в советский период. Эти схемы и положения являлись нормативными документами, регламентирующими распределение и использование водных ресурсов по бассейнам рек. Этими схемами в разрезе каждой республики устанавливались квоты объемов водозабора, оросительные нормы, площади орошения.

В настоящее время такой подход к использованию водных ресурсов для Кыргызстана и Таджикистана является неприемлемым, поскольку ограничивает интересы этих государств, на территории которых формируется  практически весь поверхностный сток региона.

В стратегии развития Кыргызстана намечено освоение новых орошаемых земель, и эта тенденция уже обозначена. Но уже сейчас возникает вопрос, учитывая лимитированное водопотребление, как брать воду на вновь вводимые в оборот земли? На весь имеющийся земельный фонд в 3 млн. га республике потребуется уже не 10-11,  а 30 км3/год, а с учетом потребностей коммунального и промышленного секторов, перспективный суммарный объем водопотребления составит порядка 35 км3.

Эту цифру нужно озвучить уже сейчас, чтобы соседние государства, использующие водные ресурсы с гор Кыргызстана, знали перспективу развития республики в будущем.   На региональном уровне проблема изменения системы вододеления  активно рассматривалась в период с 1994 по 1997гг., когда образованный Межгосударственный совет по проблемам Аральского моря составил Программу бассейна Аральского моря, в которой первым пунктом обозначено – «Выработать общую стратегию вододеления».

В 1997г. была завершена разработка  «Региональной водной стратегии» с детальным определением формирования и использования водных ресурсов всеми государствами и даны рекомендациями по разработке современной стратегии вододеления. Однако горные республики – Кыргызстан и Таджикистан, не проявив должной настойчивости, остались на прежнем уровне вододеления.

Второй важной проблемой является отсутствие экономических принципов межгосударственного водопользования. Перейдя к рыночной экономике во всех сферах, почему-то водохозяйственная отрасль оставлена на устаревших позициях. Введя плату за услуги по подаче воды для собственных (внутренних) водопользователей, государствами ЦА совершенно не учтен рыночный механизм оплаты за воду, получаемую с территории соседних государств. Они используют её по-прежнему бесплатно, не возмещая никаких затрат Кыргызстану за обслуживание и эксплуатацию водохранилищ и других ирригационных сооружений межгосударственного использования, за исключением некоторых и с недавнего времени.

Необходимо отметить, что водохранилища, регулирующие сток рек и ирригационные каналы, подающие воду в соседние государства, на территории Кыргызстана обслуживаются и содержатся  только за счет бюджета республики.

Между тем есть и некоторые позитивные аспекты в установлении взаимовыгодных отношений в использовании стока трансграничных рек.

Так, по бассейнам рек Чу и Талас с 2000 г. заключаются двустороннее Соглашение между Правительством Кыргызстана и Казахстана об использовании водохозяйственных сооружений межгосударственного пользования. Создана постоянно действующая комиссия, определяющая объем вододеления и ежегодные финансовые субсидии за долевое участие РК.

Надо отметить, что все водорегулирующие и водотранспортирующие сооружения, построенные более полувека назад, находятся в опасном  техническом состоянии и представляют реальную угрозу разрушения, выхода из строя, и это грозит катастрофой не столько Кыргызстану, сколько равнинным государствам, расположенным в низовьях рек (Узбекистану и Казахстану).

В такой ситуации только сообща, при долевом участии всех государств, может быть обеспечена надежная эксплуатация межгосударственных гидротехнических объектов, а, следовательно, и гарантированная водоподача.

Третья проблема. Главной причиной водных разногласий  между Кыргызстаном и государствами равнинной зоны (Узбекистаном и Казахстаном) являются  отраслевые интересы между гидроэнергетикой и ирригацией.

Внутригодовой график потребностей в использовании воды различается  для горных и равнинных территорий региона. Горные районы Кыргызстана располагают значительными гидроэнергетическими ресурсами (имея при этом ограниченные ресурсы других энергоносителей). Кыргызстан заинтересован в значительной выработке электроэнергии в холодный период года, что требует значительных сбросов воды из Токтогульского водохранилища, и  значительная часть гидроресурсов используется зимой. Равнинные республики, имеющие огромные орошаемые площади, используют водные ресурсы на орошение, с увеличением потребностей в воде, в теплый, вегетационный период. Для работы Токтогульской ГЭС в энергетическом режиме необходимо накопление воды в летний период и зимнем  расходовании, а равнинным государствам – в зимнем накоплении и их летнем расходовании для орошения. Эти противоречия и являются «камнем» преткновения между странами ЦА.

С прекращением дотационных поставок и возникшим энергетическим кризисом в КР встал вопрос о необходимости более эффективного использования собственных гидроэнергетических мощностей каскада Нижне-Нарынских ГЭС. Было рассчитано, что если 50% ежегодного объема водных ресурсов, накапливаемых в Токтогульском водохранилище, срабатывать по энергетическому зимнему режиму, то выработку зимой можно увеличить на 2,2 млрд. кВт/час. Однако такой вариант не может использоваться, так как наша страна выполняет обязательства по подаче воды в вегетационный период  нижерасположенным государствам в соответствии с действующими Соглашениями. Энергопотребление зимнего периода обеспечивается усиленной работой ТЭЦ. И лишь в отдельные годы, при дефиците энергоносителей на ТЭЦ, республика увеличивала объём зимних сбросов из Токтогульского водохранилища для получения дополнительной электроэнергии.

Последствия значительных зимних сбросов из водохранилища вызвали  негативную реакцию сопредельных государств, на что Кыргызстан предлагает Казахстану и Узбекистану компенсировать недовыработку электроэнергии в зимний период (в денежном эквиваленте или в виде энергоносителей). При принятии и соблюдении условий договоренности Токтогульское водохранилище будет работать в ирригационном режиме, необходимом этим государствам.

На многочисленных официальных встречах представители государств ЦА всех уровней заявляют, что решить эту проблему можно лишь с помощью скоординированных совместных действий всех государств. Но, к сожалению, все эти договоренности в основном остаются на бумаге в виде протоколов и резолюций, поскольку пока каждый преследует только свои интересы.

В области использования водных ресурсов крупнейшей проблемой, требующей консенсуса, является разработка согласованных правил и порядка деления водных ресурсов между государствами. Эта проблема требует учета не только интересов всех стран, но и поддержания экологического равновесия в бассейнах рек.

Проблема не может быть решена сразу в целом для региона. Она должна решаться для каждого международного речного бассейна, при осмыслении необходимости управления бассейном как единым целым, т.е. путем интегрированного управления водными ресурсами, и при учете интересов как горных, так и равнинных территорий.

Государства  ЦА принимают региональные Законы «О воде», но на межгосударственном уровне ситуация пока не меняется.

Так в Кыргызстане принят Закон «О межгосударственном использовании водных объектов, водных ресурсов и водохозяйственных сооружений КР», где сформулированы принципы и положения государственной политики в области использования водных ресурсов. В данном Законе первостепенным является – признание воды как вида природных ресурсов, имеющей свою экономическую стоимость и являющейся товаром, а также необходимость установления платности водопользования в межгосударственных водных отношениях.

Указом президента обозначены принципы и положения государственной политики в области использования водных ресурсов рек, формирующихся на территории Республики и вытекающих за его пределы, основными из которых являются:

- Договоренности по вопросам использования водных ресурсов рек должны иметь целью достижение взаимной выгоды на справедливой и разумной основе.

- КР исходит из того, что каждое государство имеет право в пределах своей территории использовать водные ресурсы реки с целью получения максимальных выгод.

- Вопросы подачи воды, регулирования стока реки и платности водопользования или распределения выгоды от использования водных ресурсов являются предметом межгосударственных переговоров.

- КР, осуществляющая регулирование стока и подачу воды государству, находящемуся ниже по течению реки, имеет право на возмещение расходов по строительству, реконструкции и эксплуатации водохранилищ и иных гидротехнических объектов межгосударственного значения.

В связи со сложившейся ситуацией в водно-энергетическом секторе ЦА Институтом водных проблем и гидроэнергетики НАН КР разработан проект  Концепции национальной политики КР в области использования водных ресурсов трансграничных рек.

Концепция учитывает необходимость обеспечения государственных интересов КР в новых рыночных отношениях при всестороннем сотрудничестве со всеми странами ЦА. Она призвана стать правовой основой при решении государственных задач национального развития и регулирования межгосударственных отношений в области использования водных ресурсов.

Основными положениями предлагаемой Концепции являются:

- принятие экономического механизма в водопользовании, т.е. признание водных ресурсов – товаром, который имеет цену, соответствующую рыночным отношениям;

- принятие в водохозяйственной политике  взаимовыгодных условий  для всех государств ЦА;

- проведение совместного мониторинга трансграничных рек с целью повышения эффективности контроля над формированием и использованием  водных ресурсов, а также предупреждения и смягчения ущербов от опасных гидрологических явлений и их последствий на межгосударственном уровне;

- создание системы государственного  надзора за безопасностью гидротехнических сооружений;

- обеспечение благоприятной экологической  обстановки в речных бассейнах.

Только после признания и  принятия основных положений данной Концепции правительствами всех стран ЦА возможен переход на интегрированное управление водными ресурсами, поскольку именно принцип бассейнового управления водными ресурсами трансграничных рек позволит использовать их эффективно и рационально», - подчеркнул Д. Чонтоев.

Наталья Лобанова

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320