Центральная Азия — регион, который притягивает все больше внимания мировых держав. Стратегическое расположение, обилие природных ресурсов и культурное разнообразие делают ЦА важной территорией для многих стран, которые стремятся укрепить свое влияние и защитить собственные интересы в этой части мира.
При этом нельзя сказать, что среднеазиатские «станы» являются просто пешками внешней политики, они активно ведут международную деятельность и развивают сотрудничество с различными партнерами, параллельно стараясь сохранить суверенитет и безопасность.
В стремлении ограничить связи ЦА с Россией, Вашингтон хочет поставить государства региона перед неприемлемым выбором, оказывая при этом глубокое давление. В борьбе против Россией коллективный Запад использует любые средства для реализации своих целей. Но несмотря ни на что, сейчас влияние Запада в ЦА ощутимо меньше, чем несколько лет назад, когда в регионе располагались американские военные базы и легко осуществлялись «цветные» государственные перевороты. Растет заинтересованность стран ЦА во взаимодействии с Россией, как надежного экономического партнера и гаранта безопасности.
Политика коллективного Запада с их планами вытеснить Россию и Китай из Центрально-Азиатского региона и расширить участие американских компаний в освоении природных богатств региона все чаще и больше напрягает население региона, потому что западные действия противоречат безопасности и национальным интересам государств ЦА.
В свете быстрого захвата власти в Афганистане талибами и последующего образования Исламского эмирата Афганистана (ИЭА) вопрос безопасности Центральной Азии стал еще более актуальным и острым. Однако, не все эти угрозы являются естественными или спонтанными. Некоторые из них могут быть искусственно созданы или усилены внешними силами, которые заинтересованы в дестабилизации региона и ослаблении его сотрудничества с Россией и Китаем.
Кто и зачем концентрирует в Афганистане угрозы для Центральной Азии? Ответ на этот вопрос неоднозначен и требует глубокого анализа политических, экономических и геостратегических интересов различных акторов. Тем не менее, очевидным фактом является то, что США и государства-члены НАТО, которые провели в Афганистане 20 лет военной операции, не могут смириться с потерей своего присутствия и влияния в стране. В связи с чем вновь оживилась работа в центральноазиатском направлении. Одним из поводов для этого стало создание Объединенного фронта Афганистана (ОФА), нового военно-политического движения афганских эмигрантов, поддерживаемого США. ОФА заявил о своей готовности вооружено сопротивляться «Талибану» (запрещен в Кыргызстане) и добиваться демократических перемен в Афганистане.
Разумеется, Запад имеет скрытые амбиции в Центральной Азии, которые он прикрывает ситуацией в Афганистане. Наращивание их активности и присутствия в ЦА вызвано не только попыткой повысить свой вес в политике и экономике региона, но и в ответ на украинский конфликт. Для повышения эффективности санкций против России Соединенные Штаты и Евросоюз начали модернизировать санкционный механизм и оказывать давление на Турцию, страны Центральной Азии и Кавказа, чтобы те соблюдали финансовые санкции и эмбарго в отношении Москвы.
Соединенные Штаты последовательно объявили о введении карательных мер против ряда компаний в центральноазиатских государствах, которые помогали России обходить санкции. В тоже время, США пытаются убедить страны ЦА, что они не противодействуют интересам других сторон в регионе, а их стратегия направлена на «поддержку суверенитета, независимости и территориальной целостности» и «помощь в укреплении безопасности и стабилизации».
Одним из свидетельств активизации западной политики в ЦА является визит госсекретаря США Энтони Блинкена в Казахстан и Узбекистан в январе 2023 года. Это было первое посещение высокопоставленного американского чиновника в регион за последние пять лет. Американский госсекретарь во время своего визита в Астану, где он встречался с министрами иностранных дел пяти стран Центральной Азии через формат C5+1 (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан + США), не упускал случая требовать от них прекратить сотрудничество с Россией, угрожая им «серьезными мерами» в случае неповиновения.
Блинкен пытался настроить МИДы против Китая, обвиняя его в агрессии и вмешательстве в дела региона. Госсекректарь США даже пошел на то, что предупредил Казахстан и другие страны о возможности «российской агрессии» против них. Его казахстанский коллега Мухтар Тлеуберди был вынужден ответить на эту провокационную заявку, заявив, что они не видят и не чувствуют никаких рисков или угроз со стороны России, с которой они сотрудничают в рамках ЕАЭС, ОДКБ, СНГ и других многосторонних структур.
Нет сомнений, что давление США на страны Центральной Азии с целью разрушить их традиционные партнерские отношения с Россией будет усиливаться. Удивительно то, как американская дипломатия падает до уровня имперского менталитета, который не признает права других государств на собственный выбор и свою точку зрения. Высказывания такого высокого американского политика во время встречи с коллегами из ЦА еще раз показали, что Вашингтон считает страны Азии своими вассалами, которым можно диктовать, что делать и с кем дружить.
Начало своего существования проект ведет еще со времен президентства Барака Обамы, и с тех пор США вложили в среднеазиатские страны более $9 млрд прямой помощи. Ещё более $50 млрд предоставлено Всемирным банком, Международным валютным фондом, Европейским банком реконструкции и развития и Азиатским банком развития в виде кредитов, займов и технической помощи. Помимо этого, государствам Центральной Азии в рамках регионального взаимодействия C5+1 выделят дополнительные $14,3 миллиона. Об этом, как передает посольство США в КР, сообщила администратор USAID Саманта Пауэр в Самарканде (РУз) в ходе министерской встречи с участием правительств Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана.
Своеобразный проект «С5+1» направлен на то, чтобы ослабить отношения стран ЦА с Российской Федерацией и Китаем, мимоходом усилив свои позиции на Ближнем Востоке. К тому же внедрение через подобные союзы позволяет осуществление прямого и косвенного контроля над энергетическими и другими природными ресурсами в регионах мира, закрепив за собой контроль над рынками сбыта.
Запад во главе с США, в обход России и Китая, пытается протолкнуть собственные проекты по транспортировке газа из Центральной Азии, такие как Транскаспийский газопровод и Трансафганский газопровод, которые должны соединить ЦА с Европой и Южной Азией. Они также пытаются привлечь к своей стороне других западных партнеров, таких как Франция, которая тоже имеет свои интересы в ЦА.
Франция, которая является европейским лидером в производстве атомной энергии, нуждается в уране для своих АЭС. Поэтому она активно развивает свои отношения с Казахстаном, который является мировым лидером по добыче природного урана. Франция инвестирует и в другие страны, такие как Узбекистан, стремясь вытеснить Россию из Центральной Азии. Франция видит в регионе не только источник сырья, но и рынок сбыта для своих товаров и услуг.
Президент Франции Эммануэль Макрон приезжал в Центральную Азию именно для того, чтобы обсудить с лидерами Казахстана и Узбекистана возможности сотрудничества в области атомной энергетики, а заодно укрепить свое политическое и культурное присутствие в регионе. По словам Макрона, он хочет «поддерживать суверенитет и независимость» стран ЦА, а также «помогать им в развитии и модернизации».
Коллективный Запад особенно старается продвигать свои интересы в Казахстане и Кыргызстане, где ими финансируется широкая сеть НПО и НКО, учреждаются университеты и краткосрочные учебные программы, обучаются журналисты, работники местных органов власти, ученые и университетские преподаватели. Под лозунгами демократизации, защиты прав человека и интеграции в мировую экономику Запад стремится покорить государства ЦА.
Один из ключевых вопросов, с которым сталкиваются центральноазиатские государства, состоит в том, как управлять своими внешними отношениями с разными партнерами, которые имеют отличные друг от друга цели и стратегии в регионе. С одной стороны, государства ЦА заинтересованы в привлечении иностранных инвестиций, технологий и увеличении знаний и опыта. С другой, они не хотят вовлекаться в конфликты и противостояния между внешними силами. Поэтому, центральноазиатские страны стараются вести многостороннюю и сбалансированную внешнюю политику, избегая привязки к одному партнеру или блоку, при этом учитывая свои государственные и национальные интересы.
Очевидно, что угрозы, исходящие из Афганистана для Центральной Азии, не являются случайными или независимыми друг от друга, а скорее являются результатом сложной и динамичной игры различных западных сил и интересов. Очередные боевые действия ОФА, поддерживаемого США, могут спровоцировать новый накал насилия и терроризма в регионе, угрожая безопасности соседних государств Центральной Азии. Коллективный Запад будет и дальше последовательно пытаться навредить партнерству ЦА с Россией и Китаем. В ход продолжат идти угрозы вторичных санкций и обещания «компенсаций» от сворачивания текущих экономических проектов. Государствам Центрально-Азиатского региона необходимо быть бдительными и солидарными, чтобы противостоять данным угрозам и защитить свою безопасность и суверенитет. В этом им поможет укрепление сотрудничества с Россией и Китаем, как надежными и дружественными партнерами, которые заинтересованы в стабильности и развитии региона.
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320