Эпохальное событие, о котором говорили повсеместно, все-таки требует своего осмысления. Как и почему был возможен затяжной приграничный конфликт, кто и что за этим стояло – на вопросы «ВЭС 24» отвечает директор Центра экспертных инициатив «Ой Ордо», политолог Игорь Шестаков. Часть 2. Продолжение
Узбекистан показал пример
– Существует экспертное мнение, что наиболее успешно в Центральной Азии решает свои приграничные споры Узбекистан. С чем это может быть связано?
– Был случай, когда из-за приграничных разногласий Ислам Каримов и Алмазбек Атамбаев даже руки не пожали на одном из саммитов… Но многое изменилось с приходом Шавката Мирзиеева. Новый глава государства с первых шагов своего президентства обозначил в числе основных приоритетов внешней политики Узбекистана налаживание добрососедских и взаимовыгодных партнерских отношений с государствами региона.
Об этом свидетельствует рост товарооборота республики со странами ЦА, если в 2016 году он составлял $2,5 млрд, то по итогам 2024 года этот показатель достиг $7 млрд.
От прежней политики «закрытых дверей» Ташкент перешел к внешней политике максимальной открытости. Могу сказать на своем личном примере, в 2004 году мое прохождение границы с Узбекистаном в районе анклава Сох составило более одного часа, сейчас это всего несколько минут. В целом процедуры пересечения границы максимально упрощены, жители из приграничных районов получили возможность свободного передвижения и общения, было восстановлено автобусное сообщение. Кыргызстанцы присоединились к многочисленным туристам, которые ежегодно посещают Узбекистан.
Все эти меры положительно сказались на эффективном наращивании торгово-экономических связей и со странами ЕАЭС, где Узбекистан получил статус наблюдателя. Повторюсь, все это случилось во многом благодаря интеграционной политике Мирзиеева.
Кстати, на одной из консультативных встреч лидеров региона президент Узбекистана акцентировал внимание на создании системы зон приграничной торговли с унифицированными правилами и упрощенными процедурами поставок товаров. Между Кыргызстаном и Узбекистаном были не только урегулированы все спорные пограничные вопросы, но нормализовалась ситуация в приграничных районах, поскольку ранее там часто возникали инциденты. Эти радикальные перемены безусловно укрепили и безопасность в Ферганской долине, что гарантирует спокойную работу инвесторам.
«Сначала летели камни, потом – снаряды»
– Если вспомнить конфликт на кыргызско-таджикской границе в 2021-м, то вот как его описывали СМИ: «Триггером для военного столкновения стал бытовой конфликт: таджикская сторона начала устанавливать камеры видеонаблюдения возле того же водозабора. В ответ жители кыргызского села Кок-Таш попытались остановить работы и демонтировать камеры. Произошла стычка, за ней – взаимные обстрелы между жителями, а затем и пограничниками обеих стран». То есть камеры – некий повод, но предмет-то оказался гораздо глубже...
– Я уже говорил, но повторюсь. Вооруженные конфликты на кыргызско-таджикской границе долгие годы носили бытовой характер, и лишь затем они переросли в жесткие столкновения. Если прежде самым распространенным «средством» выяснения отношений был камень, то в 2014 году таджикская сторона стала использовать минометы и гранатометы.
Тогда поводом стало строительство объездной дороги мимо таджикского анклава, в Бишкеке считали, что ее строят на кыргызской территории, а в Душанбе – на спорной, пограничной линии. В итоге словесная перепалка военных переросла в вооруженное противостояние. В том же году поконфликтовали из-за водно-земельных вопросов сельские жители, в столкновениях приняло участие до 1,5 тысяч человек. Так что, ситуация накалялась ежегодно…
Что касается детали в вашем вопросе: в 2021 году споры произошли не из-за установки видеокамер, а из-за распределения воды в период посевной кампании. И эти разногласия стали поводом для полномасштабных боевых действий с привлечением артиллерии и военной авиации.
Как я уже говорил, в советское время границы носили условный характер. К примеру, жители Таджикистана пасли скот, брали воду на территории, как в бытность СССР, но появились независимые государства со своими границами.
Как правильно в свое время заметил один из руководителей Баткенской области, «люди должны чувствовать границы, но пока их не чувствуют». В 2022-м военные столкновения вновь повторились, за два года потери составили примерно 250 человек. А всего за годы независимости произошло 230 конфликтов с применением оружия.
По свидетельствам очевидцев, в 2021 году в районах боевых действий появились некие группы «бородачей», которые явно следили за ситуацией, вполне возможно, что это были разведчики из террористических группировок Афганистана. По оценкам Совета безопасности КР, в Афганистане может находиться до 100 тысяч боевиков. Ситуация в Сирии тоже показывает, что жителей Центральной Азии активно используют в качестве джихадистов, по разным оценкам, их количество может составлять от 15 до 20 тысяч человек.
Учитывая боевой опыт головорезов, вполне возможна и их переброска в регионы ЦА с целью дестабилизации политической обстановки по уже отработанному сценарию «арабской весны».
Учитывая потенциальные угрозы в Ферганской долине, негативные сценарии были явно на руку деструктивным силам, которые хотят свергнуть светские режимы правления в ЦА. Поэтому то, что руководство Кыргызстана и Таджикистана путем мирных переговоров поставили точку в определении границ своих стран, является историческим решением, которое укрепляет безопасность.
– Говорят, что Баткенская область указом Акаева появилась не просто так – она якобы и была для того создана, чтобы прекратить пограничный конфликт?
– Баткенская область появилась после вторжения боевиков Исламского движения Узбекистана в 1999 году. Акаев ошибочно считал, что миролюбивая политика Кыргызстана не требует особого внимания к укреплению пограничных рубежей.
За год до вторжения я проехался по Баткенскому району, где услышал от сельских жителей, что явно неместные люди стали чаще бывать в приграничных селах и узнавать оперативную обстановку. О чем и написал в местных СМИ. Через год боевики ИДУ вновь вторглись, но военные Кыргызстана уже были готовы к негативному развитию событий.
Однако те события в дальнейшем не повлияли коренным образом на завершение процесса демаркации и делимитации границы. К конфликту 2021 года было согласовано порядка 70% границы, остальные участки были спорными. Более того, на вопросы границы влияла и бурная политическая жизнь Кыргызстана с митинговыми кампаниями по смене президентов. Об этом нам напрямую говорили представители экспертного сообщества Таджикистана на закрытой дискуссии, организованной Фондом Горчакова в феврале 2022 года.
По их мнению, сложно решать пограничные вопросы со страной, где многое в политической жизни решают уличные протесты. Но тандему Жапаров – Ташиев удалось доказать свою политическую состоятельность. В свою очередь президент Таджикистана находится сейчас в процессе предстоящего транзита власти, что тоже сыграло свою роль в достижении политических компромиссов и дипломатического консенсуса.
О сложностях диалога с Душанбе глава госкомиссии от КР, председатель ГКНБ Камчыбек Ташиев подробно рассказывал депутатам Жогорку Кенеша при ратификации соглашения. За исключением одного парламентария все остальные проголосовали за. Данная ситуация, как и горячие дискуссии кыргызстанцев по соглашению в соцсетях, говорит о том, что вопрос решен только на официальном уровне. А общественности и, прежде всего, жителям приграничных территорий, чьи дома и земельные участки подлежат обмену, еще предстоит поддержать решения властей.
Подписать соглашение – это одно, а реализовать его на конкретной территории – совсем другое. Но в любом случае мы соседи, которых связывает почти тысяча километров общей границы, и нам надо жить в дружбе и взаимопонимании с учетом экономических и внешнеполитических факторов.
– Что касается роли ОДКБ в решении именно приграничных вопросов в странах Центральной Азии, то какой вы ее видите? И второй момент – экономическое развитие регионов, как оно будет развиваться после долгожданного перемирия? Какова в этом может быть роль ЕАЭС?
– Подписание соглашения по границе должно укрепить в ЦА позиции ОДКБ, это, что называется, вопрос бесспорный. Но еще немного истории.
Когда весной 2021-го на кыргызско-таджикской границе развернулись боевые действия, то как раз в эти дни проходило заседание секретарей Советов безопасности ОДКБ. Данный факт буквально пытались «притянуть за уши», как принято говорить, фейковые аккаунты из соцсетей, в которых словно по команде появились комментарии о том, что ОДКБ якобы изжила себя в роли гаранта региональной безопасности. А в качестве альтернативы в Ферганскую долину необходимо дислоцировать… военные базы стран НАТО, турецкий военный контингент.
Этими «предложениями» прониклись некоторые эксперты, которые вспомнили про мифический турецкий пиар – проект армии «Туран», – наделив его функциями некой реальной силы. Такая информационная кампания вряд ли раскручивалась с колес – она, похоже, имела заказчиков и соответствующее финансирование. Тогда мы – представители экспертного сообщества – на базе государственного информагентства «Кабар» провели круглый стол, чтобы пресечь попытки раскачать информационную войну вокруг конфликта.
Как я уже говорил, руководящие структуры ОДКБ были заинтересованы в переговорном процессе, учитывая, что Кыргызстан и Таджикистан являются членами этой организации. Поэтому со стороны ОДКБ было оказано содействие в установлении межгосударственного диалога. Задача ОДКБ и заключается в том, чтобы подобных горячих точек в зоне ее ответственности не было.
Достигнутые пограничные договоренности будут способствовать более эффективной реализации программы организации по обеспечению безопасности и таджикско-афганской границы. Символично, что соглашение было подписано в год председательства Кыргызстана в ОДКБ.
Что касается второй части вашего вопроса, то, безусловно, Кыргызстан, как страна – член ЕАЭС, может играть важную роль в экспорте таджикской продукции на рынки стран – участниц организаций. До закрытия КПП таджикская сельхозпродукция была востребована в Кыргызстане, также территория нашей страны использовалась для транзита экспортной продукции из Таджикистана в Россию.
Согласно статистике, товарооборот между странами ЕАЭС и Таджикистаном ежегодно растет, в 2024 году он составил 3,3 млрд долларов, увеличившись по сравнению с 2023 годом на 38,5%. Многие таджикистанцы использовали авиасообщения Бишкека и Оша с российскими городами, особенно в постпандемийный период. Так что, Кыргызстан служил и воздушными воротами для многих граждан соседней республики в страны ЕАЭС. Уже возобновилось и ранее прерванное авиасообщение между нашими государствами, что подтверждает важность достигнутых договоренностей в деле нормализации двухсторонних отношений.
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320