Политика
05.09.2012

Центральная Азия: информационная атака против Астаны

По мнению немецкого эксперта, аспиранта политологии Курта Бирхоффа, достижения Казахстана все чаще становятся поводом для отработки региональных сценариев по ведению информационных войн.

Модель для постсоветских реформ

Полагаю, что достигнутые за годы независимости Казахстаном успехи, прежде всего, в социально-экономическом плане, могут стать дорожной картой для многих развивающихся стран, особенно для государств постсоветского пространства, многие из которых находятся в поиске наиболее оптимальной формы госуправления.

Отнюдь не случайно эта республика из Центрально-Азиатского региона на мировой арене получила имидж государства со стабильным обществом и достаточно высоким уровнем жизни, который измеряется уже по европейским стандартам. Согласно международным рейтингам, республика является одним из наиболее динамично развивающихся государств мира. В престижном международном рейтинге от Change Readiness Index 2012 республика занимает 5–е место в числе стран с высоким экономическим потенциалом.

Независимые зарубежные эксперты не раз отмечали, что стране удалось не только достичь плавного перехода с советско-плановых форм ведения экономики на рельсы современных рыночных реформ, но и создать устойчивую политическую модель управления государством. Что пока для постсоветского пространства является не правилом, а исключением. Поэтому не случайно именно Казахстану в 2010 году мировое сообщество доверило возглавить ОБСЕ и стать организаторам саммита этой влиятельной международной организации, который из-за различных внешнеполитических нюансов длительное время не мог собраться. Также в прошлом году республика возглавила Организацию Исламского сотрудничества, более того, мусульманская Умма обратилась с просьбой продлить председательство Казахстана еще до ноября 2012 года.

Успехи страны на самой престижной мировой спортивной арене – Олимпиаде в Лондоне, где спортсмены сумели выйти на 12 позицию в медальном зачете среди 205 государств, тоже являются ответом на жизненноважный сегодня для многих стран мира вопрос – чего может достигнуть стабильно развивающееся государство, которое решает достаточно непростые проблемы не путем политических катаклизмов и сноса институтов власти, а полагаясь на человеческий фактор и промышленные ресурсы страны.

Важным аспектом является и то, что Казахстан сегодня выступает в качестве гаранта стабильности и региональной безопасности, что имеет стратегическое значение с учетом вывода войск международной антитеррористической коалиции из Афганистана в 2014 году, когда в регионе может возникнуть немало глобальных угроз. В этом плане, понятно, что противникам региональной стабильности выгодно ослабление политической значимости Казахстана. Зарубежные аналитики не зря считают эту страну "ключами от Центральной Азии".

Необъявленная война

На Ближнем Востоке политические процессы «Арабской весны» наглядно продемонстрировали весь спектр современных технологий, который используется как инструмент для активизации процесса смены властных элит. Наиболее характерной особенностью в этом процессе стали элементы информационных кампаний, которые отбросили на второй план военные и силовые компоненты в противостоянии с режимами. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно на элементарном уровне проанализировать революционные события в Египте и Тунисе, чтобы увидеть в действии интернет-сопровождение политической борьбы. При таком PR – проекте демократических перемен власть не надо завоевывать вооруженным путем, достаточно рассредоточить противника изнутри. Не случайно один из участников свержения президента Египта Мубарака назвал своего ребенка в честь социальной сети «Facebook». Для кого- то это средство коммуникации и окно в мир, а для кого-то уникальный и современный вид виртуального оружия.

Как представитель западного мира, я не стремлюсь заклеймить такие понятия, как демократия и Интернет. Но специфика всех значимых человеческих достижений такова, что они имеют возможность, как развивать и укреплять государства, так и становиться инструментом для искусственного переформатирования государственного строя, когда вместо перспективного будущего, страна выталкивается внешними силами на грань экономической катастрофы. Реальный пример – массовая миграция из постреволюционного Туниса, когда граждане этой страны за короткий заполонили берега Италии. Громко провозглашенная в Тунисе победа демократии превратила сотни тысяч жителей этой страны в беженцев, которые оказались лишенными элементарной крыши над головой. Такая "революция" не стала путем к решению имевшихся социальных проблем, а привела к потере даже тех благ, которыми они пользовались на своей родине. Но процесс «демократических» перемен по смешению неугодных правительств, путем информационных войн уже запушен гораздо шире, чем только в одном регионе.

Я не случайно подробно остановился на событиях на Ближнем Востоке и Северной Африке. Схожие сценарии можно уже наблюдать и в Центральной Азии, где стали просматриваться элементы «информационно-психологической войны». Этот термин можно легко разыскать в военных словарях США.

Примеры этой войны наиболее четко сегодня видны в процессах вокруг и внутри Казахстана, где любое проявление социального недовольство подается в заинтересованном медиа-пространстве в контексте социального взрыва. Но, исходя из личного опыта, бывая в поездках по регионам республики встречаясь и общаясь с казахстанцами, мне странно читать о подобных сенсациях из разделов «горячих» новостей.

Город нефтяников - Жанаозен стал знаковым в разделе примеров информационных войн. Мирные акции протеста рабочих были оперативно и незаметно переформатированы в обычное мародерство и разбой, где свою роль сыграл вышедший на арену криминал, которой находится вне политики, но готов использовать такие события с выгодой для себя. В итоге, полиция, чтобы остановить беспредел и защитить мирное население, была вынуждена применить оружие и открыть огонь. В итоге погибли 15 человек.

Лично я не был очевидцем этих событий, но согласно элементарной логике, полиция и существует для того, чтобы защищать мирное население и обеспечивать правопорядок, дабы не допустить большего числа человеческих жертв и более масштабных погромов. Полицейские в Жанаозене действовали согласно закону, как их английские коллеги, которые в августе прошлого года пытались предотвратить массовые беспорядки в Лондоне, когда почти в течение пяти дней группы молодчиков вступали в столкновения с силами правопорядка, поджигали дома и автомобили, громили и грабили магазины и другие общественные заведения. Там тоже были убитые и раненые, а в итоге под арестом оказалось около двух тысяч человек. И в Лондоне, и в Жанаозене полиция применяла для предотвращения разбоя специальные средства. В городе нефтяников против полицейских вышли не безоружные граждане, а вооруженные бутылками с зажигательной смесью и оружием люди. Но я не слышал о том, чтобы премьер-министр Великобритании осудил действия полиции. Вот почему в оценках подобных событий нельзя применять двойные стандарты.

pb-110326-london-protest-eg-01.photoblog900

 

После локализации конфликта власти Казахстана не стали выгораживать полицейских. Виновные из их числа тоже оказались на скамье подсудимых. Однако социальные сети, блогосфера, медийные ресурсы части НПО, стали заострять внимание только на задержанных организаторов и активных участников массовых беспорядков. Примечательно, что и в Англии медийными инструментами беспорядков и координаторами действий участников погромов стали микроблоги « Twitter» и социальная сеть «Facebook». Информация об этом не является для читателей тайной, а содержится в СМИ.

В результате Казахстан оказался под целенаправленным массированным информационным ударом, как сейчас принято говорить, деструктивных сил. Благодаря этому Жанаозен может войти в аналоги региональных информационных войн. Их цель отработана заранее и очевидна: сначала расколоть общественное мнение по принципу "плохие полицейские – хорошие бунтовщики", затем выдвинуть требование, чтобы наказали представителей закона и в итоге оправдали тех, кто нарушил общественный порядок. Но если я не могу допустить такого развития в Англии, то почему оно должно происходить в Казахстане? Но здесь мы опять видим двойные стандарты со стороны тех западных СМИ, которые осуждали в своих публикациях только действия казахстанских полицейских.

Если обратиться к истории событий в Жанаозене, то повод для конфликта там был, но он касался взаимоотношений между рядовыми нефтяниками и руководством компании. Спор по оплате труда не имеет ничего общего с бунтом, который затем последовал. Забастовка вполне нормальное для Запада явление, которое происходит в постоянном режиме. Но в жанаозенском конфликте появились и заинтересованные стороны, которые попытались извлечь политические дивиденды, путем обострения ситуации и перевода ее уже в радикальное противостояние с властью. Сценарий чем-то схож с тем, что мы наблюдали на «баррикадах» Туниса. В случае с Казахстаном «жанаозенская» схема была приведена в действие в День независимости, под лозунгом поддержки бастующих, когда к событиям в качестве «информационного сопровождения» подключились представители гражданской общественности. Одни из них – Владимир Козлов сейчас обвиняется властями в дестабилизации ситуации, который пытался мотивировать нефтяников на крайнее противостояние. Его имидж в социальных сетях и медиа не только республиканских , но и зарубежных был создан заранее – "борец за права пострадавших". Так что, в любом случае, власть будет обвиняться блогосферой в нарушении прав человека. Стоит отметить, что в Европарламенте один из депутатов буквально накануне событий в Жанаозене заявлял, что завтра там может произойти чрезвычайная ситуация.

В таких ситуациях надо обращать внимание на финансовую сторону вопроса. По информации не только казахстанских, но и зарубежных СМИ, деятельность гражданских активистов, в том числе и Владимира Козлова финансировалась опальным казахстанским олигархом Мухтаром Аблязовым. Юридические претензии к бывшему председателю совета директоров казахстанского «БТА-Банка», скрывающемуся в Великобритании, имеют не только правоохранительные органы Казахстана, но и России. К политике они не имеют никакого отношения, поскольку речь идет о хищениях десятков миллионов долларов. Но господину Аблязову гораздо выгодней иметь в западных СМИ имидж "оппозиционера", чем предстать в виде обычного мошенника. Поскольку я в курсе этой ситуации, то резонно у меня возникает немало вопросов к оценкам этой персоны в медиа. В частности, какая может быть связь между олигархом и правозащитниками? Согласно западным канонам, представители правозащитных движений выступают, как правило, в защиту в тех, кто пострадал от представителей крупного капитала.

Человеческая психология устроена так, что на негативную информацию общество быстрее обращает внимание и реагирует более активно. Поэтому гражданскому обществу следует быть более вдумчивым и избирательным, доверяя только тому, что они реально знают и видят в своих странах. Иначе страны Центральной Азии могут стать субъектами и заложниками активных и непрекращающихся информационных войн.

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320