Авиабаза международных сил коалиции, дислоцированная в международном аэропорту Бишкека, завершила свою деятельность по поддержке антитеррористической операции в Афганистане.
Текущая деятельность ЦТП до 10 июля будет теперь сфокусирована на подготовке к его закрытию и передаче центра кыргызской стороне. Об этом было объявлено на торжественной церемонии, которая состоялась в ЦТП 6 марта.
В июне 2013 года Жогорку Кенеш принял решение одобрить денонсацию межправительственного соглашения с США о присутствии американских военных на территории республики. Причина такого решения правительства и парламента Кыргызстана была связана с неоднократными заявлениями Вашингтона о выводе сил коалиции из Афганистана в 2015 году. По оценкам экспертов, кыргызское руководство при принятии решения о денонсации выполнило все процедуры, исходя из международных правовых норм. Напомним, что силы коалиции были дислоцированы в Бишкеке в 2001 году.
«США признательны за поддержку, оказанную кыргызским народом вооруженным силам США и коалиции для противодействия угрозе терроризма и достижения безопасности и стабильности в Афганистане и регионе, и уважают решение правительства Кыргызстана завершить размещение ЦТП»,– говорится в заявлении, распространенном пресc-службой оборонного ведомства США.
Начиная с 2001 г. на авиабазе были дислоцированы персонал и самолеты коалиции из 10-ти стран, включая Австралию, Данию, Францию, Нидерланды, Новую Зеландию, Норвегию и Южную Корею. С 2001 года через авиабазу было переброшено в Афганистан и в обратном направлении 5,3 млн человек, совершено 42 тыс. вылетов по транспортировке грузов.
– Сегодня нет необходимости в дальнейшем функционировании ЦТП. Кыргызстан проявил себя честным партнером при выполнении соглашения с США по поддержке сил коалиции, – отмечает зампредседателя парламентского комитета по обороне и безопасности Ирина Карамушкина.
Основные функции ЦТП заключались в дозаправке авиации сил коалиции, перевозке грузов, переброски персонала и развитии партнерства с государственными структурами и общественностью Кыргызстана.
Последняя дозаправка была сделана 24 февраля. До этого большая часть топливозаправочных самолетов уже была отправлена в США. После церемонии окончания топливно-заправочной миссии ЦТП военнослужащие торжественно проводили в полет последний с территории аэропорта танкер-топливозаправщик KC-135 R.
В данное время на территории Центра продолжают свою работу только грузопассажирские самолеты, которые останутся до полного вывоза оборудования, имущества и техники военного объекта.
Уже сейчас ЦТП заметно опустел. Только за последний месяц количество сотрудников сократилось на 200 человек, военнослужащие демонтировали более 250 палаточных сооружений. К смене места дислокации американские военные относятся спокойно. Теперь связанные с Афганистаном грузы перевозятся не через ЦТП, а через транзитный центр ВВС США в Румынии, открытый неподалеку от румынского города Констанца. Как полагают эксперты, американским чиновникам так и не удалось получить поддержку от властей других центральноазиатских республик в вопросе взаимовыгодного сотрудничества в сфере транспортировки военных грузов, что свидетельствует об определенной доле недоверия к сотрудничеству с натовскими структурами. В этом плане договориться с властями Румынии оказалось проще.
Всего американская сторона планирует передать правительству Кыргызстана инфраструктурных объектов ЦТП на общую стоимость около 27 миллионов долларов. Заниматься этими вопросами будет специально созданная межведомственная комиссия.
Однако вопросы к представителям Пентагона еще остались. Речь идет о крушении самолета-топливозаправщика КС-135 в мае прошлого года недалеко от города Кара-Балта. Причины авиакатастрофы еще не оглашены американскими чиновниками и пока расследуются, как и не оглашена степень нанесенного местным жителям экономического ущерба от падения военного судна. Нет информации и о нанесенном экологическом ущербе. По заверению представителей ЦТП, расследование продолжается. Остается надеяться, что общественности Кыргызстана все же удастся узнать обо всех установленных фактах.
Что дальше?
Глава государства Алмазбек Атамбаев не раз заявлял, что на месте авиабазы «Манас» будет действовать крупный гражданский международный транспортный узел. Исключительно выгодное географическое положение в самом центре азиатского континента дает главному аэропорту страны шанс стать в скором будущем той точкой на карте, где будут пересекаться многие международные авиалинии. Поэтому планы по созданию выгодного для экономики страны гражданского транзитного центра достаточно перспективны.
Российские инвесторы, а также деловые круги других зарубежных стран рассматривают возможности переформатирования военного объекта в гражданский авиахаб. Насколько быстро эти проекты будут реализованы, будет зависеть от принятия необходимых решений парламентом и правительством страны.
По словам заместителя министра финансов КР Алмаза Бакетаева, в 2014 году выпадение доходов бюджета от прекращения деятельности ЦТП «Манас» составит 30 миллионов долларов. Минфин планирует компенсировать эти потери в виде повышения акцизного налога на алкоголь и табак. Американская сторона заявляла, что в целом ежегодно деятельность ЦТП приносила республике около 150 миллионов долларов.
Экономический обозреватель Самат Алиев отмечает, что финансовые вопросы деятельности ЦТП в КР могут подаваться в политическом контексте местными противниками закрытия авиабазы.
– Реально суммы от ЦТП не смогли бы сейчас быть фактором экономической стабильности для экономики страны. Командование коалиционных сил резко сокращает свой военный контингент в Афганистане, из чего следует, что будут снижаться и расходы. Поэтому даже если бы ЦТП остался до конца 2014 года, то стабильной осталась бы только арендная плата от Пентагона за аэропорт в размере 60 миллионов долларов в год. Разве эта цифра может, к примеру, сравниться с ежегодными переводами от трудовых мигрантов, которые превышают 2 миллиарда долларов только в банковских переводах. В этой связи разговоры о неких колоссальных потерях являются мифом. Те же трудовые мигранты, по сути, развили транспортную инфраструктуру в республике. Только между Москвой и Бишкеком совершается ежедневно 6 авиарейсов в день, – отмечает эксперт.
С уходом контингента ВВС США, по оценкам аналитиков, у властей Кыргызстана исчезнут и издержки внешне и внутриполитического плана, в том числе и во взаимоотношениях с основными внешнеполитическими партнерами.
Ирина Байрамукова
Союзбек Аскаров
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320