Общество
29.05.2023

Барских можно, Долиной - нельзя: как в Казахстане «отменяют» российских артистов

Вчера в Казахстане начались гастроли популярного украинского певца Макса Барских. С широким казахстанским гостеприимством артиста облобызали в своих объятиях молодые жители «многовекторной» страны. Он ответил им взаимностью. Поблагодарил за моральную поддержку Украины в тяжелые минуты… Другие пользователи многочисленных пабликов задались вопросом: «А где же, российские вокалисты? Неужели они забыли своих поклонников в Алматы, Астане?». Мы попытались честно ответить на этот вопрос.

С российскими артистами в РК складывается забавно-парадоксальная ситуация, которую можно поэтически охарактеризовать казусом меж Сциллой и Харибдой. С одной стороны, в Казахстане «отменяют» российских артистов, поддержавших или нейтральной воспринявших СВО, с другой – политес и экономика требуют осторожности и с артистами русофобствующими; а ну как северный сосед «Дружбу» перекроет?..

Укро-казахстанские любители искусства

Для начала расставим все точки над «ё» и прочими буквами. Культура – это политика. Если кто-то вам говорит, что культура может быть вне политики, то этот человек либо врет, либо идиот – и неизвестно, что хуже. Культура – это способ трансляции и рецепции смысловых блоков, являющихся регулятивными для масс людей. Еще неизвестно, кто больше раскачал революционный пыл французов: Марат с Дантоном и Робеспьером или заштатный офицерик Руже де Лиль, написавший «Марсельезу», под которую революционные французы громили всю Европу. Итак, давайте запомним – культура и все, что около культуры ни при каких обстоятельствах не может находиться вне политики просто в силу своего колоссального (на наш взгляд, чрезмерного) влияния на массы. Культура, если угодно, - это концентрированная политика, просто актуализирующая себя не через трибуну, а через сцену и подмостки.

Можно ли разделить деятелей культуры на хороших и плохих? Нет, если мы говорим о политическом срезе, а не культурологическом, в котором оценку должны давать профессиональные культурологи и искусствоведы. В политическом поле те или иные деятели культуры будут ранжироваться и уже ранжируются исключительно по своим идеологическим предпочтениям.

Именно поэтому, когда тот или иной российский артист заявляет о своих гастролях, скажем, в Казахстане, то местные агенты политического влияния (они могут быть закамуфлированы под общественников, «неравнодушных граждан», активистов, более того, сами верить в то, что агентами не являются) начинают гвалт, основанный исключительно на политологическом (очень примитивном), а не искусствоведческом анализе. Если, скажем, деятель замечен в поддержке СВО, как, например, Лариса Долина, то в Караганде вдруг «поднимается глас народный» - разумеется, инспирированный местными русофобами на содержании у всевозможных западных НПО – о недопустимости такого выступления, ибо «северный Казахстан», «русские-колонизаторы», «мы – великие кочевники, у нас своя музыка», «братушкi-украинцi» и прочий неоригинальный бред казахстанских наци, которые не менее тупы в своих пещерных аргументах, чем украинские.

Кстати, об украинцах. Значительная часть информационных кампаний против российских артистов в Казахстане делается либо в тесной коллаборации с украинскими активистами, либо прямо под их управлением. Поскольку националистический сегмент в странах бывшего СССР находится под прямым кураторством Лондона и Вашингтона, то стилистика и почерк казахстанских и украинских националистов практически неразличим.

Гвалт поднимается и против тех артистов, которые в особой поддержке СВО замечены не были, но и на Россию ведра помоев не вылили. Под раздачу, например, попала певица Полина Гагарина, совершенно нейтральная и вполне гламурная дама. Ей укро-казахстанские активисты не смогли простить выступлений на государственных концертах. Давайте оценим и разберем пафос воззвания одного казахстанского инфлюенсера с вполне кочевыми именем и фамилией Владимир Волошин. Вот что он написал относительно Гагариной и агентства, которое занималось ее концертом, в одной из социальных сетей:

«Что вами движет, когда вы приглашаете в Казахстан известную российскую z-артистку, резервируя под ее выступление Almaty Arena на 12 тысяч зрителей? Какую выгоду (кроме, естественно, денег) вы рассчитываете получить, после того, как общественное мнение в нашей стране навсегда свяжет репутацию вашего агентства и Полины Гагариной, концерт которой вы решили организовать?»

Последняя часть спича у Волошина (он редактор какого-то бизнес-журнала и, судя по всему, яркий представитель казахстанских прозападных яппи) получилась совсем мутной, но эмоциональный смысл понятен: «Доколе! Мораль! Нравственность! Гибнущие дети Конотопа!» Здесь нет даже попытки внятно сформулировать свою позицию (полагаем, этот гражданин просто не умеет этого делать), а только самая примитивная манипуляшка на нерве и эмоции. Однако вброс рабочий – если кто-то являющийся сколько-нибудь медийной персоной пристыдил, да еще и так истерично, наверное, он имеет на это право; наверное, z-артисты – это действительно плохо, думают ведомые массы.

Отметим, что за последний год в Казахстане были отменены концерты «Хора Турецкого», спектакли московского театра LA' Театр, ряда других артистов. Но тут есть закавыка вполне себе бинарного типа.

Чума на оба ваши дома

Мы не будем сейчас рассуждать о том, что Токаев находится в сложной ситуации, унаследованной от предшественника, когда общественно-политическое поле и пресловутый «глас народа» передан на откуп западным фондам, но отметим, что политическая система Казахстана действительно очень уязвима. Она чрезвычайно зависима от Запада. Но и от России зависима не меньше. Данная конфигурация создает некоего гомункула о двух головах, одна из которых требует не пущать зет-артистов, а другая с осторожностью смотрит на гастроли вполне себе кошерных, то есть «заукраинских» артистов, имеющих в России приставку ИА (иностранный агент). Не поймут-с на севере… А у нас бизнес, «Север-Юг», нефть, а тут какой-нибудь Галкин или другой гаер шабаш в Астане устроил… Конфузно.

Короче, одна голова требует запретить одних артистов, другая – других, в сумме, получается, лучше никаких артистов из России не приглашать. Но вариант сомнительный, ибо в Казахстане, кроме Кудайбергена, артистов-то и нет. Если с хлебом не ахти, а еще и зрелищ не будет для местного народа – совсем швах. Короче, сверхидиотская ситуация, которая красноречиво говорит, что иногда лучше иметь одну голову, а не две.

asia24.media

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320