Как отметил военный эксперт Нурлан Досалиев, биологическое оружие – это современное средство глобального терроризма, применяемого США и их союзниками в целях достижения мирового господства. Такой информацией спикер поделился с участниками круглого стола: «Глобальные биологические угрозы: возможности Кыргызстана по обеспечению национальной и региональной биобезопасности», организованного ЦЭИ «Ой Ордо».
- Уже ушли в прошлое бородачи с автоматами. Сейчас работают вирусы. В данной сфере запад пришел к технологическому прорыву, в результате которого им удалось добиться того, чтобы вирусы и опасные патогены начали работать по генному признаку. То есть они могут уничтожать народы избирательно. Главный противник у них давно избран – это Россия. Но у нас никогда не говорят о том, что у кыргызов общая со славянами гаплогруппа – R1A. У русских она составляет 50%, у нас – 72%. Поэтому имейте в виду, если начнется международный замес, если Запад использует биооружие в мировой войне (а он уже его применяет против Российской Федерации), то погибнет больше тех, у кого в генах эта индоевропейская (славянская) гаплогруппа присутствует больше, чем у других, - пояснил эксперт.
В своем выступлении он также затронул тему Афганистана, подчеркнув, что афганский народ может стать не только жертвой, но и орудием в руках глобальных сил.
- Дело в том, что Афганистан в расчетах геополитических игроков, которые хотят изменить карту мира, должен сыграть важную роль. По одному из сценариев, там, возможно, будут происходить масштабные вспышки каких-то особо опасных заболеваний, вплоть до эпидемий. Народ в панике будет бежать от этих инфекций, от войны и голода, и прочих бедствий. А это несколько миллионов человек, которые могут перейти нашу границу. Они просто сметут не только границы, но и государственность в среднеазиатских республиках. В итоге наших стран может вообще не остаться, когда несколько миллионов афганцев просто пройдут сквозь нас. Это реальный сценарий, о нем писали еще в 2008 году сами американцы. Сейчас эту информацию изъяли из открытых источников, и вы ее не найдете. Но замыслы остались, - рассказал Н. Досалиев.
Вместе с тем он обозначил пути решения проблем, связанных с биологическими вызовами и угрозами.
- Надо развивать две составляющих безопасности в биологической сфере – военную и гражданскую. Во-первых, пользуясь тем, что Кыргызстан в 2025 году будет председательствовать в Организации Договора коллективной безопасности (ОДКБ), надо поднять вопрос о расширении полномочий Организации и развертывании на нашей территории подразделений ОДКБ – радиационной, химической и биологической защиты. На фоне нынешних угроз отряды РХБЗ должны быть развернуты и у нас в Кыргызстане и по всему региону.
Второй компонент – это гражданская система санитарного контроля по рубежам границ. В России такая система, которая называется «Периметр», работает по линии Роспотребнадзора. Аналогов ей не существует. Нам нужно внедрять эту систему у себя, пока не поздно.
Мы почему-то забыли, как в период пандемии COVID-19 у нас не хватало врачей, не хватало больничных коек, не хватало медикаментов и необходимых медицинских аппаратов, не говоря уже про тест-системы и возможности лабораторий. Все эти вопросы нужно решать, пока еще есть время. Нам нужно заблаговременно готовиться к будущим пандемиям, которые обязательно будут и повлекут еще более тяжелые последствия. Надо стараться видеть чуть дальше за горизонт, чтобы через год или три года, когда мир накроет какая-нибудь новая высоко патогенная инфекция, мы были готовы.
Сейчас многие ругают Шойгу, так он же не зря стал героем России. Вы знаете, что в 2018-19 годах, т.е. за два года по всем субъектам Российской Федерации Минобороны РФ построило более 28 полноценных инфекционных больниц, оснащенных собственными системами жизнеобеспечения – вода, кислород, электричество и т.д. Мы же не смогли даже одну свою старую советскую инфекционную больницу отремонтировать, и лечили людей, где придется, и заражали самих себя и других. Нужно делать эти конкретные практические вещи, от которых зависит жизнь наших граждан, - подчеркнул военный эксперт.
Он также обратил внимание, что после того как на имя руководства Кыргызстана было направлено обращение с инициативой денонсации договора с канадской стороной по строительству биолаборатории, в социальных сетях началась настоящая информационная война.
- Люди спрашивают – почему канадскую лабораторию запрещаете, а России строить разрешаете? Надо объяснять людям, что канадская лаборатория нацелена работать в военных целях (Канада – военный союзник США и участвует в разработке биологического оружия в интересах стран НАТО, которое будет использоваться против нас самих же). А та лаборатория, которую мы планируем построить совместно с Россией, будет иметь гражданскую направленность, т.е. наоборот будет исследовать вирусы и биологическую обстановку в целом в защитных целях, - пояснил спикер.
Кроме того, по словам эксперта, сегодня очень остро стоит вопрос и с водными ресурсами. Средняя Азия уже находится в режиме засухи, которая помимо всего прочего изменяет биологическую картину, на фоне которой будут возникать и новые инфекции.
- Нелишне затронуть и вопрос химической безопасности. А именно – ситуацию на Кумторе. Когда мы поднимаем эту тему, то многие начинают считать, сколько там добывают золота, но забывают о другой проблеме – хвостохранилище. Во времена Бакиева на руднике была угроза его прорыва. Эта насыпь, эта искусственная дамба постоянно сползает, поэтому канадцы и американцы еженедельно в правительственных СМИ публиковали данные сейсмических датчиков, убеждая нашу общественность, что все нормально. Но дело в том, что ядовитые отходы, которые 30 лет туда сливались, «разъели» защитную пленку, устилающую днище, создав угрозу прорыва хвостохранилища. Об этом докладывали официально. И сегодня, например, узбекский НИСИ поднимает этот вопрос, потому что они опасаются, что эти яды хлынут в реку Нарын, ниже по течению это уже Сырдарья. Весь бассейн этой реки в Средней Азии будет загрязнен (не дай Бог) по нашей вине. И спрашивать за это надо с Акаева, Бакиева, Атамбаева, которые много лет пролонгировали соглашение с грабительскими иностранными компаниями.
Но когда мы говорим о хвостохранилищах на Иссык-Куле, надо понимать, что их суммарное, потенциально негативное воздействие на Иссык-Кульскую область – это ничто по сравнению с тем, что будет, когда построят город Асман. Отходы его жизнедеятельности просто убьют наше озеро – нашу «жемчужину». В Тюпском районе, в ущелье Турук, а также в Джергалане строится огромный горнолыжный комплекс. Этот мощный комплекс, я извиняюсь за выражение, загадит всю область, и особенно территорию восточного Иссык-Куля. Благодаря Тюпу и Джергалану питается весь Иссык-Куль. Именно там нерестятся все оставшиеся неистребленные рыбы, там гнездятся птицы. А иностранный капитал приехал, и губит наше озеро. Вот об этом надо говорить, - подчеркнул Н. Досалиев.
Он также обратил внимание на вопросы безопасности, не связанные с биологическими рисками и угрозами, а именно на проблему массовой миграции в Кыргызстан граждан Пакистана.
- Их сегодня сотнями завозят в Кыргызстан. Пакистанцы – сами по себе хорошие, симпатичные люди, но их сейчас используют в глобальной геополитической игре. Можете высечь мои слова где-нибудь в камне, но через 10 лет, если ситуация в этой сфере не изменится, мы сполна хлебнем последствия этих необдуманных шагов. Мы пока не понимаем этих вещей, но последствия будут крайне негативными. Поэтому пока не поздно, надо избавляться от пакистанцев (их уже 12 тыс. человек), а также индусов (около 10 тыс. человек), граждан Бангладеш и других выходцев Индостана, бывшей британской колонии. Куда мы смотрим? Они не несут с собой какие-то вирусы или биологические угрозы. Они несут будущие изменения политической карты мира. Они орудие в чужих руках, - добавил военный эксперт.
В свою очередь директор Центра экспертных инициатив «Ой Ордо» Игорь Шестаков обратил внимание на новейший вызов в сфере биологической безопасности – потенциал искусственного интеллекта в разработке биологического оружия.
- На круглых столах ЦЭИ «Ой Ордо» по биобезопасности мы не раз отмечали, что современные технологии зачастую являются не элементами защиты, а наоборот новой формой вызовов и угроз. Поэтому не случайно экспертами цитировались слова экс-замминистра обороны США Мишеля Флурнуа: «Химики предупреждают, что искусственный интеллект может синтезировать химическое оружие, а биологи выразили обеспокоенность тем, что он может быть использован для разработки новых патогенов или биооружия. Риски настолько серьезные, что даже лидеры индустрии искусственного интеллекта выражают тревогу».
В этой связи в масс-медиа уже приводились примеры того, как Пентагон подключает ИИ к реализации своих военно-биологических программ. Согласно обнародованному докладу неправительственной организации из США «Rand Corporation», дальнейшие применение искусственного интеллекта значительно облегчит планирование и реализацию биологических атак, тем более что по оценкам ученных, кибер технологии значительно сократят время создания новых видов биологического оружия. В мае 2023 года руководители практически всех крупных лабораторий ИИ в США подписали коллективное письмо с предупреждением о том, что их изобретения могут представлять угрозу существованию человечества, - отметил эксперт.
По его словам, на постсоветском пространстве и в частности в Центральной Азии ИИ может быть задействован западными структурами под предлогом локализации естественных очагов заболеваний. На фоне того, что Запад готов финансировать, как создание новых биолабораторий, так и разработку научных программ, внедрение искусственного интеллекта, вероятнее всего, будет происходить, под вывеской «донорской помощи».
- Но мы уже знаем немало примеров, когда «оказывая помощь», Пентагон фактически не позволял осуществлять национальный контроль деятельности своих объектов, построенных в бывших советских республиках. В итоге регион может превратиться в полигон для испытания американского биологического оружия, разработанного, в том числе при помощи ИИ.
Хотелось бы обратить внимание, что после заключения договоренностей американская сторона, как правило, игнорирует мнение руководства стран, на территории которых располагаются американские объекты, переводя взаимодействие в формат – мы платим и работаем на тех условиях, которые приемлемы для нас. Однако необходимо учесть, что пандемия интегрировала вопросы эпидемиологии и биобезопасности в широкую общественную повестку. В этой связи общественность будет уделять повышенное внимание вопросам применения ИИ в биологических экспериментах, кому они выгодны, и с какой целью реализуются в ЦА. Как пример наше сегодняшнее мероприятие, - подчеркнул И. Шестаков.
Мнением о том, почему важно денонсировать соглашение по строительству биолаборатории, подписанное между правительствами Кыргызстана и Канады в 2008 году, поделился известный блогер Нурдин Садыгалиев (Нур Исмаил).
- Хочу напомнить, что власти Кыргызстана в августе далекого 2008 года заключили договор об открытии в Кыргызстане биолаборатории с властями Канады. Как пишут СМИ, правительство Канады в 2006 году обратилось к властям Кыргызстана с предложением открыть в Бишкеке биолабораторию уровня BSL-3 – военный объект, к которому даже правительство КР не будет иметь доступа. И тогда власти нашей страны подписали договор с иностранным государством, чтобы те построили военную биологическую лабораторию, куда даже сами власти доступа не имеют. Это что было? Полнейшая беспечность или умысел? Или деньги не пахнут?
В результате власти договор подписали, но реализовать его не получилось, потому что граждане нашей страны активно выступили против появления такого опасного объекта на территории нашей страны. Договор был приостановлен, но не денонсирован, то есть, не расторгнут. А это означает, что власти Канады в любой момент могут возобновить попытки, под любым предлогом протолкнуть строительство такого объекта. Я уверен, скорее всего это будет сделано хитро и грамотно, под видом какого-нибудь гражданского медицинского исследовательского учреждения, но суть при этом останется той же самой – исследования опасных патогенов, биологического и бактериологического характера в закрытом для нас учреждении.
Наши активные граждане и общественные организации выступили с требованием полной денонсации, т.е. расторжения этого договора. Я целиком и полностью поддерживаю их требования. Я тоже считаю, недопустимым строительство подобных иностранных закрытых объектов.
Безусловно, научные исследования в этом направлении нужны. Но это должны быть наши собственные или построенные совместно с союзниками объекты, где мы имеем доступ на все уровни и имеем право решающего голоса. Насколько я знаю из открытых источников, именно такие условия предлагает нам Россия.
Логика проста: Канада – союзник США. США – враг России. Военная биологическая база вблизи России – это оружие США. Т.е. Кыргызстан становится военной территорией против своего большого соседа и выгодного экономического партнёра. А нам это надо?
В свою очередь, Россия нам не враг. Две трети нашей экономики завязаны на Россию. Это наш большой геополитический и экономический партнёр, географический сосед, поэтому я ещё раз напомню всем нашу древнюю кыргызскую мудрость: «Алыстагы тууган жакынкы кошунадан артык», что означает «Ближний сосед роднее далеко живущей кровной родни». Россия – наш географический сосед. А США нам ни родня, ни соседи, то есть – никто. Поэтому я думаю, мы не должны рисковать своим благополучием ради этих никто, - подчеркнул блогер.
Мысль о необходимости денонсировать соглашение с канадской стороной по «биологическому сотрудничеству» поддержал и системный аналитик Мурат Мусабаев.
- Сейчас, когда мы говорим о необходимости денонсировать соглашение с канадцами, мы видим явное сопротивление с другой стороны. Секретарь Совета безопасности говорит, что срок действия соглашения истек. Но если это так, почему тогда идет такое противодействие со стороны, так называемых, сторонников строительства военной биолаборатории у нас в стране? А потому, что от планов по строительству военной биолаборатории в Кыргызстане другая сторона не отказалась, они просто ждут подходящего момента. А тут общественность выносит такую инициативу. Естественно, через свои проплаченные ресурсы – масс-медиа и неправительственные организации – они начинают гасить альтернативное мнение, задавая вопрос – почему России можно, а Канаде нельзя – который нивелирует главные смыслы.
Проект, который мы планируем реализовать с Россией – это не про деньги, это гуманитарный научный проект, это гражданская лаборатория, нацеленная на защиту населения. Канадская лаборатория – это военный объект, это про оружие массового уничтожения. А оружие – это всегда про деньги.
Некоторые говорят, вот мол, канадцы хотели $60 млн вложить, а мы их упустили. Но что такое $60 млн, когда речь идет о биологическом благополучии целой страны? Почему тот, кто считает эти деньги потерей, не задумывается о том, что бы взамен получили канадцы? Они же их не просто так хотели дать. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. И для нас такой мышеловкой стала бы наша ситуация с биологическими угрозами. А мы бы стали подопытными мышами для испытания биологического оружия, зато нам бы дали за это 60 миллионов, часть из которых упала бы в карманы тех, кто стоял на верхушке пищевой цепочки, т.е. тех, кто позволил превратить свою страну в испытательный полигон.
Поэтому мы должны поблагодарить общественность, которая не допустила строительства канадской, а по факту пентагоновской, биолаборатории в Бишкеке в 2011 году, и пытается нивелировать угрозы подписанного в 2008 году соглашения сейчас, - подчеркнул аналитик.
В свою очередь врач Национального института общественного здоровья МЗ КР, глава Ассоциации биобезопасности стран ЦА и Кавказа Дамира Аширалиева напомнила, что в 2020 году Кыргызстан и система здравоохранения республики, действительно, были не готовы к пандемии, что привело к сотням летальных исходов.
- Из-за того, что мы практически ничего не знали о характере инфекции, как защищаться от нее, какие применять протоколы лечения, были очень плохие последствия, мы потеряли много людей. Минусом стало и неправильное использование лекарственных средств. Многие люди начали самостоятельно принимать антибиотики, и тем самым только навредили себе, к сожалению, - рассказала спикер.
В этой связи она подчеркнула необходимость развивать культуру здоровья среди населения: «Люди должны понять, что они должны иметь потребность быть здоровыми. Врач лечит, но врач не даст возможности быть здоровым. Поэтому понятие культуры здоровья должно прививаться с детского сада и семьи. Родители должны быть хорошим примером и учить детей быть здоровыми. Т.е. важна профилактика, а еще нужно отучать людей от самолечения».
Говоря о вопросах биобезопасности, Д. Аширалиева подчеркнула, что генетические ресурсы и сохранение биоразнообразия являются одним из важных ее компонентов.
- Мы возлагаем большие надежды на принятие закона по биобезопасности, потому что там затронуты вопросы не только биологической безопасности в отношении инфекционных заболеваний, но и вопросы сохранения биоразнообразия. Важно знать, какие аборигенные генетические линии у нас существуют, а какие гибридные, чтобы изучая микробиоту не только человека, но и животного мира, спрогнозировать появление тех или иных заболеваний, - отметила доктор.
По ее словам, биобезопасность в ЦА должна обеспечиваться устойчивой региональной системой, в которой участвуют не только лица, принимающие решения, но и население.
- На прошлой неделе мы с экспертами ЦЭИ «Ой Ордо» были в Алмате, где проходил симпозиум по биологической безопасности. Так вот, красной нитью через все выступления участников мероприятия прошла мысль, что противодействие биологическим вызовам и угрозам должно осуществляться совместными скоординированными усилиями, т.е. ни одна страна не в состоянии справиться с проблемами в данной сфере самостоятельно.
Хочу выразить благодарность ЦЭИ «Ой Ордо» за организацию и проведение на очень высоком уровне круглых столов, где на постоянной основе обсуждаются актуальные вопросы, касающиеся, в том числе биобезопасности, - добавила Д. Аширалиева.
Наталья Лобанова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320