Ой Ордо
02.05.2024

Дефицит гидроресурсов в Центральной Азии: пути решения водных проблем на региональном и международном уровнях. Часть1

По мере того, как дефицит гидроресурсов в странах Центральной Азии ощущается все более остро, тематика их эффективного расходования выходит на первый план региональной и международной повестки.

Эти вопросы и стали предметом обсуждения в рамках международной конференции: «Дефицит гидроресурсов в Центральной Азии: пути решения водных проблем на региональном и международном уровнях». Мероприятие было организовано Центром экспертных инициатив «Ой Ордо» совместно с ОФ «Green Energy» в партнерстве с Советом по устойчивому развитию в условиях изменения климата при спикере ЖК КР.

Как отметил директор ЦЭИ «Ой Ордо» Игорь Шестаков, тема водных ресурсов, рассматриваемая на государственном уровне и экспертным сообществом стран Центральной Азии, в ближайшее десятилетие будет оставаться в числе ключевых.

- Учитывая заинтересованность всех стран центральноазиатского региона в решении вопросов, связанных с водопользованием, сегодня в конференции принимают участие эксперты из Казахстана, России и Узбекистана, также с нами на связи находятся специалисты из Северо – Западного университета города Сиань (Китай). Предложение провести масштабное мероприятия, посвященное широкому обсуждению водных вопросов, на площадке нашего Центра в феврале этого года было озвучено секретарем Совета безопасности КР Маратом Иманкуловым, - пояснил модератор.

По словам замминистра водных ресурсов, сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности КР Алмазбека Сокеева, сегодня в сфере водопользования существует много проблем, требующих оперативного решения.

- В свете изменения климата происходят то засухи, то наводнения. И нам надо адаптироваться к новым ситуациям. Если раньше маловодья случались примерно раз в 6 лет, то сейчас это происходит практически через год. Кроме того сдвинулись циклы, если раньше вода приходила в мае, то сейчас приходит в июне. Как показал прошлый год, в мае у нас водность была в четыре раза ниже нормы. Т.е. нам нужно отрегулировать свою деятельность с учетом этих условий. Учитывая тенденцию к маловодиям, необходимо строить новые гидросооружения, в противном случае мы не сможем полноценно подавать воду. При этом всем странам ЦА нужно научиться экономнее использовать водные ресурсы. Прежде всего, важно применять современные виды орошения, - отметил чиновник.

По его словам, в Кыргызстане сегодня ведется активная работа по минимизации потерь в водопользовании. Так, большое внимание уделяется ирригационной системе.

- За последние три года в 7-8 раз увеличено финансирование на ирригационные сети, которые необходимо привести в рабочее состояние. Сегодня в нерабочем состоянии у нас находятся около 40% ирригационных сооружений, которые находятся на балансе государства. Что касается  сельскохозяйственных каналов на балансе ассоциаций водопользователей и айыл окмоту, то ремонтировать и очищать нужно примерно 70% из них. За последние полгода нам удалось увеличить объем водоподачи примерно на 40%. Многие каналы, которые были заилены, сегодня очищены и функционируют. Реконструкция этих сооружений позволит минимизировать потери, а это значит, что мы сможем подавать больше воды странам низовья. Этот вопрос мы прорабатываем с коллегами из соседних стран. У нас есть план по совместной реконструкции наших каналов. Например, с Узбекистаном мы ведем совместную работу по реабилитации Касан-Сайского водохранилища и других гидросооружений. С Казахстаном буквально на прошлой неделе договорились, что будем совместно очищать БЧК, - рассказал А. Сокеев.

В свою очередь директор Института водных проблем и гидроэнергетики НАН КР доктор географических наук, профессор Догдурбек Чонтоев отметил, что важной проблемой является отсутствие экономических принципов межгосударственного водопользования.

- Введя плату за услуги по подаче воды для собственных (внутренних) водопользователей, государствами ЦА совершенно не учтен рыночный механизм оплаты за воду, получаемую с территории соседних государств. Они используют её по-прежнему бесплатно, не возмещая никаких затрат Кыргызстану за обслуживание и эксплуатацию водохранилищ и других ирригационных сооружений межгосударственного использования, регулирующих сток рек и подающих воду в соседние государства, т.е. эти объекты обслуживаются и содержатся  только за счет бюджета республики, - пояснил спикер.

При этом он подчеркнул, что все водорегулирующие и водотранспортирующие сооружения, построенные более полувека назад, сегодня находятся в опасном техническом состоянии и представляют реальную угрозу разрушения, выхода из строя, что грозит катастрофой не столько Кыргызстану, сколько равнинным государствам, расположенным в низовьях рек – Узбекистану и Казахстану.

- В природном отношении Центральная Азия представляет собой единую территорию, единство которой обеспечивается, прежде всего, речными системами – Амударьей, Сырдарьей, Чу, Таласом. В такой ситуации только сообща, при долевом участии всех государств, может быть обеспечена надежная эксплуатация межгосударственных гидротехнических объектов, а, следовательно, и гарантированная водоподача, - пояснил глава Института водных проблем.

Он напомнил, что в советский период конфликтные ситуации между республиками ЦА при использовании трансграничных водных ресурсов практически отсутствовали, поскольку они рассматривались как общегосударственная собственность. После 1991 г. связи и структура единого хозяйственного механизма управления водными ресурсами были разрушены. На повестку дня встал вопрос по разработке новых правил и норм эффективного и рационального водопользования, а также необходимость пересмотра и переоценки нормативных документов и схем в сфере вододеления трансграничных водных ресурсов.

- В период формирующихся рыночных отношений между суверенными государствами ЦА сохраняются схемы комплексного использования и положения по вододелению, разработанные и принятые в советский период. Этими документами в разрезе каждой республики устанавливались квоты объемов водозабора, оросительные нормы, площади орошения. В настоящее время такой подход к использованию водных ресурсов для Кыргызстана и Таджикистана, на территории которых формируется  практически весь поверхностный сток региона, является неприемлемым, поскольку ограничивает их интересы. На региональном уровне проблема изменения системы вододеления  активно рассматривалась в период с 1994 по 1997гг. В 1997г. была завершена разработка  «Региональной водной стратегии», где были даны рекомендациями по разработке современной стратегии вододеления. Однако горные республики – Кыргызстан и Таджикистан, не проявив должной настойчивости, остались на его прежнем уровне, - отметил Д. Чонтоев.

Он добавил, что каждая страна стремится защищать свои национальные интересы и использовать воду на своей территории, максимально извлекая выгоду для развития своей экономики. Однако, крайне важно осознать важность и необходимость сотрудничества в области использования трансграничных рек, отдавая приоритет коллективным интересам. При этом необходимо поддерживать экологическое равновесие в бассейнах рек.

Председатель ОФ «Green Energy» Анара Султангазиева обратила внимание, что дефицит воды в Центральной Азии, согласно исследованиям, прогнозировался к 2030 году. Однако нехватка воды в регионе стала остро ощущаться уже с прошлого года.

- В этой связи, Кыргызстану, как главному поставщику гидроресурсов, необходимо на берегу договориться с соседними странами об определении стоимости воды и способов оплаты за нее, а также совместно выработать  формы и механизмы  компенсации. Вода, к сожалению, не является возобновляемым ресурсом, как солнечная энергия и энергия ветра. И с каждым годом ее становиться все меньше.  В настоящее время вода стоит больше чем черное золото (нефть). Если в Европе 1 литр бензина стоит 1,5 евро, то 1 литр питьевой воды европейцам обходиться в 4 евро. А уже лет через  5-10  вода будет стоить дороже самого золота. И если учитывать данные тех же мировых исследований и прогнозов, то к 2040 году во всем мире могут начаться войны за водные ресурсы, исключением не станет и ЦА. Поэтому, если сейчас мы не решим с соседями вопросы водосбора, сбережения и сокращения потерь, которые  достигают 40 %, а также не установим адекватную стоимость ценного ресурса, то конфликта  в будущем нам не избежать. И соседние страны должны это понимать и принимать наши условия. Вода не является природным благом, как привыкли считать наши соседи. Вода – это ценный товар и имеет свою стоимость, - поделилась мнением спикер.

Внешний фактор  обостряет борьбу за водные ресурсы

В рамках конференции также было отмечено, что активный интерес к водной проблематике региона проявляют и мировые центры силы.

Очевидно, что сложности, которые возникают при решении проблем, связанных с сохранением, использованием и распределением воды, а также с учетом того, что с началом строительства канала Куштепа в Афганистане региональная система водопользования испытывает дополнительную нагрузку, вопрос международного арбитража приобретает особую актуальность. Однако важно прийти к пониманию, взаимодействие с кем из зарубежных партнеров может стать наиболее оптимальным, исходя из того, что внешние акторы имеют свои цели и задачи в ЦА.

Вода играет ключевую роль в экономическом плане, однако этот фактор является также ключевым и в вопросах региональной безопасности. Учитывая трансграничный характер рек в нашем регионе, ЦЭИ «Ой Ордо» впервые в Кыргызстане поднял тему влияния афганского канала Куштепа на водопользование в ЦА. При этом очевидно, что данный вопрос имеет несколько контекстов и должен рассматриваться в их плоскости. Например, строительство Куштепа связано с геополитическими процессами, и демонстрирует присутствие в водной повестке ЦА внешних игроков, прежде всего, США, которые через ЮСАИД финансировали строительство данного водоканала, причем без учета интересов Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана. Начав реализацию этого проекта, Вашингтон абсолютно не интересовался, как он отразится на странах ЦА и какой урон нанесет их национальным интересам. Как отмечал президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев, с запуском канала Куштепа водный режим и баланс в Центральной Азии может кардинально измениться, поскольку данный ирригационный объект предназначен для забора воды из стратегически значимой для региона реки  Амударьи, - напомнил директор Центра экспертных инициатив «Ой Ордо» Игорь Шестаков.

В этой связи, по словам эксперта, вызывают определенные вопросы действия Всемирного банка или МВФ, которые в условия своего финансирования закладывают интересы и преференции для западных компаний. При этом они стремятся максимально ограничить сотрудничество стран ЦА с Россией в реализации проектов, связанных с гидроресурсами.

- По мнению ряда экспертов, злоупотребляя своим влиянием в международных финансовых структурах, Вашингтон и Брюссель, ограничивают самостоятельные действия правительств центральноазиатских государств. Запад вынуждает страны региона отказаться от контактов с Москвой в решении водных вопросов, несмотря на то, что в рамках СНГ и ЕАЭС российской стороной не раз предлагались варианты взаимодействия на основе межгосударственного консенсуса, - добавил И. Шестаков.

Заведующий кафедрой политологии и политической философии Дипломатической академии МИД РФ, доктор политических наук Сергей Жильцов отметил, что в последние годы страны ЦА ведут переговоры, пытаясь решить водную проблему, однако их усилия договориться осуществляются на фоне стремительного ухудшения ситуации с водными ресурсами, а также активной политики Афганистана.

- Обсуждение постоянно возрастающего дефицита водных ресурсов в странах Центральной Азии получило новый импульс после начала строительства на севере Афганистана канала Куштепа. Реализация проекта началась в марте 2022 г. Протяженность канала должна составить 285 км, при ширине 100 м и глубине в 8,5 метра. Проект должен быть реализован к 2028 году. Канал должен снабжать водными ресурсами сельскохозяйственные земли в провинциях Балх, Джаузджан и Фарьяб. Считается, что строительство канала позволит провести орошение 555 тыс. гектаров земель в неплодородных районах. После завершения строительства потребление воды из Амударьи в Афганистане может вырасти с 7 до 17 кубических км. Это станет особенно проблематичным для Туркменистана и Узбекистана, расположенным ниже по течению, так как они могут потерять до 15% оросительной воды из основной реки региона, что, в свою очередь, приведет к уменьшению посевных площадей. При этом экологи считают, что это не единственная причина для беспокойства. Строительство канала приведет к изменению климата и в конечном счете к экологической катастрофе, - рассказал эксперт.

При этом он подчеркнул, что Афганистан, проводя свою водную политику, действует без консультаций с другими странами региона.

- К проблеме водных ресурсов центральноазиатские страны пытаются привлечь внимание внерегиональных акторов. В совместном заявлении Специальных представителей ЕС и стран Центральной Азии отмечалось, что «использование общих природных ресурсов должно учитывать потребности всех стран-соседей». Речь шла о политике Афганистана в области использования трансграничных водных ресурсов. Подобное заявление отразило обеспокоенность ряда стран Центральной Азии планами Афганистана по строительству ирригационного канала Куштепа, - пояснил эксперт.

По его словам, много вопросов возникает относительно того, кому выгодно строительство данного канала. По данным афганской стороны стоимость проекта составляет $684 млн. Афганские власти заявляют, что строительство канала осуществляется за счет государственных средств. Однако учитывая, что страна находится в сложной экономической ситуации, строительство за счет собственных средств, учитывая масштабы проекта, выглядит маловероятным.

- Проект строительства канала в Афганистане разрабатывался несколько лет. Технико-экономическое обоснование готовилось при содействии американского агентства по развитию (USAID). Исследование проводится AACS Consulting в рамках проекта USAID «Укрепление управления водосбором и ирригацией» (SWIM), управляемого AECOM International Development, Inc./DT Global», - поделился информацией С. Жильцов.

Он обратил внимание, что страны Центральной Азии имеют ограниченное количество рычагов влияния на Афганистан. В свою очередь, афганская сторона понимает, что со строительством канала будут созданы не только возможности для получения дополнительного объема водных ресурсов, страна получит в распоряжение  мощный рычаг влияния на страны региона.

- В условиях, когда численность «климатических мигрантов» в мире постепенно возрастает под влиянием изменения климата, данный рычаг влияния может стать ключевым. Подобный сценарий приведет к обострению межгосударственных отношений, что повлечет за собой ряд негативных процессов. Будет ухудшаться социально-экономическая ситуация. Дефицит водных ресурсов повлечет обострение экологических проблем, с которыми страны ЦА сталкиваются уже сейчас. По данным ООН, через 30 лет нехватка пресной воды в Центральной Азии приведет к падению регионального ВВП на 11%, - поделился информацией спикер.

Он также подчеркнул, что строительство канала обострит геополитическую ситуацию в регионе, привнесет дополнительную напряженность в отношения стран Центральной Азии и Афганистана.

- Регион, который в последнее время постоянно сталкивается с дефицитом водных ресурсов, может превратиться в очаг напряженности. Тем более, что  страны ЦА и без афганского фактора имеют сложные отношения друг с другом в водной сфере. Соответственно, водная проблематика уверенно занимает первое место среди проблем, которые будут влиять на развитие Центральной Азии. При этом политика внерегиональных акторов фактически провоцирует сохранение сложных межгосударственных отношений между центральноазиатскими странами, а в перспективе, усиление напряженных взаимоотношений между Афганистаном и Центральной Азией, - добавил С. Жильцов.

На тот факт, что запуск канала Куштепа окажет значительное влияние на ситуацию с гидроресурсами в ЦА, обратил внимание и эксперт по международным отношениям Байкадам Курамаев.

- В 21 веке на нашей планете происходят серьезные экологические перемены. Рост численности населения и урбанизации, изменение климата, освоение новых земель и загрязнение окружающей среды влечет за собой изменения в притоках воды, водных путях и водных бассейнах. Нехватка водных ресурсов ведет к засухе, деградации почв и опустыниванию, что мы видим, в частности, на территории стран Центральной Азии. Еще одной причиной нехватки воды станет строительство оросительного канала Куштепа в Афганистане, который будет забирать из реки Амударья почти 60% воды, что, несомненно, скажется на странах низовья – Узбекистане и Туркменистане, - отметил спикер.

Центральная Азия в последнее время сталкивается с серьезным водным кризисом, который угрожает не только экономическому развитию, но и жизни миллионов людей. Сейчас численность населения региона уже превышает 75 млн человек.

- Недостаток как поливной, так и питьевой воды из-за изменения климата и неэффективного управления водными ресурсами создают существенные вызовы для наших стран. Особенно это характерно для летнего сезона. Например, Казахстан является водо-зависимой страной. Согласно международным исследованиям только около 3% ее территории покрыты водой, остальная часть является засушливыми зонами. Значительная часть водных ресурсов поступает из соседних стран, в связи с чем вопрос использования трансграничных рек для Казахстана является жизненно важным. К 2030 году объем пресной воды может сократиться в 5 раз, что сопоставимо с годовой нормой потребления этой страны, - пояснил эксперт.

Узбекистан оказался на 25-месте в списке из 164 стран мира, где имеется дефицит воды. Гидроэнергетические ресурсы республики составляют всего около 5% всей территории страны, а остальной объем воды поступает с сопредельных государств – с гор Тянь-Шаня и Памиро-Алтая, от тающих летом снегов и ледников. При этом население к 2030 году вырастет почти до 40 млн. человек, что вызовет сокращение располагаемых водных ресурсов.

При этом в Кыргызстане, обращает внимание спикер, также наблюдаются перебои в водоснабжении. Нерациональный подход к использованию воды, устаревшая система орошения и водоподачи также усугубляют ситуацию.

- Необходимо применять современные технологии водосбережения в быту и промышленности, установить счетчики использования воды, чтобы стимулировать рациональное использование. Необходимо также модернизировать систему орошения и перевести ее на капельный полив, - уверен Б. Курамаев.

Для решения водного кризиса в странах Центральной Азии требуется срочное и скоординированное взаимодействие со стороны всех стран региона, поскольку наиболее эффективным может быть внутрирегиональный  формат  с участием всех «стейкхолдеров». При этом в складывающихся условиях странам региона вероятней всего придется определяться и с наиболее оптимальным внешнеполитическим арбитром, а также гарантом урегулирования водных проблем в ЦА.

- Безусловно, на эту роль будут претендовать стратегические партнеры стран региона, прежде всего, Россия. Это обусловлено тем, что Москва не имеет недостатка в гидроресурсах,  и не хочет решать свои водные проблемы за счет стран ЦА. При этом российская сторона  нацелена на сохранение социально-экономической стабильности в своем приграничье и соответственно готова вкладывать политические и экономические ресурсы в улучшение водоснабжения в странах ЦА, - добавил эксперт.

Также участниками конференции было отмечено, что в отличие от России, которая заинтересована в сохранении стабильности в Центральной Азии, Запад наоборот намерен использовать острую нехватку гидроресурсов в ЦА для создания рычагов давления на местные элиты, вплоть до их замены, провоцирования и создания очагов конфликтов на границах России и Китая.

Стоит отметить, что навязывая себя в роли регионального арбитра и ключевого партнера в решении водных проблем, ни США, ни Евросоюз, ни Япония или Южная Корея не имеют передового опыта и технологий для их решения. Более того их авторитет в этой сфере подорван многочисленными фактами хищнического подхода  к гидроресурсам.

Наталья Лобанова

Продолжение следует...

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320