Ой Ордо
22.02.2023

Центральная Азия – эпицентр жесткого противостояния мягкой силы

За последние 30 лет понятие «мягкая сила» прочно вошло в геополитическую терминологию. За эти годы она нарастила свой боевой арсенал и стала чуть ли не самым популярным инструментом воздействия геополитических игроков на отдельные государства и целые регионы с целью вовлечения их в сферу своего влияния.

При этом нередко происходит противодействие двух или нескольких векторов такой силы, столкнувшихся в одной точке. Одним из эпицентров их жесткого столкновения стала Центральная Азия. Сегодня за умы и симпатии «азиатов» развернулась серьезная борьба. Свои геополитические интересы здесь отстаивают и коллективный Запад, возглавляемый США, и Китай, и Россия, и Турция, и страны исламского мира.

Вопросы влияния мягкой силы и народной дипломатии на общественно-политические процессы Кыргызстана и Центральной Азии в целом обсудили участники международной конференции: «Новые векторы в геополитике ЦА: чья «мягкая сила» эффективней», организованной Центром экспертных инициатив «Ой Ордо».

- «Мягкая сила» – это способность одного государства влиять на другие государства с целью реализации собственных целей через сотрудничество в определенных сферах, направленное на формирование собственного положительного имиджа среди населения страны, на которую направлена данная сила, - пояснил эксперт по международным отношениям Байкадам Курамаев.

kuramaev

Он отметил, что в Кыргызстане, как правило, выделяют две основные «мягкие силы» – со стороны стран Запада и со стороны России. К западной силе относят, прежде всего, неправительственные и некоммерческие организации и международные финансовые институты, такие как Всемирный банк и МВФ, к российской – функционирование русского языка, средства массовой информации, военный и экономический союзы – ОДКБ и ЕАЭС.

При этом спикер подчеркнул, что у «мягкой силы» иностранных государств есть не только негативная, но и позитивная сторона.

- С Россией нас связывает многолетняя история пребывания в едином государстве СССР, где основным языком межнационального общения являлся русский язык. Поэтому после распада Союза, русский язык остался языком межнационального общения в Кыргызстане, закрепленный в последнем варианте Конституции страны в 2021 году, как официальный. Русский язык является одним из 6 языков ООН, на котором говорят и думают более 500 млн человек. Учитывая это, кыргызстанцы могут, не изучая иностранные языки, свободно общаться, получать образование и информацию, вести сотрудничество с таким большим количеством людей, - отметил эксперт.

Он обратил внимание, что Россия списала Кыргызстану долг в размере более 500 миллионов долларов. Российская сторона выделила 500 млн долларов в КРФР для кредитования экономики КР, и еще 200 млн – на укрепление государственных границ. Товарооборот за 2021 год составил больше 2,5 млрд долларов или более 70% от общего объема товарооборота республики.

Российская Федерация освободила от таможенных пошлин нефтепродукты, поставляемы в нашу страну, что существенно повлияло на удержание инфляции и цен на продукты питания во время экономических кризисов и пандемии COVID-19. Кроме того, Россия предоставляет возможность зарабатывать на своей территории почти одному миллиону граждан Кыргызстана.

- Учитывая вышеизложенное, Кыргызстан не должен стремиться сокращать «мягкую силу» России на своей территории – в частности принимая конституционный закон о государственном языке, где, по мнению гражданского общества КР, сужается использование официального языка, а способствовать ее развитию в рамках национальных интересов, - поделился мнением Б. Курамаев.

Вместе с тем он отметил, что также надо искоренять пресловутое мнение о том, что во всех бедах Кыргызстана виноват Запад.

- Благодаря Западу у нас появились неправительственные и некоммерческие организации, которые способствовали развитию демократии и свободы слова в Кыргызстане, в связи с чем нас до сих пор называют островком демократии в Центральной Азии. И это надо ценить. НПО и НКО способствовали тому, что права незащищенных социально-уязвимых слоев населения сейчас признают все ветви власти КР. Благодаря их кропотливой работе в социальной сфере и гуманитарной деятельности, наша страна ратифицировала международные Конвенции по защите прав детей и инвалидов. Они помогают государственным органам вести политику в соответствии с международными нормами и законами, - пояснил спикер.

Вместе с тем он обозначил и моменты, которые не способствуют развитию страны – это создание условий для цветных революций, навязываемые кредиты с условиями, которые Кыргызстан не вправе изменять.

- Также есть вопросы по навязыванию традиций и ценностей, присущих западному образу жизни, что не соответствует образу жизни и национальным традициям Кыргызстана. В частности это касается вероисповедания, традиционности полов, основ семейных уз и т.п. Учитывая вышеизложенное, Кыргызстан должен продолжать сотрудничество со странами Запада, извлекая из сотрудничества только то, что соответствует нашим национальным интересам, - подчеркнул эксперт.

Отдельно он отметил «мягкую силу» Китая, которая опирается на мощную финансовую составляющую, прежде всего, в части представления кредитов и грантов Кыргызской Республике.

- Все крупные инфраструктурные проекты КР за последние годы были осуществлены на средства Китая. Это линия электропередачи Датка-Кемин, новая ТЭЦ в Бишкеке, альтернативная дорога Север-Юг, новые дороги внутри столицы. Сейчас будет строиться железная дорога Китай-Кыргызстан-Узбекистан стоимостью около 3 млрд долларов. Этот проект будет приносить нашей республике около 200 млн долларов в год за транзит товаров и позволит вывести наши товары на европейский рынок через Каспий. Вместе с тем, чтобы потом была возможность спокойно выплачивать проценты и основную сумму по кредитам необходимо предоставляемые средства вкладывать в развитие промышленности и сельского хозяйства. Использовать хорошее отношение нашего самого большого соседа и стратегического партнёра для экономического рывка и улучшения двухсторонних отношений, - уверен Б. Курамаев.

Вместе с тем, он отметил, что есть еще одна не менее влиятельная сила, исходящая от нетрадиционных радикальных исламских движений. При этом в информационном пространстве практически не освещается политика государства и Духовного управления мусульман в этой сфере.

- Мы лишь изредка слышим информацию об обезвреживании ячеек Хизбут тахрир и отрешении их в местах лишения свободы от своих намерений. При этом радикальные исламские течения проникают на нашу территорию и несут в массы свои идеи, вербуя граждан в зоны военных конфликтов на территории Сирии и Ирака, что, несомненно, может изменить повестку дня в светском кыргызстанском обществе и создать взрывоопасную обстановку. Прецедентом можно считать события в Казахстане, произошедшие в январе прошлого года, где для захвата полицейских зданий и арсеналов с оружием, а также для подготовки к государственному перевороту, по официальной версии, были задействованы ячейки исламских боевиков. Исходя из этого, и государство, и ДУМК – через пятничные намазы, мусульманские праздники и т.д. – должны вести активную работу, т.е. диалог об истинном традиционном Исламе с населением, - поделился мнением спикер.

В свою очередь депутат Жогорку Кенеша КР Исхак Масалиев выразил мнение, что самым ярким примером эффективного применения мягкой силы до сих пор остается Советский союз.

masaliev

- СССР нет уже 31 год, но мы до сих пор его критикуем. Между тем в период Советского союза произведения Чингиза Айтматова были переведены на 70 языков мира, на разные языки переводили романы Шолохова и других авторов, советские фильмы показывали по всему миру – это и были инструменты советской мягкой силы. Понятно, что сегодня 21 век – мир изменился, а вместе с ним изменились и инструменты мягкой силы. Кинематограф, театральное искусство, литература и т.д. уходят в прошлое, а на их место приходят новые технологии. Достижения научно-технического прогресса сегодня стал ключевым инструментом воздействия мягкой силы на сознание людей. Я по своим внукам сужу – у них день начинается и заканчивается с мультфильмов на сотовом телефоне, телевизор не нужен, театры, книги не нужны. Все, что им нужно, находится у них в руках, - отметил парламентарий.

Он выделил несколько государств, которые сегодня активно используют методы мягкой силы – это, прежде всего, США, Китай, Турция, Индия.

- Наш гражданин зачастую больше осведомлен о научных достижениях в США, чем в собственной стране. Он больше знает об истории Турции или Китая, чем об истории Кыргызстана. И в этом плане мы, безусловно, проигрываем. Поэтому мягкую силу мы не то, что на другие страны, на свой собственный народ не можем распространить. О какой мягкой силе можно говорить, если из 3,5 млн взрослого населения КР один миллион находится в других странах. Это большая проблема. Поэтому мы должны, прежде всего, найти собственную идентичность – своего народа, своей нации, - подчеркнул спикер.

А для этого, по мнению депутата, нам нужно изучать свою историю, которая уходит корнями в глубокую древность и является не менее значимой, чем история больших государств.

- Просто у них история изучалась и преподавалась, а у нас нет. Когда образовалась Киргизская ССР, кыргызов было около 2 млн человек, но есть народы, насчитывающие 10 и более миллионов человек, но они не имеют своего государства. В этом плане мы можем сказать, что наша история может служить для них примером, - поделился мнением И. Масалиев.

Он отметил важность конференции и выразил надежду, что одним из ее итогов станет «понижение градуса озлобленности, которую мы сейчас имеем на всей планете».

- Далеко за примерами ходить не нужно. Наверняка, за этим столом присутствуют представители разных мнений по поводу конфликта между двумя братскими народами. Каждый смотрит на свои источники информации, каждый видит ситуацию по-своему, и найти золотую середину очень сложно. Я бы хотел, чтобы мы нашли эту золотую середину, и чтобы Кыргызстан мог стать площадкой для дальнейшей мирной дискуссии на эту тему, - добавил И. Масалиев.

Отвечая на вопрос конференции – чья мягкая сила эффективней, он отметил, что преуспели в этом направлении США, КНР, Турция и Индия. Вместе с тем говоря о реалиях и перспективах мягкой силы Кыргызстана в региональном и международном аспектах, спикер подчеркнул, что на данном этапе КР вряд ли может стать источником мягкой силы.

- Мы свой-то народ надлежащим образом воспитать пока не можем. В нашем обществе то и дело совершаются преступления, которых раньше не было. Например, преступления против малолетних граждан, групповые убийства и т.д. Это говорит о деградации сознания отдельных наших граждан, об отсутствии грамоты, знаний, воспитания, о безответственности. Но и выбирать ту или иную страну и на нее ориентироваться – тоже не совсем правильно, потому что каждая страна преследует собственные интересы и решает свои задачи, а нам нужно решать свои задачи, поэтому, прежде всего, нужна экономическая стабильность, - подчеркнул парламентарий.

В свою очередь директор Центра исследовательских инициатив «Ma'no» (Узбекистан) Бахтиер Эргашев также обратил внимание на вопросы использования механизмов мягкой силы центральноазиатскими республиками. По его словам, феномен мягкой силы можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, как этот инструмент зарубежных государств воздействует на наше общество и на наши страны. С другой – способны ли не самые большие страны мира, не являющиеся глобальными или региональными тяжеловесами, формировать свою мягкую силу, и какой она может быть.

ergashev

- Я не буду говорить о том, насколько важным или решающим является влияние инструментов мягкой силы на отдельные страны и на регион ЦА в целом. Я бы хотел порассуждать над обратной стороной этого вопроса – могут ли наши страны стать источником мягкой силы. Я с большим уважением отношусь к традиционным видам искусства, но я согласен с тем, что сегодня, возможно, нам нужно думать о каких-то более продвинутых и современных форматах формирования контента для создания собственного позитивного имиджа во внешнем мире, от которого во многом зависит потенциал мягкой силы любого государства, - подчеркнул спикер.

Он обратил внимание, что в Узбекистане по данным за 2020 год были критически низкие показатели интернет-контента – порядка 30% – на узбекском языке, т.е. основная часть информации приходится на русский и английский языки. При этом узбекскоязычный контент, согласно исследованиям, не достаточно информативный, т.е. слабый с точки зрения подачи материалов.

- И это, на мой взгляд, важнейшая проблема. Свою мягкую милу мы должны продвигать на русском, на английском или все-таки на государственном узбекском языке? Или нужен комплексный вариант? С другой стороны контент на узбекском языке за пределами страны не всем понятен и интересен, а значит, нам нужно это учитывать. Пока мы не получим ответы на эти вопросы, этот важнейший элемент, который должен работать на имидж страны, и который можно использовать в качестве мягкой силы, не будет работать. Второй комплекс вопросов, связан с целями применения инструментов мягкой силы – они нужны для продвижения своих интересов во вне, или чтобы нас знали и хвалили, включая в различные рейтинги, которых сотни в мире? Или речь должна идти о том, чтобы использовать инструменты мягкой силы для продвижения экономических и политических интересов? Это важные вопросы, которые нужно обсуждать, чтобы понять, как формировать мягкую силу, на кого ее ориентировать, а главное какие проблемы и задачи она должна решать, - поделился мнением Б. Эргашев.

Говоря о влиянии внешней мягкой силы, он отметил, что в Узбекистане она представлена средствами массовой информации, негосударственными некоммерческими организациями, развлекательным телевизионным контентом, вузами и т.д.

- Мягкая сила Запада в целом и США в частности преобладает в повестке дня ННО, мы опять начали отдавать свои негосударственные некоммерческие организации западным фондам под западные гранты, хотя в 2005 году мы вроде навели порядок в этой сфере. Элемент мягкой силы России присутствует как в СМИ, так и в значительной степени в сфере высшего образования – деятельность филиалов 14 российских вузов в Узбекистане – это серьезная цифра, это самый высокий показатель на постсоветском пространстве. В нашей старне есть запрос на российское образование, который удовлетворяется, хотя еще и не удовлетворен полностью. В последние пять лет стали активизироваться инструменты мягкой силы с турецкой стороны – это сериалы, документальные фильмы, новостные каналы и т.д. Первая тройка выглядит так: Запад во главе в США, Россия и Турция, - подытожил эксперт.

Роль средств массовой информации как инструмента применения мягкой силы внешними силами отметил политолог, экс-директор КНИА «Кабар» Кубанычбек Таабалдиев.

abdymen

- Современное течение политической ситуации связано с необходимостью использования СМИ. В Кыргызстане они представлены различными зарубежными государствами. Они являются источниками информации, но это не означает, что они не влияют на нас. Есть популярные читаемые масс-медиа, которые представляют идеологические взгляды тех или иных геополитических игроков, т.е. по сути являются той самой мягкой силой, которая сегодня воздействует на Кыргызстан извне. И это касается всех пяти стран ЦА. При этом влияние внешних сил мягкими инструментами с течением времени только усиливается за счет того, что идет прогресс информационных технологий. И если раньше влияние на информационную повестку в регионе делили между собой западные страны и Россия, то сегодня уже и Китай подключился к этому процессу, и Турция, - пояснил спикер.

При этом он подчеркнул, что сегодня влияние осуществляется не только посредством традиционных коммуникаций – телевидения, радио и печатных изданий, но и через социальные сети, которые не имеют границ и способны формировать свою аудиторию, которая способна стать ядром в той стране, куда будут направлены основные векторы воздействия.

- На данный момент, несмотря на то, что мягкая сила выглядит как вата, нужно уметь разделять две ее категории – одна продвигается официально, вторая проводится «под ковром». При условии необходимости считаться с такой силой мы должны уметь вычислить и четко понять, с какой из этих категорий мы имеем дело. Официальные потуги или желание воздействовать на руководство стран ЦА реализовались в таких форматах как С5+1, где 5 – это страны ЦА, а единица – это геополитический игрок, который пытается влиять на центральноазиатские государства. Это Запад и США, это Китай, Турция, Россия, - отметил эксперт.

Второй вид мягкой силы, по словам К. Таабалдиева, это влияние на ситуацию в стране, которое для большинства граждан незаметно. Степень такого влияния можно оценить исходя из ситуации в той или иной стране.

- Если сравнить, допустим, Казахстан и Узбекистан, то можно увидеть, что внешние силы, влияющие исподтишка на эти страны, пока имеют не такое сильное воздействие. Туркменистан – более закрытая страна, там эти процессы жестко контролируются государством, поэтому ни филиала радио «Свобода», ни Би-Би-Си, ни других иностранных СМИ, которые могли бы будоражить умы и настроения общества, в этой республике нет. Тогда как в Кыргызстане и Таджикистане эти средства массовой информации, ориентированные на западную политику, укоренились и имеют довольно большую аудиторию. Наш стратегический партнер – Россия – попыталась кое-что сделать, но к сожалению, не совсем успешно, поэтому прозападные СМИ за последние 20 лет заняли очень прочные позиции, и во многом, благодаря социальным сетям, - проинформировал политолог.

При этом он подчеркнул, что Кыргызстан должен учитывать эту ситуацию, чтобы правильно воздействовать на собственную молодежь. Сегодня до 75% информации молодые люди получают из интернета, т.е. всемирная паутина вышла на такой уровень, при котором ни ТВ, ни радио, ни кинематограф не могут конкурировать с ней в плане влияния на сознание подрастающего поколения.

- Поэтому нужно понимать, что за соцсетями будущее, с этим нужно считаться, и это нужно использовать в своих интересах, - добавил спикер.

О мягкой силе России, как инструменте сотрудничества с партнерами, в рамках конференции рассказал советник Посольства РФ в КР Виктор Харченко. Он напомнил, что в «политологии «мягкую силу» определяют, как возможность достигать целей на международной арене не путем принуждения, а путем создания механизмов привлекательности.

harchenko

- Основами мягкой силы являются культурные и политические ценности. Напомню, что в статье «Россия и меняющийся мир» президент России В. Путин определил «мягкую силу» как «комплекс инструментов и методов достижения внешнеполитических целей без применения оружия, а за счет информационных и других рычагов». Принципиально важно, что в рамках российского подхода продвижение инструментов мягкой силы осуществляется не в противовес политике властей и без навязывания своей воли. Приоритетными направлениями российской внешней политики остается развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества на пространстве СНГ, ЕАЭС, Большого евразийского пространства, - проинформировал дипломат.

Он отметил, что в ближайшее время Москва пересмотрит концепцию своей внешней политики. Фундаментом формирующейся полицентричной архитектуры станет внешнеполитическая связка Москвы и Пекина. Параллельно укрепляются связи России с Бразилией, Ираном, ОАЭ, Египтом, Турцией, Саудовской Аравией и другими государствами на всех континентах.

- С нашей точки зрения к наиболее значимым инструментам «мягкой силы» относятся Евразийский экономический союз (ЕАЭС), деятельность Евразийского фонда стабилизации и развития, Российско-Кыргызского Фонда Развития, а также сотрудничество наших стран в рамках других интеграционных проектов. В целом Россия занимает особое место в социокультурном пространстве Кыргызстана, что определяется общим историческим прошлым, общим пониманием судьбы наших народов. Позитивный имидж государства формируется также под воздействием множества разнородных информационных каналов. Информационное присутствие Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом КР «О средствах массовой информации». В настоящее время в МИД республики аккредитованы представители 12 российских СМИ, - рассказал представитель российского посольства.

По его словам, при понимании существующих проблем, а также обострении конкуренции на международном рынке оказания образовательных услуг, российское научно-образовательное присутствие обеспечивается как в сфере высшего, так и школьного образования.

К элементам «мягкой силы», по словам дипломата, в полной мере можно отнести и общественные организации российских соотечественников в числе иных акторов реализации стратегии межэтнического и межконфессионального согласия в республике. Деятельность организаций сосредоточена в области продвижения идей евразийской интеграции, сохранения культурно-гуманитарных ценностей, общей исторической памяти. Руководство Кыргызстана подчеркивает первостепенное значение единства всех этносов, необходимость внимательного подхода к защите межнационального единства и согласия.

- Сегодня мы живем в новых геополитических условиях, когда на смену диктату однополярного мира приходит многополярность и к приоритетам Евразийской интеграции добавляется жизненная необходимость сохранения традиционных духовных ценностей с опорой на политико-дипломатические, информационно-идеологические, социально-экономические, научно-образовательные и культурно-языковые инструменты «мягкой силы». Иные акторы внешней политики пытаются вовлечь страны постсоветского пространства в собственные геополитические проекты. В итоге можно стать субъектом международной политики, а можно превратиться и в ее объект. Как мы видим, большая игра становится все более опасной и набирает стремительные обороты. Ряд экспертов не исключают того, что Великая шахматная доска может рассыпаться на фрагменты, - добавил В. Харченко.

Возможности мягкой силы и народной дипломатии в решении приграничных споров, например, между Кыргызстаном и Таджикистаном прокомментировал общественный деятель, ЧПП КР Мирослав Ниязов.

niyazov

- Что касается вопросов границ, то сам народ этого никогда не решит. Власти должны взять на себя ответственность, провести демаркацию и делимитацию границы и разрешить конфликт, а когда массы людей вмешиваются в вопросы, где и как должно пройти разграничение – это безнадежное дело. На мой взгляд, для решения наших приграничных споров с Таджикистаном нужно в качестве посредника привлечь Россию, потому что все архивные и справочные материалы по определению административных границ между союзными республиками находятся в России. И В. Путин сам предложил оказать помощь, это было серьезное решение, и нам нужно воспользоваться такой возможностью. Если же вопрос границ с Таджикистаном не будет решен, то это будет источником постоянной угрозы вооруженных конфликтов, вплоть до локальной и даже межгосударственной войны И никакая народная дипломатия здесь не поможет, - подчеркнул спикер.

Наталья Лобанова

Продолжение следует...

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320