Политика
29.11.2021

Центральной Азии борьба за лидерство в регионе не нужна — эксперт

Политолог Игорь Шестаков о достижениях Казахстана за 30 лет независимости

Как в соседнем Кыргызстане оценивают путь, пройденный Казахстаном за годы независимости? Об этом сегодня рассказывает политолог, председатель клуба региональных экспертов «Пикир» Игорь Шестаков.

— В декабре этого года Казахстан будет отмечать 30-летие государственной независимости. Каким из Кыргызстана видится этот путь к суверенитету соседней страны?

— Казахстан двигался по сценарию, который был прописан для большинства стран СНГ, прежде всего, это касалось решения многих управленческих и сложнейших социально-экономических проблем в 1990-е годы. Это сохранение территориальной целостности государства, выстраивание новой системы госуправления, высокий уровень миграции населения, сложности в сохранении и развитии ключевых промышленных предприятий, решение жизненно-важных энергетических проблем, укрепление границ и строительство силовых структур. Данный список можно продолжать и продолжать. Неслучайно Нурсултан Назарбаев в одном из своих выступлений отмечал, что в середине 1990-х независимость Казахстана оказалась у пропасти, и вопрос стоял ребром: быть или не быть государству после развала Советского Союза?

Но я бы хотел отметить, что Казахстан со многими проблемами справился достаточно успешно и в достаточно короткие сроки, неслучайно по экономическим показателям ваша республика была и остается в лидерах на постсоветском пространстве. Так, по уровню ВВП на душу населения в последние годы занимал самое высокое место среди стран Содружества. Первый президент Нурсултан Назарбаев был государственником с большой буквы, не дав развалить промышленный потенциал страны ради внедрения модных в начале 90-х западных либеральных тенденций, которые, к примеру, нанесли непоправимый удар именно по промышленному сектору Кыргызстану. Западные экономисты предлагали фактически избавиться от ВПК и других градообразующих для национальной экономики предприятий. Власти вашей республики продемонстрировали собственное виденье развития промышленной базы, успешно развивая и такие отрасли, как нефте - и горнодобывающие отрасли.

Что касается общественно-политической ситуации, то здесь Казахстану удалось без революционных потрясений выстраивать эффективную систему госуправления, без серьезных проблем для общественного согласия. Да, ваша страна тоже не избежала бурных митинговых настроений, но они не привели к революционным потрясениям или экономическим коллапсам. Общественное согласие и политическая стабильность доминируют в вашей стране над попытками митинговых преобразований. В этом плане процессы транзита власти можно оценивать на сегодня, как успешные. Сохранена преемственность политического и экономического курса страны.

Инициатор многих важных проектов

— Неоднократно отмечалась роль нашей страны, как локомотива интеграции в регионе. Насколько верно это представление, и каких достижений добился Казахстан в этом отношении?

— Казахстан был инициатором многих важных внешнеполитических проектов. К примеру, достаточно вспомнить об инициативе по Совещанию по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), которая получила высокое международное признание. Создание ЕАЭС тоже является интеграционной идей Нурсултана Назарбаева. Экс-президент всегда делал акцент на усилении регионального экономического потенциала. Учитывая, что Казахстан граничит с такими ключевыми для ЦА странами, как Россия и Китай, благодаря взаимодействию в рамках ЕАЭС можно наращивать взаимовыгодное торгово-экономическое сотрудничество с китайским проектом «Один пояс-путь» и Европейским союзом в контексте проекта «Большая Евразия». Важную роль играл Казахстан и в урегулировании конфликта в Сирии, когда столица республики стала международной площадкой по проведению диалога между различными политическими силами этой многострадальной страны. Задачи по приданию конкретных импульсов региональной интеграции четко прописаны в таком ключевом документе, как Концепция внешней политики РК.

Можно привести много примеров, когда Нур-Султан оказывал братскую помощь народу Кыргызстана в самые сложные политические события. Это было и после межнационального конфликта в 2010 году, и в 2020, когда Кыргызстан испытывал серьезные трудности гуманитарного характера. Власти вашей республики, таким образом, демонстрировали реальные примеры региональной взаимовыручки.

— А что можно сказать в этом плане в наши дни?

— Стоит отметить особый вектор внешнеполитической деятельности Казахстана в плане укрепления региональной безопасности. Нынешний глава Казахстана Касым-Жомарт Токаев является одним из самых опытных дипломатов на постсоветском пространстве. Поэтому стоит ожидать, что ваша республика будет продолжать играть важную роль в выстраивании актуальной внешнеполитической повестки не только в формате ЦА, но и на уровне таких организаций, как ШОС, СНГ, ОДКБ. С учетом тех вызовов и угроз, которые исходят из Афганистана, где мы наблюдаем активизацию таких террористических группировок, как «Аль-Каида» и ИГИЛ.

Однако нужно сказать и о постоянных проблемах, которые возникают у грузоперевозчиков из Кыргызстана при пересечении границы с Казахстаном, эти вопросы должны быть решены, чтобы наша общая граница ассоциировалась именно с примером успешной интеграции, а не с километровыми очередями с грузами кыргызских автоперевозчиков. Эта ситуация, безусловно, негативно влияет на процессы регионального взаимодействия.

— Насколько, как вам кажется, было верным решение руководства Казахстана с первых дней независимости взять курс на построение многовекторной внешней политики?

— Многовекторная политика была характерна для большинства постсоветских государств, здесь Казахстан не является исключением, но власти республики ставили на первый план приоритет национальных интересов, который сочетался с прагматизмом. В этой связи можно сказать, что ваша страна, в первую очередь, ориентируется на свою внутриполитическую повестку. Безусловно, Касым-Жомарт Токаев будет делать ставку на принципы многовекторности, о чем свидетельствует новая концепция внешней политики. Думаю, что пока не стоит ожидать каких-либо кардинальных изменений в этом направлении, скорее, мы увидим в ближайший год выстраивание диалога с ключевыми партнерами страны по прежним сценариям. Хотя мировая повестка продолжает меняться, и то противостояние, которое продолжает нарастать между Вашингтоном и Пекином, будет влиять на принятие внешнеполитических решений Нур-Султана в сотрудничестве с ключевыми странами-партнерами. Как я уже говорил, ситуация в Афганистане также внесет свои коррективы в региональную внешнеполитическую повестку.

Возможно, что Казахстан постарается сыграть роль интегратора в ЦА в сотрудничестве, как с Россией и Китаем, так и с Вашингтоном и Брюсселем. Понятно, что эта суперсложная задача. Но на это указывают недавние предложения Нурсултана Назарбаева, который заявил о необходимости наращивания взаимодействия между ЕАЭС и ЕС.

Критерии оценок

— Если говорить об экономике, то считается, что одной из основ крепкой экономики является средний класс. Есть ли он у Казахстана?

— Говоря о наличии среднего класса надо, прежде всего, обращать внимание на критерии оценок. Я читал, что многие ваши исследователи этой темы ставят на первое место уровень доходов. Исходя из этих критериев, несомненно, в Казахстане средний класс есть, причем эти позиции, лидирующие в сравнении с Кыргызстаном, и в регионе в целом. Активные экономические процессы, конечно же, позволяют формировать в Казахстане активные группы из числа предпринимателей, топ-менеджеров, управленцев в крупном и среднем бизнесе, профессионалов и экспертов высокого класса, Этих граждан, наверное, можно назвать средним классом. В процентном соотношении ваши исследователи указывали, что к среднему классу можно отнести около 20 процентов населения. Я, правда, не видел исследований 2020 года, что важно с учетом тех проблем, которые COVID-19 нанес экономике.

Власти Казахстана, на мой взгляд, придерживаются приоритетных целей по формированию среднего класса, что, кстати, и было отражено в посылах предвыборной программы партии «Нур Отан». Понятно, что наличие среднего класса является ключевым фактором успешного развития стратегических отраслей экономики, к тому же именно эта группа населения является основным потребителем товаров и услуг. Так что, прямая взаимосвязь есть между достижениями национальной экономики и потенциалом среднего класса есть. Также в Казахстане особое внимание уделяют и развитию образовательных процессов, что не менее важно в формировании среднего класса и новой элиты республики. Как демонстрирует пример Кыргызстана, попытка сформировать элиту, опираясь на партии и парламентскую систему, потерпела полный провал.

Транзит власти и лидерство в регионе

— Если сравнивать наши республики, то сегодня Казахстан находится в период транзита власти. Кыргызстан это пережил раньше. Как проходит этот период? Взгляд со стороны?

— Пример Кыргызстана не слишком позитивный, в итоге предпринявшее попытки транзита, но сделав это в популистской форме, окружение президента Атамбаева оказалось в бегах или местах лишения свободы, а приближенных президента Жээнбекова смели политические протесты. На мой взгляд, в нашем примере не было каких-либо серьезных политических сценариев, да и слишком много было разногласий среди тех, кто принимал решения. Не все соратники Атамбаева тогда согласились с его выбором в пользу Жээнбекова, да и сам он позже назвал это своей политической ошибкой.

Если говорить об успешных региональных проектах, то здесь нужно сказать о транзите в Узбекистане, правда, Шавкат Мирзиёев демонстрирует свой курс политического и экономического государства.

Транзит власти в Казахстане отражает сохранение ключевых политических векторов развития государства. То, что республика достаточно стабильна в политическом и экономическом плане, пережила сложный для большинства стран мира 2020 год, показывает, что механизмы преемственности власти работают, о чем говорят и итоги парламентских выборов, где победу одержала партия «Нур Отан», которая в первую очередь ассоциируется с Нурсултаном Назарбаевым.

— Чего недостает, по вашему мнению, Казахстану сейчас, чтобы стать лидером в регионе?

— Я бы задал вопрос, а насколько сегодня борьба за региональное лидерство нужна нашему региону? Надо понимать, что постпандемическая реальность по-иному форматирует региональные цели и задачи. Прежние политические вопросы, кто может больше претендовать на лидерство ЦА – Казахстан или Узбекистан – наверняка остались в прошлом. Для выстраивания эффективных торгово-экономических отношений в условиях тех серьезных экономических сложностей, которые внесла пандемия, нужна максимальная региональная кооперация. В частности, необходимо более тесное взаимодействие по водно-энергетическим ресурсам Казахстана и Узбекистана, что могло бы обезопасить регион от катастрофических энергетических коллапсов. Как полагают эксперты ООН, интенсивная кооперация стран Центральной Азии могла бы за 10 лет повысить региональный ВВП как минимум в 2 раза. Поэтому сегодня важно лидерство в поддержке региональной экономики.

Но, возвращаюсь к вашему вопросу, необходимо сказать, что транзит власти в Казахстане переключил внимание властей на решение вопросов внутриполитической повестки, в то же время Узбекистан, благодаря целому пакету внешнеполитических инициатив Шавката Мирзиёева, сделал серьезную заявку на региональное лидерство. Хотя в новой концепции внешней политики РК прописаны намерения закрепления статуса лидирующего государства в регионе, но пока еще рано говорить о существенных достижениях в этом направлении.

https://spik.kz/tsentralnoy-azii-borba-za-liderstvo-v-regione-ne-nuzhna-ekspert?fbclid=IwAR3fZmr2uavZcT1y5I8RfIljLdUoTWsHKsVyCfROq4YVWkYxPupkhMdxIQM

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320