Программа развития ООН обнародовало исследования по социальному, экономическому и интеграционному развитию Центральной Азии
Экономика и человеческое развитие
Согласно исследованию спустя два десятилетия после обретения независимости страны Центральной Азии достигли существенного прогресса в области интеграции в глобальную экономику.
Граждане этих стран получили несомненные преимущества в результате этого прогресса, в частности, в таких энергоэкспортирующих странах со средним уровнем доходов, как Казахстан, Туркменистан и Узбекистан, которые ощутили наибольшее увеличение доходов и повышение уровня жизни.
Страны Центральной Азии получают значительную часть своего национального дохода от экспорта сырьевых товаров. Доля экспорта электроэнергии, хлопка, металла и полезных ископаемых составляет около 90% всего товарного экспорта Казахстана, Таджикистана и Туркменистана, в то время как в Узбекистане и Кыргызстане на долю сырьевых товаров приходится примерно две трети экспорта. Недиверсифицированная экспортная корзина делает уязвимой экономику этих стран в условиях снижения цен на мировом рынке, которое МВФ прогнозирует на 2014-2018 годы.
В связи с тем, что производство в большинстве экспортных секторов стран Центральной Азии является капиталоемким, рост экспорта не приводит к соответствующему увеличению занятости. Несмотря на устойчивый рост ВВП в регионе, лишь половина населения трудоустроена, а количество людей, занятых на достойной работе, еще меньше. Обеспечение достойной занятости является ключевой задачей развития в Центральной Азии, особенно в странах с низким и ниже среднего уровнем доходов.
Возможности для расширения торговли, увеличения производства и повышения занятости могут быть созданы в таких трудоемких секторах, как пищевая и текстильная промышленность, и туризм. Присоединение к ВТО, евразийские интеграционные процессы и совершенствование транспортной инфраструктуры предоставляют странам Центральной Азии новые возможности для включения в систему глобальных цепочек товаров и услуг.
Уменьшение зависимости от экспорта природных ресурсов также может снизить нагрузку на экологический, человеческий и социальный капитал в регионе и создать новые точки роста. Безработные, рабочие низкой квалификации, женщины, мигранты, мелкие производители и торговцы, а также жители приграничных районов более всего могли бы извлечь выгоду из возможностей человеческого развития путем формирования занятости и доходов, которые могут возникнуть в результате расширения трудоемких видов экспорта.
Нагрузка на водные ресурсы в Центральной Азии может быть сокращена за счет уменьшения зависимости от возделывания хлопчатника и других культур, требующих обильного орошения. Создание продуктивного надомного труда могло бы сократить проблемы миграционных потоков, создающих объем денежных переводов беспрецедентного масштаба в условиях сочетания «утечки мозгов».
Использование этих возможностей требует:
• сокращения барьеров для приграничной и трансграничной торговли, в частности, путем содействия торговле и реализации инициатив в области управления границами;
• наращивания инвестиций с целью повышения конкурентоспособности и эффективности мелких производителей и торговцев, которые не в полной мере пользуются преимуществами расширения экономической интеграции в Центральной Азии;
• учета потребностей и потенциала стран Центральной Азии в области человеческого развития в политике и мерах по поддержке инициатив ВТО и Евразийской интеграции.
«Произведено в Азии»
Глобальные производственно-сбытовые цепочки, связывающие сборочные заводы с их поставщиками и клиентами на разных континентах, стали основной движущей силой экономического роста и развития. Они предоставляют новые возможности для роста большинства развивающихся стран. Многие из этих цепочек являются региональными, работающими в трех основных географических зонах: зоне свободной торговли Северной Америки, Европейском союзе и «Произведено в Азии».
Глобальные производственно-сбытовые цепочки, по крайней мере, до сих пор, не затрагивали континентальные страны Центральной Азии.
Однако, местоположение Центральной Азии может иметь положительное значение для углубления сотрудничества с более динамичными соседями, включая три страны БРИКС, которые разрастаются на центрально-азиатской периферии.
В частности, рост доли Китая в торговле в Центральной Азии может обеспечить точки вхождения в производственно-стоимостные цепочки «Произведено в Азии». Постоянное совершенствование транспортных связей между Китаем и Европой может создать новые возможности для развития предприятий-производителей в Центральной Азии, а также для увеличения занятости и создания возможностей для получения доходов работниками и поддерживающими их местными сообществами.
С момента обретения независимости все страны Центральной Азии вложили значительные инвестиции в совершенствование инфраструктуры железнодорожного и автомобильного транспорта. В силу своих территорий и местоположения, транспортная система Казахстана имеет особое значение, как ворота в Европу и Россию. Совместно с Всемирным банком Правительство Казахстана разработало план развития транспортной инфраструктуры с бюджетом в 35 млрд. долларов США, завершение которого намечено на 2020 год. Аналогичные программы находятся на различных стадиях проектирования и реализации и в других странах Центральной Азии.
Использование таких возможностей могло бы способствовать расширению более технологически сложного производства и созданию обслуживающих его сетей, необходимых для обеспечения населения достойными рабочими местами. Хотя уровень ВВП на душу населения в Узбекистане значительно ниже, чем в Казахстане, такие возможности могут также быть использованы в этой республики, которая имеет наибольшую долю экспорта промышленной продукции (в общем объеме экспорта) в регионе.
В более широком смысле будущие перспективы использования глобальных производственно-сбытовых цепочек в Центральной Азии могут зависеть от результатов снижения затрат на транспортировку товаров, услуг и передвижение людей внутри региона и через его границы. Однако реализация этих возможностей потребует инвестиций не только в транспортную инфраструктуру, но и в систему содействия торговле, где правительства стран региона иногда проявляют медлительность.
Идея транспортных коридоров, в которых акцент делается на материальную и нематериальную инфраструктуру (т.е. физические структуры и упрощение процедур торговли), могут содействовать росту торговли в интересах малоимущих слоев населения путем сокращения торговых издержек, которые могут быть особенно обременительны для малых и средних предприятий.
В контексте Евразийской интеграции
Создание в 2010 году в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), Таможенного союза между Российской Федерацией, Казахстаном и Беларусью было одним из наиболее значительных событий региональной интеграции с момента распада СССР в 1991 году.
Вслед за введением в 2010 году режима единого внешнего тарифа и принятием Таможенного кодекса в июле 2011 года последовало упразднение таможенных постов на общих границах. Переход от Таможенного союза к Единому экономическому пространству (ЕЭП) начался в январе 2012 года. К 2015 году должен быть создан Евразийский экономический союз (ЕАЭС) с единым рынком товаров, услуг, трудовых ресурсов и капитала; координацией валютной, финансовой и налоговой политики; единой транспортной, энергетической и информационной системами; и гармонизированной государственной поддержкой приоритетных секторов.
В свете многих предыдущих неудачных попыток экономической ре-интеграции на постсоветском пространстве, многие специалисты (как в самом регионе, так и за его пределами) первоначально восприняли идею создания Таможенного союза как бесполезную. Однако, эффективное введение единого режима внешних тарифов, снятие внутренних пограничных постов и укрепление внешних границ показали, что Таможенный союз является жизнеспособным и значительным, тем более, что евразийская интеграция в Центральной Азии двигалась путем, который имеет значение для простых людей. Это очевидно на примере глубокой интеграции на рынке труда, произошедшей между Россией, Таджикистаном и Кыргызстаном, которая повысила уровень жизни миллионов рабочих-мигрантов и членов их семей. Эта интеграция совершилась, несмотря на тот факт, что последние две страны не являются членами Таможенного союза.
Если в рамках проекта евразийской интеграции страны Таможенного союза будут оставаться открытыми для торговли с остальным миром, если расширение проекта приведет к включению в его состав Кыргызстана (и, возможно, позднее Таджикистана), если он поможет развитию трудоемких производств в странах ЦА с низким доходом, и если будет способствовать формализации огромных потоков денежных переводов трудовых мигрантов в/из Российской Федерации, тогда евразийская интеграция сможет внести значительный вклад в человеческое развитие в Центральной Азии.
С этой точки зрения Таможенный союз должен быть привлекательным даже для Европейского союза, государства-члены которого вместе с Европейской комиссией являются крупнейшими донорами в мире, и который обеспокоен пограничными вопросами и проблемами безопасности в Центральной Азии, особенно после вывода иностранных вооруженных сил из соседнего Афганистана в конце этого года.
Но если Таможенный союз будет создавать дополнительные барьеры для торговли между странами-участницами и странами, не входящими в данный союз, и если он будет препятствовать включению Центральной Азии в глобальные производственно-сбытовые цепочки, регион может упустить значительные возможности для своего дальнейшего развития.
Игорь Ермаков.
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320