Несмотря на громкие обещания чиновников и депутатов парламента поддерживать и создавать условия для развития бизнеса, многочисленные предприниматели страны продолжают быть заложниками действующей государственной системы.
Когда речь заходит о ситуации с предпринимательством, я вспоминаю слова своего коллеги: бизнес Кыргызстана, словно маленький теленок – чиновники пытаются его подоить, однако теленок по природе своей молока дать не может...
Вот и текущий год начался для национального бизнес-общества не только воспоминаниями об упущенных возможностях 2012 г., но и знакомством с пакетом законодательных инициатив, которые напрямую затрагивают интересы практически каждого предпринимателя страны, включая и зарубежных инвесторов.
В законодательном экономическом пакете можно увидеть уплату предварительной суммы налога на прибыль в размере 1% с оборота (заметьте, не с прибыли), и введение латентной маркировки товаров. Ограничение ростовщической деятельности (причем распространялся законопроект не на стихийных ростовщиков, а на лицензируемые финансово-кредитные учреждения) и многое другое, что в любом ином правовом, капиталистическом государстве было бы расценено как подрыв действующего конституционного строя. Поэтому, вероятнее всего, их инициаторов лишили бы мандатов или постов, но мы – иной случай. Кыргызстан – свободная страна, в которой общество разрознено, а государственные структуры действуют противоречиво в отношении друг друга, рассматривая, при этом, каждого предпринимателя как источник личного обогащения и пропагандируя среди населения, что предприниматель - есть враг, жулик и вор.
Причем нынешний предприниматель - это не тот, кто как принято сейчас говорить, в «лихие» 90-е приватизировал за пару сотен рублей фабрики да заводы и без хитрости распродал заполученное за реальную рыночную стоимость, а нынче инвестировав в «политический бизнес – проект», получает дивиденды в виде визитов в Японию на высшем уровне.
Нет, сегодня отечественный предприниматель - это тот, кто опережает мысли других. Предприниматель – тот, кто берет риски на себя, и в отличие от государства – паразита создает.
Зарубежные примеры «экономических чудес» наглядно показали, что бизнесмены реагируют на стимулы, а основная роль государственного аппарата заключается в создании верных стимулов.
Но какие стимулы создает бизнесу в Кыргызстане наш погрязший в интригах государственный аппарат?
Пример №1: Министерство экономики долго думало и решило, что отныне предприниматели обязаны ежеквартально уплачивать предварительную сумму налога на прибыль. Пусть равен он будет 1% с оборота. И неважно, получил предприниматель прибыль в текущем квартале, либо нет; в текущем квартале он обязан уплатить 1% с оборота квартала предыдущего. К чему ведут такие стимулы? В первую очередь, к оттоку денежных средств кыргызстанцев за рубеж! К примеру, в Казахстан.
Пример №2: Разработан проект закона «О введении изменений и дополнений в закон КР «О таможенных тарифах». Предлагается изменить тарифы по 82 субпозициям, большую часть из них предлагают обнулить, а оставшуюся - повысить вдвое-втрое, дабы восполнить недодачу в бюджет. И на первый взгляд, кажется, что государство, наконец, решило позаботиться об отечественном бизнесе. Но если вчитаться в законопроект, с одной стороны, мы видим, что правительство предлагает обнулить таможенные ставки, когда речь идет об импорте российского товара, Но в то же время документ предусматривает повышение вдвое-втрое налоговых ставок на другое зарубежное сырье и товары, прежде всего, китайское, которое является для отечественных бизнесменов предметом дальнейшего реэкспорта или сырьем для производства местной продукции. К примеру, речь идет о швейной отрасли. В этой связи, не сложно представить, о чем думает государство, когда упраздняет конкурентный рынок импортных поставок, создавая монополию только для одного производителя.
Пример №3: Все началось еще во времена правления семьи Акаевых и их приближенных. Тогда одна из прибалтийских компаний завезла оборудование по изготовлению акцизных марок. По «счастливой» случайности именно эта компания выигрывает тендер на выпуск акцизов (если кто-то никогда не распивал алкогольные напитки, то акциз – маленькая бумажка, что легко приклеивается на любую бутылку). Ввели акцизную марку, стоимость увеличилась, население отреагировало на повышение цен отказом либо сокращением в приобретении продукции, как следствие производитель понес убытки. Зато прибалтийцы и несколько любителей откатов в «шоколаде». Но и этого оказалось мало. Оборудование есть, а работает не на полных мощностях. Вот тогда и появилась инициатива под названием проект закона КР «О латентной маркировке товаров». Принцип аналогичен, лишь сфера применения иная. Если акциз охватывает табачную и алкогольную продукции, то латентная марка (такая же, по сути, бумажка) наносится на бутылки для воды, напитков, соков, консервных банок и иной продукции каждодневного потребления. Самое интересное - это то, что после бегства Акаевых, данный закон был упразднен. Однако уже через год при Бакиеве поняли, что это хорошие доходы «из воздуха» и ввели его вновь. Но и это не все. Через некоторое время после 7 апреля этот закон вновь был упразднен. Но уже в конце 2012 года, проект закона всплывает вновь в коридорах кабмина и ЖК.
Аналогичных инициатив, к сожалению, можно привести десятки. С их помощью можно окончательно добить, как «хромое и босое» кыргызстанское производство, так и уничтожить прибыльную сферу услуг.
В итоге представители бизнес-сообщества видят, что предыдущие чиновники отличаются от нынешних лишь именами и объемом обещаний. Паразитическая политика давления на бизнес и доведения до банкротства предпринимателей с каждым новым режимом лишь крепчает.
Не нужно быть особо проницательной личностью, чтобы понять, что причиной приведенных выше примеров инициатив является отсутствие денег в госбюджете. Единственным выходом из ситуации, судя по инициативам правительства и парламента, является «дойка» «зажравшегося бизнеса» до полной ее капитуляции.
Бизнес в отличие от государственного аппарата – механизм более практичный и оперативный. Предприниматели не станут дожидаться момента, когда будут вынуждены горбатиться днями и ночами и при этом останутся еще и в должниках. Произойдет отток средств, а самое главное здравомыслящих людей – единственной надежды на возрождение нашей деградировавшей и обнищавшей нации.
Чынгыз Джумагазиев
эксперт, основатель проекта «BUSINESSTALKS»
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320