Политика
21.11.2020

Быть или не быть поправкам в Конституцию КР, решит конституционное совещание

В Кыргызстане создано конституционное совещание, цель которого – всестороннее обсуждение нового проекта Основного Закона. Соответствующий указ подписал спикер парламента, и.о. президента Талант Мамымтов.

Он выступил с обращением к гражданам республики, в котором подчеркнул, что сейчас страна переживает непростой период своего развития. По его словам, события 5–6 октября 2020 года наглядно показали, что общественность требует кардинальных и системных преобразований.

«Стало очевидным, что стране необходимо обновление путем выработки наиболее эффективной модели государственного управления. Недавно на общественное обсуждение был вынесен проект новой Конституции, который породил большие споры среди общественности. Как страна, пережившая три народных волнения, мы с пониманием относимся ко всем мнениям граждан. Хочу особо подчеркнуть, что проект Основного закона будет учитывать мнения всех сторон, для этого будут созданы все необходимые условия. Уверен, в результате выработаем согласованный проект, который станет объединяющим фактором всего народа страны и залогом дальнейшего развития республики», - сказал Талант Мамытов.

В состав конституционного совещания вошли юристы, 18 депутатов Жогорку Кенеша и общественные деятели. Возглавил его профессор, политолог Бекбосун Борубашов. Он сообщил, что конституционное совещание будет работать в течение 15-20 дней и постарается за это время обсудить все нормы и внести необходимые изменения.

Он обратился к общественности и политикам с просьбой не оскорблять авторов новой редакции Основного Закона, заявив, «кто бы ни был автором, он имеет право выражать свои мысли».

«Инициаторы — 80 депутатов. Теперь их соавторы — члены конституционного совещания. Проект собран из нескольких авторских работ», — сказал Бекбосун Борубашов.

Комментируя вопрос цензуры, которую, по мнению общественности, предусматривает статья 23 новой редакции Конституции, где говорится, что «в КР запрещаются печатные издания, в том числе издания на электронных носителях, зрелища и общественные мероприятия, противоречащие общепризнанным нравственным ценностям, традициям народа и международным стандартам, а также ограничивается или запрещается, в соответствии с законом, распространение в средствах массовой информации сведений, содержание которых может нанести вред нравственности и культуре народа», политолог заявил, что это международная норма.

«Здесь говорится, что нельзя ущемлять, оскорблять честь и достоинство. Такая норма есть в международном праве. Никакой цензуры нет», — сказал глава КС.

Он также считает необоснованной критику по поводу усиления института президента и угрозы установления авторитаризма, подчеркнув, что в новой редакции лишь «определены права, обязанности и ответственность президента», т.к. но действующей Конституции глава государства не относится ни к какой из ветвей власти.

Бекбосун Борубашов также сообщил, что Основной Закон будет писаться на государственном языке.

По мнению экс-председателя Госкомиссии по делам религий Заирбека Эргешова, в новой редакции Основного Закона закладывается конфликт между Жогорку Кенешем и народным курултаем.

«У меня вопрос: не заменяет ли курултай полномочия парламента? Есть опасение, что после принятия Конституции между двумя этими структурами может возникнуть конфликт», — сказал он.

Вызвали вопросы у членов конституционного совещания и изменения, касающиеся прав и свобод граждан. Для прояснения причины кардинальных изменений в данном разделе было решено пригласить инициаторов проекта.

«В действующей Конституции раздел прав человека хорошо прописан и признан солидными международными организациями. И когда его необоснованно меняют, это непонятно. Изменения не делают произвольно только потому, что какой-то целевой группе это не нравится. Мы должны связаться с разработчиком. Он должен объяснить и обосновать, почему внес те или иные изменения, нам нужны анализ и факты, что было не так в этом разделе действующей Конституции», - сообщила независимый эксперт Гульмира Маматкеримова.

Между тем, эксперты, общественность и многие политические силы страны уверены, что создание конституционного совещания, как и сама попытка провести референдум, незаконны.

Между тем, эксперты, общественность и многие политические силы страны уверены, что создание конституционного совещания, как и сама попытка провести референдум, незаконны.

- Полномочия парламента КР, согласно действующей Конституции, закончились 28 октября нынешнего года. Соответственно, их инициативы по конституционной реформе и проведению референдума противозаконны. Торага несуществующего в рамках правового поля Жогорку Кенеша, не может исполнять полномочие Президента, соответствтенно не может издавать указ о создании конституционного совещания, - отметил в интервью «Региону.kg» экс-спикер ЖК КР Ишенбай Кадырбеков.

Он напомнил, когда проект новой редакции Основного Закона был вынесен на общественное рассмотрение, сообщалось, что под ним, а также под законопроектом о проведении референдума по его принятию подписались 80 депутатов. Однако, на следующий день ряд парламентариев заявили, что не подписывали эти документы.

- Это вызвало большой скандал, по идее законопроект должны были отозвать, но вместо этого нелегитимный спикер, и.о. президента, созывает конституционное совещание, не обращая внимания на необходимость соблюдения законодательных процедур по проведению референдумов и действующую Конституцию КР, где в статье 114 четко прописано каким образом и при каких условиях вносятся изменения в Основной Закон. Игнорируя это, они напропалую идут иным путем, - подчеркнул политик.

Он пояснил, что, в действующую Конституцию можно вносить только изменения, следовательно ни о какой новой редакции Конституции не должно быть и речи. Согласно закону о референдуме, поступивший в ЖК КР должен рассматриваться не ранее одного и не позднее трех месяцев, при этом должно быть получено заключение Конституционной Палаты, но ни одна из этих процедур не была ранее соблюдена. Интересно, а будут ли эти нормы теперь соблюдены?

- Допустим, «подручная» команда конституционного совещания создадут некий законопроект. Возникает вопрос, когда их законопроект будет проходить всенародное обсуждение, когда он будет рассмотрен Констуционной палатой и кто их будет рассмотривать? Допустим, парламент несмотря на свою нелегитимность нагло проголосует. При этом они, надеюсь, знают, что на внесенный законопроект о референдуме они уже не смогут вносить какие либо поправки или изменения и что им остается лишь проголосовать. Таковы требования закона. При таком раскладе, попытка провести референдум 10 января вместе с президентскими выборами, исходя из действующих нормативно-правовых актов нереально. Но они все равно, неверное, намерены протащить свой проект, очевидно, будучи твердо уверенными в том, что победят 10 января и прочно закрепятся во власти, - отметил собеседник «Регион.kg».

При этом, он не понимает причин спешки с конституционной реформой, которую по указанию Садыра Жапарова затеяли так называемые депутаты.

- Если Садыр Жапаров уверен в своей победе, зачем он спешит? Став президентом, он мог бы сделать все, как положено – в рамках закона, созвать конституционное совещание, не спеша провести всенародное обсуждение, а потом референдум и т.д. Если он не уверен в своей победе, тем более не понятно, зачем он так торопится, совершая все эти антиконституционные действия, - недоумевает Ишенбай Кадырбеков.

Раскрывая суть поправок, предлагаемых внести в Конституцию, он подчеркнул, что на такую откровенную узурпацию власти до сих пор не решился ни один самый авторитарный правитель в мире.

- Если референдум протащат, то будущий президент станет единоличным властелином государства. Он будет главой исполнительной власти, сможет назначать и освобождать от должности всех членов правительства, руководителей всех ведомств, представителей правоохранительных органов, судебной власти, а его указы будут приравниваться к законам. Для того, чтобы успокоить народ, вводится, так называемый народный курултай, полномочия которого не определены, он будет собираться только по воле президента, и его решения будут иметь рекомендательный характер, т.е. они могут быть выполнены, а могут и не выполняться. Но при этом совершенно не ясно, как он будет формироватиься, работать и т.д. Авторы пишут, что эти процедуры будут регулироваться законом, т.е. по факту контроль над народным курултаем передается в руки главы государства. Т.е. разработчики поправок хотят во главу государства поставить субъекта, наделенного абсолютной властью, - пояснил собеседник «Регион.kg».

Особое внимание он обратил на ничтожную роль, которая отводится законодательной ветви власти в предлагаемой модели управления государством.

- Парламенту отводится только законотворчество, при этом президент может наложить вето на любую законодательную инициативу, которую они могут преодолеть не двумя третями голосов, а четеремя пятых голосов, что в принципе не реально. Более того в предлагаемом варианте Конституции не указывается, как будет избираться Жогорку Кенеш – пропорционально или по одномандатным округам, лишь говорится, что это будет определяться законом, - подчеркнул политик.

Если обраитить внимание на то, что сам Садыр Жапаров склоняется к выборам по одномандатным округам, делая отсылку к народу, мол, народ этого желает, потому что партийная система себя дискредитировала, то не трудно догадаться какой будет избирательная система.

- Но что такое одномандатный парламент? На сегодняшний день это самый опасный вариант. Во-первых, он не соблюдает ни гендерный, ни этнический баланс, что предусмотрено при пропорциональной системе. Это будет вариант, при котором олигархи, имеющие деньги смогут купить себе округ в пожизненное пользование, передавая его своим детям по наследству. При такой системе женщины, представителе национальных меньшинств могут и не думать о том, что они когда-нибудь попадут в парламент, и смогут участвовать в государственном управлении, - пояснил Ишенбай Кадырбеков.

Он уверен, что этого нельзя допустить, а «чаяния» народа можно решить маленькой поправкой в закон о выборах.

- В действующей Конституции написано, что избиратели выбирают не партии, а депутатов. Другой вопрос, что в конституцинном законе о выборах написали, что в бюллетень вносится наименование партии. Это серьезная ошибка, которая проитворечит Конституции. Нужно было внести всего одну поправку в статью закона и вместо слова партии написать – депутаты, и все встало бы на свои места. Также можно было разделить страну на округа, и по пропорциональной системе проводить выборы, причем, преференциально, чтобы избиратели видели не просто партии, чтобы они могли выбирать кандидатов внутри партийного списка. Все эти нормативы применяются во всем мире. Такой законопроект был внесен в Жогорку Кенеш. Но Прежние Президенты, также как и авторы новой Конституции КР не хотят этого. Очевидно, они также хотят получить подручный парламент, другие намерены приобрести пожизненное право быть депутатами, - добавил собеседник «Регион.kg».

Наталья Лобанова

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320