На днях произошло достаточно неординарное событие – Ташкент посетила делегация движения «Талибан» (ДТ), признанного в ряде стран радикалистской и террористической организацией.
Представители этой афганской военно-политической группировки во главе с руководителем офиса ДТ в Катаре Шер Мухаммадом Аббасом Станикзаем были приняты в узбекском МИД, где состоялись переговоры с главой внешнеполитического ведомства Абдулазизом Камиловым, спецпредставителем президента Узбекистана по Афганистану Исматиллой Иргашевым и другими официальными лицами республики.
Как сообщила пресс-служба МИД РУз, в ходе состоявшихся встреч стороны обменялись мнениями относительно перспектив мирного урегулирования внутриафганского конфликта, вывода иностранных войск из Афганистана – процесса, который талибы считают главным условием для начала мирных переговоров с афганским правительством. Были также затронуты вопросы безопасности «текущих и будущих» инфраструктурных национальных проектов в ИРА, таких как прокладка линий электропередач и железных дорог (детали переговоров содержатся в сообщении «Талибана», которое приводит Asia Times).
Характерно, что переговоры в Ташкенте проходили на фоне очередной эскалации напряженности в Афганистане, обусловленной активизаций талибовских формирований на различных направлениях. В течение второй половины июля – первой декады августа талибам удалось достичь конкретных результатов по взятию под свой контроль ряда уездных центров на севере страны, нанести существенный урон правительственным войскам в центральной провинции Газни с захватом на некоторое время самого провинциального центра, а также практически очистить от отрядов «Вилоята Хорасан» (подразделения т.н. «Исламского государства» в ИРА) несколько северных провинций.
Данная ташкентская встреча, как и многие другие встречи разноформатного уровня, состоявшиеся за последнее время по инициативе узбекской стороны, являются наглядным свидетельством заметной активизации официального Ташкента на афганском направлении, который конкретными действиями подтверждает свою приверженность устоявшимся ранее внешнеполитическим приоритетам.
Узбекистан, который непосредственно граничит с Афганистаном, всегда смотрел на своего южного соседа в первую очередь через призму угроз для собственной безопасности. Очевидно, что влияние Афганистана как международного центра, генерирующего угрозы стабильности и безопасности не только для Центрально-Азиатского региона, но и всего мира, по-прежнему остается долговременным фактором, а сохраняющаяся нестабильность в этой стране напрямую проецируется именно на соседние государства Центральной Азии, оказывая негативное воздействие на их развитие. Поэтому проблема внутриафганского урегулирования была и будет оставаться в обозримой перспективе узловой в повестке отношений Узбекистана как с самим Афганистаном, так и с его основными внешними партнерами.
Уместно напомнить, что РУз никогда не дистанцировалась от афганской проблемы. В различные периоды и по разным поводам Ташкент предлагал свои принципиальные оценки и действия, выступал с конкретными инициативами (к примеру, переговорный процесс в формате «6+2» и др.), которые конструктивно воспринимались в международном сообществе. Они позволили накопить необходимый опыт для объединения усилий, чтобы, наконец, запустить процесс урегулирования афганского конфликта, который, как иногда кажется, длится уже целую вечность.
Справка: В 1997 г. по инициативе Узбекистана под эгидой ООН начал действовать формат «6+2», то есть шесть стран-соседей – Пакистан, Иран, Китай, Туркменистан, Таджикистан и Узбекистан плюс страны-гаранты – США и РФ. Цель этого формата состояла, прежде всего, в урегулировании афганского конфликта посредством примирения Северного альянса и движения «Талибан». Благодаря деятельности контактной группы 21 июля 1999 г. была подписана «Ташкентская декларация об основополагающих принципах мирного разрешения конфликта в Афганистане» в присутствии противоборствующих сторон.
Прежде всего, в Ташкенте сформировалось устойчивое убеждение в том, что силовые способы – не метод внутриафганского урегулирования. Похоже, что с этим, хотя бы на уровне формальных заявлений, согласны как все внутриафганские военно-политические силы (свидетельством чему и является последняя встреча с талибовской делегацией), так и внешние акторы, в той или иной степени вовлечённые в афганские процессы. В Афганистане есть множество примеров, когда различные исторические, этнические, религиозные и культурологические факторы не мешали афганцам самостоятельно разрешать внутренние конфликтные ситуации.
Сегодня в Узбекистане аргументированно считают, что надо дать возможность афганцам самим, пусть не сразу, но разработать собственную национальную «дорожную карту» в целях достижения мира и устойчивой стабильности в своей стране. Многочисленные внешние силы не просто могут, но и должны им в этом помочь и при необходимости предоставить свои посильные гарантии. С этой целью в марте текущего года в Ташкенте была организована международная конференция по Афганистану «Мирный процесс, сотрудничество в сфере безопасности и региональное взаимодействие».
По мнению ряда местных экспертов, последние узбекские инициативы и их практическое воплощение не следует воспринимать в качестве некоей альтернативы прежним предложениям со стороны международных организаций и других заинтересованных государств. Они играют роль важного дополнения к общим усилиям международного сообщества в отношении Афганистана. Как представляется, будучи его ближайшим соседом и достаточно влиятельным региональным игроком, Узбекистан стремится стать частью, но значимой и активной, масштабного процесса внутриафганского урегулирования.
Активизация Узбекистана на афганском направлении при новом узбекском руководстве проявляется не только в повышении интенсивности политических контактов и диалога на двустороннем уровне, но также в выводе на новый уровень и экономического сотрудничества между двумя странами.
Сегодня в Узбекистане уже успешно функционируют 110 предприятий с участием афганского капитала, а в Афганистане создано 8 предприятий, в которых присутствуют узбекские резиденты. В декабре 2017 г., в ходе официального визита президента Афганистана А. Гани в Узбекистан, было подписано более 40 экспортных контрактов на общую сумму свыше 500 млн. долларов. Знаковым событием стало также открытие в конце 2017 г. прямого воздушного моста между Ташкентом и Кабулом, чего не было с первых лет независимости Узбекистана. И хотя авиарейсы выполняются пока раз в неделю афганской частной авиакомпанией «Kam air», возможность установления контактов между деловыми кругами двух стран значительно выросла.
По данным Госкомстата РУз, в последнее время стала отмечаться устойчивая положительная динамика во взаимной торговле между двумя странами, причем со значительным расширением её структуры. Так, объем товарооборота за прошедший 2017 г. достиг 617 млн. долларов и вырос по сравнению с 2016 г. на 18,7%. При этом в его структуре значительно преобладал экспорт узбекских товаров в Афганистан – 614,9 млн. долларов.
Министр внешней торговли РУз Жамшид Ходжаев не так давно заметил, что объем взаимной торговли между двумя странами за 6 месяцев текущего года уже вырос на 18%, а в ближайшие годы его планируется довести до 3 млрд. долларов. По его словам, сейчас объем импорта из разных стран в Афганистан составляет 6,5 млрд. долларов, и Узбекистан, в свою очередь, в перспективе способен поставлять на афганский рынок почти половину этого объема, причем за счет включения совершенно новой номенклатуры товаров. В частности, уже в текущем году узбекская сторона обязалась поставить для нужд Министерства здравоохранения Афганистана более 120 реанимобилей под брендом Isuzu производства Самаркандского автомобильного завода общей стоимостью 5,7 млн. долларов.
В свою очередь, в ходе уже состоявшихся многочисленных встреч представителей государственного и частного сектора РУз и ИРА достигнуты договоренности об оснащении международного логистического центра «Термез карго центр» сортировочными и упаковочными линиями для переработки и экспорта плодоовощной продукции предприятий Афганистана в третьи страны (именно Термез стал сегодня для афганцев важным логистическим центром для экспорта своих фруктов в Россию, Кыргызстан и Китай), оказании технического обслуживания и ремонта афганских самолетов на базе авиационного предприятия Uzbekistan Airways Technics, а также участии в подготовке высококвалифицированных специалистов в области авиации.
В июле с.г. делегация Узбекистана во главе с министром иностранных дел А. Камиловым в ходе визита в Кабул, помимо обсуждения политических вопросов, договорилась с кабульскими властями о создании индустриального парка в северном афганском городе Мазари-Шарифе на площади в 10 тыс. гектаров, свободной экономической зоны площадью 3 тыс. гектаров вблизи границы с Узбекистаном, а также строительстве узбекскими компаниями шести текстильных фабрик в Афганистане.
Кроме того, страны планируют в ближайшей перспективе подписать межправительственное соглашение о свободной торговле. Как отметили в Министерстве внешней торговли РУз, стороны сейчас прорабатывают проект этого межправительственного соглашения. Данный документ предусматривает освобождение от таможенных платежей афганских товаров, а также упреждение других ограничений в торговле.
Помимо масштабного расширения торгового сотрудничества со своим южным соседом, Узбекистан рассматривает практическую реализацию и ряда инфраструктурных проектов, таких как продолжение строительства железной дороги Мазари-Шариф – Герат, использование нового автомобильного коридора Термез – Ташкент – Андижан – Ош – Кашгар для поставки афганской продукции из Мазари-Шарифа в Кашгар (КНР) транзитом через узбекскую территорию, а также подключение Афганистана к единому энергетическому кольцу Центральной Азии путем возведения новой линии электропередач Сурхан – Пули-Хумри.
Таким образом, отношения между Узбекистаном и Афганистаном после ухода из жизни И. Каримова и прихода к власти Ш. Мирзиёева начинают меняться и входить в новую реальность. Заметно активизировав двусторонние отношения со своим южным соседом, Узбекистан демонстрирует их результативность с учётом наращивания усилий в переговорном процессе со всеми участниками внутриафганского конфликта, а также перспектив реализации торгово-экономических и инфраструктурных проектов с привлечением заинтересованных крупных внешних сил. В идеале положительная динамика подобных шагов Узбекистана стала бы важнейшим принципом для самих афганцев в ходе развития внутриафганского мирного диалога. В этом ключе и видится предназначение последней встречи в Ташкенте, о которой шла речь вначале.
https://www.ritmeurasia.org/news--2018-08-19--delegacija-talibana-v-tashkente-uzbekistan-aktiviziruetsja-na-afganskom-napravlenii-38106
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320