Совсем недавно страны Центральной Азии отметили 30-летие со дня независимости. И хоть за это время у каждой из стран были успехи, о совместных достижениях стран на региональном уровне говорить не приходится.
Да и откуда им взяться, если за эти 30 лет страны только отдалились друг от друга. По сравнению с тем, что было в СССР. После распада Советского Союза государствам Центральной Азии в наследство досталась единая валютная система, единая инфраструктура и система взаимозависимости стран друг от друга – объединенные энергетическая и водная системы – ГЭС и каналы. Делая свои первые шаги, вновь образованные и неокрепшие страны старались сохранить существовавшую систему экономических и инфраструктурных взаимосвязей. Но с течением времени, как и практически всё остальное советское наследие, они развеялись.
Некоторые проблемы стран региона имеют трансграничный характер (водные и энергоресурсы, транспорт и потенциальное исламское сопротивление), и поэтому их решение требует регионального сотрудничества. Первые попытки региональной интеграции начались в 1994 г. когда 10 января в Ташкенте Республика Узбекистан и Республика Казахстан подписали договор о создании Единого экономического пространства между своими странами. Это стало прорывом для всего постсоветского пространства, а также хорошим фундаментом, к которому могли бы присоединиться и другие страны региона, что и случилось в дальнейшем.
В том же году 30 апреля в г. Чолпон-Ата к единой экономической зоне присоединился и Кыргызстан. Так началась экономическая интеграция стран региона между Узбекистаном, Казахстаном и Кыргызстаном. Туркменистан не пожелал вступать в какие-либо интеграционные экономические и политические проекты, после обретения независимости объявив о своем нейтралитете, который закреплен в конституции страны, а в 1995 году даже был принят на международном уровне – резолюция о нейтралитете Туркменистана была принята Генеральной Ассамблеей ООН.
Сейчас 12 декабря – день нейтралитета Туркменистана. Это один из главных праздников страны, наряду с днём независимости, в Ашхабаде даже сооружена 95 метровая арка нейтралитета.
Всё это привело к политической изоляции страны даже от своих соседей по региону. Таджикистан же хотел присоединиться к зоне свободной торговле с соседями, но не получил приглашения, потому что с 1992 по 1997 был погружен в гражданскую войну, что вызывало опасение нежелание у соседей об интеграции.
В 1998 году, когда в Таджикистане воцарился мир, страна присоединилась к Центрально-Азиатскому экономическому сообществу (ЦАЭС). Это оказалось максимальным уровнем интеграции, который странам удалось достичь. В 2001 году ЦАЭС реформируют в Организацию Центрально-Азиатского сотрудничества ОЦАС. В 2004 году в организацию неожиданно вступает Россия. Спустя 2 года Кремль выдвинул инициативу по объединению ОЦАС с ЕврАзЭС, ещё через год организацию официально ликвидируют.
Дальнейшая интеграция стран региона проходила уже под эгидой внешних участников – России, Китая и группу Исламских стран.
Политический конфликт между экс-президентом Кыргызстана А. Атамбаевым и экс-президентом Н. Назарбаевым, в ходе которого Казахстан перекрыл границы, показал, насколько непрочным является эконмическое сотрудничество, и насколько любая интеграция зависит от воли лидеров стран.
Членами Организации договора о коллективной организации (ОДКБ), целью которой является укрепление мира и стабильности в регионе, являются 3 государства из пяти стран ЦА – Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан. Однако частые приграничные конфликты, включая последний конфликт между Таджикистаном и Кыргызстаном, показали проблемы, существующие внутри организации.
Китайский проект «Один пояс – один путь» нацелен на индивидуальное сотрудничество с каждой из 5 стран отдельно, поэтому говорить о каком-либо общем объединении не приходится. В итоге все попытки интеграции самостоятельные или с помощью внешних государств не увенчались успехом.
Не было бы счастья, да несчастье помогло
Новый вызов для стран Центральной Азии бросает приход Талибана к власти в Афганистане, с которым граничат 3 из 5 стран ЦА. Протяженность границы Афганистана с Таджикистаном составляет 1200 километров, с Туркменистаном – 744 км, Узбекистаном – 137 км. Кыргызстан не имеет границ с Афганистаном, однако, расстояние между афганской провинцией Бадахшан и Баткенской областью всего 300 км. Талибам понадобилось всего несколько недель, чтобы спустя 20 лет вновь вернуть себе власть в Афганистане.
Быть может перед лицом общего врага и реальной угрозой страны Центральной Азии более охотно пойдут на сотрудничество? Талибан ранее не признавал нейтралитета Туркменистана, и в случае возможного расширения своего влияния вряд ли будет считаться с ним дальше, что может объяснить такую открытость Туркменского лидера к своим соседям. 6 августа в Туркменистане впервые за 20 лет собрались президенты всех 5 республик ЦА, без участия других иностранных лидеров.
Кажется, что теперь страны открыты к диалогу, как никогда, и возможно, происходящие в последнее время на геополитической арене события, станут стимулом для совместной работы 5 стран, подтолкнут их решать проблемы, не решившиеся за 30 лет, что объединит и укрепит регион перед лицом внешних угроз.
Карим Баратахунов
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320