Политика
04.11.2020

Центральная Азия и США: всем придется подождать

В ближайшее время в США будет избран новый президент, но кто бы ни стал хозяином Белого Дома на ближайшие четыре года, стратегия Вашингтона в ЦАР вряд ли изменится.

Некоторые аспекты американской политики в центрально-азиатском регионе, в особенности в отношении Кыргызстана, следовало рассмотреть поближе, учитывая третью «революцию». Однако и другие страны региона в какой-то степени зависимы от событий, происходящих в Бишкеке.

Начнем с так называемого Диалога в формате 5+1, то есть пять центрально-азиатских государств и США, в котором участвуют министры иностранных дел. Изначально, еще в 2015 году, когда родилась идея проекта, США ставили задачу как-то объединить страны региона и попробовать оторвать их от двух основных партнеров – России и Китая. Изначально также американцы сформулировали пять задач в рамках Диалога. Если коротко, то это «противостояние вызовам иностранных террористических боевиков и радикализации насилия в Центральной Азии», «конкурентоспособность бизнеса Центральной Азии», «разработка транспортного коридора», «расширение масштабов использования возобновляемых источников энергии в Центральной Азии», «увеличение потенциала стран Центральной Азии для планирования адаптации к последствиям изменения климата».

Если говорить о транспортном коридоре, то по прочтении соответствующего документа, опубликованного всеми посольствами США в регионе, то затея пустая. Основная задача – «снизить стоимость и время перемещения товаров через границы стран Центральной Азии, а также улучшить качество транспортно-логистических услуг по всему региону». Проблема большая, но не слишком волнительная, особенно для таких стран, как Узбекистан и Казахстан. А Ташкент волнует больше железнодорожный маршрут Китай, Кыргызстан-Узбекистан-Иран, где США вообще не присутствуют и, мало того, он очень сильно их не устраивает. Говоря о возобновляемой энергии, можно уверенно сказать, что проблема актуальная, но где-то во втором десятке, как минимум, по важности для всех стран региона. А про изменение климата можно особо не беспокоится. Все эти пункты, как говорится, до кучи. Главный пункт – первый. То есть, противостояние вызовам международного терроризма. И США беспокоит эта тема не сама по себе, а в привязке к Афганистану. Особенно их интересует Узбекистан, и особенно после прихода к власти президента Мирзиёева. Задача – втянуть все страны региона в решение афганского конфликта. Но, к примеру, Ташкент и не собирается участвовать в том объеме и в той форме как того хотели бы американцы. Вести переговоры, стать модератором в диалоге противоборствующих афганских сил, предоставить им ташкентскую площадку – да. Но никаких военных операций, никакого контингента «миротворцев». В принципе, того же самого они хотят и от других республик, тем более что три из пяти граничат с Афганистаном.

Еще один из интересных моментов: финансовое участие стран региона в проектах, продвигаемых США. «На втором совещании на уровне министров С5+1, которое проводилось в Вашингтоне в августе 2016 года, шесть министров договорились о запуске пяти согласованных проектов, которые Соединенные Штаты планируют поддержать на сумму до 15 миллионов долл. США», - сообщается в документе, опубликованном посольствами Штатов. Но что такое 15 миллионов для проектов такого размаха, какими видят их американцы? Они хотели бы видеть, как страны региона вкладывают свои деньги на решение проблем, которые иногда даже не выгодны центрально-азиатским республикам. Если говорить, например, о Кыргызстане, только дефицит бюджета превышает 400 миллионов долларов, а госдолг достиг почти 4, 5 миллиарда долларов. Экономисты посчитали, чтобы выплатить госдолг каждый гражданин Кыргызстан должен сдать вказну более 700 долларов. То есть, любое участие в проектах США на свои средства для страны просто неприемлемо. Судя по всему, в Вашингтоне это понимают и поэтому и обхаживают наиболее сильные экономически Казахстан и Узбекистан, рассчитывая также на то, что новые лидеры этих стран окажутся гораздо благосклонней к американским проектам, чем их предшественники. Однако тот же Узбекистан занят другим делом: в стране наблюдается подъем экономики, возрождаются целые отрасли, строятся производственные гиганты, создаются новые рабочие места. И тратить ресурсы на чужие проекты, выгода от которых малозаметна, страна не станет. Конечно, Ташкент будет участвовать в этих проектах в какой-то мере – дипломатия есть дипломатия, но втягиваться в авантюры не станет, тем более, в такую, как афганская.

Но США не просто так дает деньги. Нужно отметить, что почти по всем проектам, не только в формате 5+1, отсутствует требование отчетности по деньгам, которые они дают. При этом многие проекты выходят за рамки провозглашенных пяти пунктов. И не всегда выделяемые суммы идут именно на то, на что они предназначены. И, естественно, при отсутствии требования контроля большая доля «благотворительных» денег оседает в карманах чиновников. По сути, это, фактически, открытая форма взятки за «нужные решения». И, кстати, это одна из причин, которая заставляет кыргызских чиновников и политиков прислушиваться к мнению США. И, конечно, это касается не только Кыргызстана. В ожидании новых финансовых подачек, некоторые ответственные чиновники готовы поддержать США и в других, непрофильных для чиновников вопросах, когда Вашингтону очень нужны будут их голоса. Как пример, денонсированный при бывшем президенте Алмазбеке Атамбаеве договор с США о сотрудничестве. Разговоры о возобновлении договора с удивительным постоянством возникают после встреч министров иностранных дел в формате Диалога 5+1 и, конечно, после наскоков тоже Майкла Помпео и его подчиненных.

Вдобавок, американцы поступают довольно хитро, лукавят. Иногда они некоторые проекты в рамках других своих организаций, типа ЮСАИД, НЭД и других, объявляют параллельными и указывают, что они идут в рамках Диалога %+1. Известная французская исследовательница современной Центральной Азии Катрин Пужоль еще много лет назад сказала, что американцы, выдавая прессе цифры о своей финансовой помощи странам региона, прибавляют и свои деньги, которые идут через ООН. В то время, как другие страны этого не делают. То есть, по факту та же помощь Европы тому же Кыргызстану больше американской. И хотя она это сказала почти пятнадцать лет назад, ситуация не изменилась.

Станут ли американцы продолжать гнуть свою линию? Безусловно. У них пока просто нет других вариантов. Если же Узбекистану и Китаю удастся договориться с Кыргызстаном о железной дороге, то уж точно один пункт, по крайней мере, их проекта 5+1 можно будет выключить – Ташкент сам обеспечит себе транспортный коридор без участия США, но это потребует огромных денег, которых никак в американской региональной копилке не видать. А Кыргызстану предстоит еще долгий путь легитимизации власти после уже третьего госпереворота. Поэтому Пекину и Ташкенту придется подождать, когда же в Бишкеке все вернется в нормальное русло – появится законный президент, парламент.

Особые мнения

Чтобы не прослыть однобокими и предвзятыми мы предлагаем вашему вниманию два, в принципе, противоположных мнения, решать вам.

Бишкекский политолог и сопредседатель Клуба региональных экспертов КР «Пикир» Игорь Шестаков:

«Начатый еще во времена Барака Обамы формат сотрудничества Вашингтона со странами региона пока каких либо существенных результатов Центральной Азии не принес. Особенно в плане укрепления безопасности или эффективного развития социально-экономических связей. Инвесторов из США также не прибавилось. Учитывая усиления торговых и информационных войн со стороны Вашингтона по отношению к Пекину, такой формат взаимодействия выгоден, прежде всего, американской стороне, чтобы озвучивать какие-либо критические заявления в адрес нашего глобального регионального соседа. В этой связи, данный межгосударственный формат превращается в заложника дипломатических войн Госдепартамента. Учитывая экономические проблемы большинства стран региона, и налаженные торгово-экономические связи, страны Центральной Азии будут усиливать взаимодействие с Россией и странами ЕАЭС, поскольку на первое место во времена пандемии выходит реальная экономика, а не политические игры».

Директор Центра исследовательских инициатив «Ma'no» (Ташкент) Бахтиёр Эргашев:

«Можно по-разному относиться к политике США в целом и в регионе Центральной Азии в частности. Но когда анализируешь политику США в Центральной Азии, надо отдать должное системности и последовательности этой политики. В 2015 году они предложили странам Центральной Азии формат взаимодействия, названный «С5+1». Перспективность этого формата можно подтвердить, например тем, что в январе 2019 года, в Самарканде было проведено первое заседание в формате «Центральная Азия +Индия». В июле 2020 года прошло первое заседание в формате «Центральная Азия +Китай» в онлайн режиме, с участием министров иностранных дел пяти стран региона и Китая. А в октябре 2020 году было заявлено, что будет сформирован формат «Центральная Азия+Россия».

То есть такой формат, впервые использованный США, показал свою эффективность и взят на вооружение другими крупными державами.

Интересно и то, что в конце июня состоялся визит в Узбекистан Адама Бойлера, директора международной финансовой корпорации развития США (DFC), и специального представителя США по вопросам примирения в Афганистане Залмая Халилзада. Состоялся ряд встреч с представителями узбекского правительства. В частности, с заместителем премьер-министра Узбекистана по вопросам инвестиций и внешнеэкономических связей Сардором Умурзаковым. И было подписано очень интересное заявление, суть которого заключается в том, что DFC как ключевое агентство по финансированию международных зарубежных проектов, которые поддерживаются правительством США, намеренно работать с узбекским правительством для реализации специальных программ поддержки частного предпринимательства, развития инфраструктуры и предоставления населению доступа к инфраструктуре, образованию и здравоохранению. Очень серьёзным направлением работы планируется сделать реализацию проектов по широкому внедрению альтернативной энергетики. Стороны договорились, что они будут осуществлять регулярное взаимодействие с целью выявления и реализации стратегических инфраструктурных проектов в Узбекистане в области энергетики, транспорта, образования, здравоохранения на принципах государственно-частного партнёрства, с привлечением средств DFC. При этом американская сторона приветствовала намерение и заинтересованность Узбекистана в участии в инициативе Blue Dot Network. Это новая инициатива Соединённых Штатов, включающая в себя страны, которые стремятся наладить сотрудничество по реализации проектов инфраструктурного свойства, при этом американцы берут на себя функции по стимулированию притока долгосрочных иностранных инвестиций в данные крупные инвестиционные проекты. И Узбекистан, и США особо подчеркнули важность объединения усилий по реализации стратегических инфраструктурных проектов в регионе Центральной Азии, которые должна обеспечивать долгосрочную экономическую устойчивость, продовольственную и экологическую безопасность.

Так что, политика США в регионе Центральной Азии – последовательна, логична и направлена на достижение серьезных целей в регионе. В частности, в работе с ключевым государством региона- Узбекистаном. И это заставляет задуматься...».

Нельзя не согласиться с Эргашевым насчет последовательности действий США в регионе. Но есть вопрос, кому выгодна эта последовательность. Тот же Кыргызстан пока не получил каких-либо положительных результатов от взаимодействия с США, особенно в экономике, никаких инвестиций, кредитов. Только небольшие гранты, которые погоду не делают и, чаще всего, оседают в карманах чиновников.

Эгамберды Кабулов

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320