Кто разорвет «порочный круг» – грузоперевозчики, экспортеры, государство, где каждая из сторон отстаивает лишь свои собственные интересы
В Кыргызстане уже несколько дней бастуют водители-дальнобойщики. Причиной забастовки они называют желание повысить слишком низкие тарифы на перевозку товаров и крайне высокую конкуренцию на рынке со стороны иностранных водителей из «третьих» стран. Последние, по заявлениям экспертов, обычно работают на внутреннем рынке ЕАЭС под прикрытием совместных с Кыргызстаном компаний.
Как отмечают сами водители, иностранцы, которые в большей степени представлены китайскими, турецкими, узбекскими гражданами, сбивают цены настолько, что для отечественных перевозчиков доставка грузов становится просто нерентабельной.
«После дальних рейсов машине обязательно нужен ремонт. Он обходится в среднем в 700-800 долларов. Одно колесо стоит минимум 300 долларов. Много денег уходит на амортизацию и на топливо. Плюс расходы в дороге. Словом, затраты большие, а прибыль минимальная. Т.е. низкие тарифы на транспортировку привели к кризису в отрасли», - заявляют дальнобойщики.
По словам главы Ассоциации грузоперевозчиков КР Темирбека Шабданалиева, сами водители называют забастовку «бойкотом заказчикам».
- Они не митингуют, но отказываются брать грузы, требуя разрешения вопроса по тарификации. Пока, надо отметить, безрезультатно. Инициатива сначала исходила от отечественных и казахстанских водителей, но позже к демаршу присоединился и ряд узбекских перевозчиков. Он продлится до тех пор, пока правительство не сделает попытку защитить отечественный рынок, - разъяснил ситуацию «Регион.kg» Темирбек Шабданалиев.
Согласно данным Государственной налоговой службы КР, в прошлом году по республике были выданы 31 тысяча 775 патентов на транспортную деятельность, включая грузоперевозки.
Как пояснили «Регион.kg» в Минтрансе КР, ежегодно реализовывается 32-33 тысячи разрешений на автоперевозки, как для кыргызстанцев, так и для граждан других стран, на общую сумму 58-68 миллионов сомов, которые полностью перечисляются в республиканский бюджет. Так же в ведомстве отмечают, что патенты иностранным гражданам выдаются на основе обоюдных договоренностей с другими странами, учитывая, что кыргызские автоперевозчики также работают на рынках перевозок в других государствах.
Комментируя «Регион.kg» вопрос реализации патентов, экономист Марат Мусуралиев отметил, что их оформляют лишь 5 процентов юридических и 15 процентов физических лиц, остальные возят грузы по перепродаваемым налоговым документам.
- В различных соцсетях и на WhatsApp каналах водители за пару тысяч сомов перепродают такие налоговые разрешение друг другу. Например, я могу спокойно заниматься перевозкой по патенту, купленному моим соседом. Если остановят, можно сказать, что работаю у него шофером. И спокойно ездить дальше по всей территории ЕАЭС. И это, действительно, проблема, - пояснил Мусуралиев.
Стоит отметить, что незначительный демарш грузоперевозчиков уже ударил по представителям бизнеса Кыргызстана, которые уже несут убытки из-за транспортного «коллапса». Особенно те, чей товар составляют скоропортящиеся продукты. Об этом рассказал предприниматель Сергей Никитин.
- Среди моих коллег есть те, кто пытается отправить с юга клубнику в Россию. Но доставить ее некому – водители фур, как кыргызские, так и казахские, с кем они обычно работают, отказываются везти товар. Правда, забастовка коснулась не всех грузоперевозчиков, некоторые продолжают бесперебойно доставлять грузы, но на фоне общего ажиотажа они подняли цены, - отметил бизнесмен.
Бизнес Кыргызстана крайне восприимчив к вопросам автомобильных грузоперевозок, учитывая отсутствие альтернативных способов транспортировки грузов. Конечно, в стране работает железнодорожный транспорт, но он недостаточно развит и не отвечает требованиям экспортеров. Так, по словам Марата Мусуралиева, 95 процентов всех перевозок приходится на автомобильный транспорт.
- Железнодорожные перевозки, действительно, занимают лишь 4 процента от общего объема транспортировки грузов. Этим и пользуются иностранные фирмы из «третьих» стран, т.е. стран не входящих в ЕАЭС. Совершая перевозки под «флагом» Кыргызстана, т.е. на машинах с нашими номерами, они беспрепятственно охватывают весь рынок Союза. Однако и без них этот рынок переполнен... В итоге они сбивают цены и вынуждают отечественных водителей работать «за копейки», - считает эксперт.
Ранее эти вопросы уже поднимали и представители независимого профсоюза водителей-дальнобойщиков Кыргызстана, которые отмечали, что проблема грузоперевозчиков кроется в отсутствие как таковой государственной политики в сфере ценового и тарифного регулирования в данной отрасли.
«В Европе есть такое понятие, как регулирование цен на грузоперевозки с помощью сопроводительной СМР-документации. В ней четко и ясно указаны не только грузоотправитель и водитель, но и тариф на грузоперевозку, ниже которого транспортировка не осуществляется, потому что снижение цены расценивается, как уклонение от налогов. И это решает многие проблемы», - отмечал представитель независимого профсоюза водителей-дальнобойщиков Кыргызстана Дастан Мирякубов.
Такая ситуация очень невыгодна для отечественных экспортеров-производителей, многие из которых делают ставку на реализацию своего урожая именно в страны ЕАЭС. И от того, как будет осуществляться доставка грузов, зависит не только рентабельность их производства, но и благополучия экономики в целом. А значит, в интересах властей пока не поздно урегулировать и законодательно прописать все спорные моменты.
Анастасия Борисова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320