Наивные предположения «отцов» действующей Конституции о том, что все политические страсти будут кипеть в парламенте, а страна в это время будет спокойно жить и работать, потерпели полное фиаско. Прошедший в южной столице митинг оппозиции в очередной раз продемонстрировал, что все спорные политические вопросы в стране могут решаться только на площадях, а не в стенах законодательной власти.
Ситуация, в которой сегодня оказался Алмазбек Атамбаев, отдаленно напоминает ноябрь 2006 года, когда лидер СДПК со своими единомышленниками требовали в митинговой форме от Курманбека Бакиева смены Основного закона в сторону ограничений президентских полномочий. Теперь ситуация кардинально изменилась в сторону того, что полномочия президента и так достаточно сильно ограничены и более всего напоминают профессиональные обязанности нотариуса, который может только визировать подписью и печатью документы. Этот скромный перечень функциональных обязанностей вряд ли устраивает и самого Атамбаева. Не случайно в самом первом своем интервью после инагурации, президент однозначно заявил, что в стране действует парламентско-президентская форма правления. Та же самая форма прописана и в Конституции 93 года, на чьем возвращении настаивает квартет политиков, состоящий из лидеров партий "Ата-Журт", "Бутун Кыргызстан", "Улуттар биримдиги" и коммунистов. В этом плане противоречий между президентом и оппозицией особо не видно.
Даже школьнику понятно, что от смены Основного закона больше всего страдают полномочия премьер-министра, который сегодня определяет весь экономический курс государства. Но что может дать оппозиции отставка Бабанова, который возглавляет чисто центристскую партию «Республика»? Желание самих представителей «Ата – Журта» возглавить правительство? Но тогда как четыре лидера оппозиции будут делить одно премьерское кресло?
Партии сегодня вообще стали для региональных лидеров удобным инструментом борьбы за власть, что доказывает наличие у мэра Оша Мелиса Мырзакматова собственной политорганизации "Улуттар биримдиги". Градоначальник Оша мог быть членом и «Ата-Журта» и «Бутун Кыргызстана». Но создание им "Улуттар биримдиги" четко демонстрирует, что представители региональных элит не намерены быть членами политических организаций, где их роль и значимость носит уже заведомо второстепенный характер. Это подтверждает и создание своей партии ведущим бизнесменом страны Аскарбеком Салымбековым.
Однако активное партийное строительство в Кыргызстане никак не может избавиться от идеологических схем и догм КПСС, где на троне мог восседать только один партийный лидер, а все его окружение не имело право решающего голоса.
Еще одной особенностью текущего расклада политических сил в стране, который резко отличается от времен сноса с президентских кресел Акаева и Бакиева, стало переформатирование структуры власти. В руках изгнанных президентов были сосредоточены все рычаги власти. Но политический климат в стране после июньского референдума резко поменялся, действующая власть стала многовекторной, а на вершине ее пирамиды находится парламент. Впрочем, просто так, свалить кабмин будет нелегко, там сегодня собраны представители, как минимум 7-8 партий и за ними стоят их многочисленные сторонники, которые в любой момент могут начать свои антимитинги. Наверняка, в митинговый процесс яростно втянутся и защитники действующей Конституции. Учитывая, что фигурантов власти стало гораздо больше, то и возможная схватка за власть соответственно может быть гораздо более жесткой, чем это было в апреле 2010 года.
На политические процессы влияет и то, что на протяжении последних 20 лет в Кыргызстане не было политиков, которые бы пользовались однозначной поддержкой подавляющего населения страны. За власть могут бороться только политические межпартийные объединения, существования которых заканчивается после актуального вопроса: ребята, а кто из вас лидер? Вот и нынешний митинг оппозиции продемонстрировал, что единого лидера, который бы смог консолидировать всех оппонентов действующей исполнительной власти, пока не видно. Поэтому и набор требований сосредоточен вокруг очередной инициативы по смене Конституции. Но население итак уже окончательно запуталось в конституционных перипетиях, учитывая, что в Кыргызстане политики используют основной закон, как футбольный мяч, пиная его в нужную для себя сторону.
Одна из основных причин митинга кроется, по мнению экспертов, в борьбе региональных кланов за установление контроля над областями, доступа к сырьевым и финансовым ресурсам, а также получения желанных портфелей в исполнительной власти. Не случайно митинг проводился в канун выборов в Ошский городской Кенеш.
Все эти процессы указывают на отсутствие в стране единого политического центра, на который многие хотят претендовать, но не могут получить соответствующих полномочий от большинства кыргызстанцев. При таком сценарии ведущие политические силы могут рассчитывать лишь на поддержку своих региональных сторонников, преимущественно состоящих из родственников или земляков. Либо выводить толпу, так называемых единомышленников, исключительно за деньги. Но подобный путь партийной борьбы весьма опасен для Кыргызстана, поскольку он однозначно станет детонатором регионального противостояния, и, следовательно, раскола единого государства. В итоге превратив политическую модель страны в подобие африканского Сомали, где фактически отсутствует центральная власть и действует «демократия» региональных полевых командиров.
Игорь Шестаков,
политический обозреватель
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320