Ежегодно жертвами автомобильных аварий в Кыргызстане становятся тысячи человек. Только с начала ноября этого года по официальным сводкам на дорогах республики в результате ДТП погибли более 20-ти человек
Причины автокатастроф разные – водитель не справился с управлением, превысил скорость, пренебрег правилами дорожного движения, сел за руль в не трезвом состоянии... Результат один – погибли люди. И с каждым днем дорожно-транспортные происшествия, убивающие кыргызстанцев, случаются все чаще, из чего сам собой напрашивается вывод, что ситуация с безопасностью движения на дорогах значительно ухудшилась, более того сохраняется тенденция к ее усугублению.
По мнению экспертов, сложившаяся ситуация – это следствие копившихся годами проблем. Первой из них профессор Кыргызского Национального Университета, руководитель лаборатории политико-правовых исследований Кайрат Осмоналиев называет не квалифицированность большинства водителей, учитывая, что сейчас водительское удостоверение в свободной «продаже» может приобрести любой желающий.
- Купля-продажа «липовых» водительских удостоверений, которая с 90-х годов началась, и на которой многие целый бизнес делали, нам боком выходит. Большинство аварий происходит из-за того, что за руль садятся люди, не обладающие достаточными навыками вождения. Плюс к этому имеет место деформация правовой культуры водителей и их правосознания как такового. Во всех сферах общества наблюдается «праздник не послушания», при котором царит вседозволенность, безнаказанность, которая в том числе проецируется и на сферу дорожной безопасности, влияя на поведение на дорогах участников движения, - подчеркнул собеседник «Регион.kg».
В свою очередь основной причиной «абсурда и бардака», творящегося на дорогах, Кайрат Осмоналиев считает коррупцию, как незаконную, так и предусмотренную самим законодательством.
- По идее закон и уголовный кодекс должны быть сдерживающим фактором в поведении водителей. Но мы видим, что этого нет. Законодательство не выполняет свою профилактическую функцию. У нас также нет жесткой правоприменительной практики. К этому привела целенаправленная либерализация уголовного законодательства. Сегодня, что есть закон, что его нет, разницы никакой. Например, если водитель задавит пешехода, всегда остается вероятность, что при наличии откупных денег, он запросто может уйти от ответственности, потому что само законодательство это сейчас позволяет. Кроме того, раньше правоохранительные органы были полномочны принимать решения по ДТП, а сейчас они лишь в роли посредников выступают. И это тоже поле для коррупции, так же как и в сфере проведения экспертиз по ДТП, одна экспертиза дает одно заключение, другая – совершенно иное. Я бы это назвал организованным бардаком, хаосом, - подчеркнул Кайрат Осмоналиев.
Между тем, по мнению эксперта, государство имеет достаточно ресурсов, чтобы навести порядок в вопросах безопасности дорожного движения.
- У нас не большая страна, и если бы чиновники об этом задумались, то проблему можно было бы уже давно решить. Прежде всего, необходимо персонализировать ответственность за ситуацию в данной сфере, т.е. определить, кто в этой стране будет отвечать за безопасность на дорогах. Но пока я не вижу, кто бы это мог быть. В принципе эти вопросы должны быть в сфере ответственности вице - премьеров Зилалиева и Исраилова, учитывая, что вопросами безопасности на дорогах перед своей гибелью занимался Темир Джумакадыров, и сейчас имело бы смысл вернуться к его плану, провести ревизию, доработать некоторые индикаторы и начать реализовывать его, - отметил собеседник редакции.
Кроме того, Кайрат Осмоналиев считает, что большую роль в обеспечении безопасности на дорогах могла бы сыграть система «Безопасный город», внедрение которой опять же благодаря коррупционной составляющей отложено на неопределенный срок.
- Эта система в разы бы снизила разгильдяйство на дорогах, повысила бы дисциплинированность и «отрезвила» водителей, когда нарушителей начали бы наказывать финансово. У нас не стало бы таких правонарушений, как то встать на «зебре», заступ сделать, не пропустить пешеходов, проехать на запрещающий знак и т.д. И все эти вещи в комплексе нам бы сейчас совсем другую картину дали. Но опять же «безопасный город» погряз в коррупции, у истоков которой стоял один из кандидатов в президенты, который является депутатом Жогорку Кенеша. Он в свое время «зарубил» проект, а потом заявил, что он «не глядя» документ подписал. Мол, ему бумаги принесли под новый год, когда он шампанское пил и не ведал, что подписывает. Это нормальный ответ? В итоге проект, который максимум в 20 миллионов долларов обошелся бы, теперь выходит под 80 миллионов, при этом неизвестно, когда он будет внедряться, и платим мы за это жизнями наших граждан, - добавил эксперт.
В заключение собеседник «Регион.kg» подчеркнул, что проблему с безопасностью движения на дорогах необходимо решать комплексно, потому что отдельные меры результата не дадут.
- То, что творится у нас сейчас в сфере дорожной безопасности – это кошмар, абсурд и бардак, это три слова, которые характеризуют ситуацию, и принятием отдельных мер, например, увеличением штрафов, ее не исправить, потому что такие меры лишь преумножат коррупцию, - отметил Кайрат Осмоналиев.
Наталья Лобанова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320