Глобализация играет ключевую роль в современной геополитике и экономике. Она способствует унификации социальных, экономических и культурных отношений. В результате глобализации формируются основные субъекты мировой экономики, определяются геополитические центры и разрабатываются стратегии действий. Для объединения стран с различными политическими системами, традициями и ценностями важными аспектами являются безопасность и торгово-экономические отношения.
На современном этапе развития глобальной экономики доминирующей тенденцией является активное продвижение региональных интеграционных процессов. Инициатива по созданию большого Евразийского партнерства, включающего Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) и БРИКС, приобретает очертания и становится новой интеграционной формулой в международных отношениях.
В Центральной Азии интеграционные процессы существенно зависят от общих вызовов в области безопасности, с которыми сталкиваются государства региона. Кроме того, ЦА обладает важными запасами природных ресурсов, которые привлекают внимание мировых держав и соседних государств.
Географическое положение региона имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, государства Центральной Азии находятся на пересечении торговых путей между Севером и Югом, Востоком и Западом, что благоприятно с экономической точки зрения. С другой стороны, сохраняется угроза со стороны исламского радикализма.
ЦА оказывается в фокусе внимания ведущих держав и международных организаций. Она становится полем широкого сотрудничества и ареной соперничества различных сил за свое влияние. К примеру, Европейский союз обладает специальным представителем по вопросам Центральной Азии, а также разработанной региональной стратегией для данной территории. В тоже время, американский формат институционально нестабилен. Понимание США своих интересов в ЦА регулярно меняется, что связано с сменами администраций в Вашингтоне. На сегодняшний день оба западных формата переживают кризис из-за провального результата войны в Афганистане и временной потери интереса к региону на Западе. Кроме того, существует непонимание того, как строить отношения с Центральной Азией в контексте украинского кризиса.
В Кыргызстане США и ЕС преследуют схожие цели, как и в отношении других стран Центральной Азии. Они стремятся оторвать эти страны от России и утвердить свое влияние, используя внутренние конфликты. В данном процессе они активно взаимодействуют с некоммерческими и неправительственными организациями (НКО и НПО), которые являются проводниками западного влияния.
В начале июля 2023 года в КР были внесены поправки в законы, направленные на усиление государственного контроля над НКО и НПО, особенно в финансовой сфере, что вызвало резкую критику со стороны Вашингтона и Брюсселя. В ответ на письмо госсекретаря США Энтони Блинкена, выразившего обеспокоенность относительно законопроекта, президент Кыргызстана Садыр Жапаров 12 февраля указал на «вмешательство во внутренние дела» страны.
«С сожалением отмечаю, что в вашем письме имеются признаки вмешательства во внутренние дела нашего государства. (...) Единственная моя просьба — не вмешивайтесь во внутренние дела нашей страны», — ответил Садыр Жапаров.
Следовательно, понятно, почему Кыргызстан поддерживает углубление интеграции в рамках СНГ и ШОС. Процесс объясняется прагматичным подходом: укрепление взаимодействия между блоками и союзами, в которых участвует республика, обеспечивает ее экономическую независимость, региональную безопасность и способствует росту благосостояния населения. В условиях современных глобальных вызовов и «гибридных войн» со стороны Запада, такие гарантии безопасности и перспективы развития доступны далеко не всем странам.
В последние десять лет евразийское пространство стало одним из мировых центров интенсивного развития процессов экономической интеграции. Создание сначала Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Казахстана и Белоруссии, а затем Евразийского экономического союза с присоединением к нему Армении и Кыргызстана, привело к появлению в Евразии общей таможенной зоны с населением более 180 млн. человек. Главная задача стран-участниц Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) заключается в сохранении способности к управляемой интеграции в новые центры экономического роста, политическому суверенитету и региональной субъектности. В итоге, страны могут претендовать на больший геоэкономический вес, чем это было бы возможно на национальном уровне. Важно отметить, что в 2016 году начала действовать зона свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и Вьетнамом, а интерес к созданию зон свободной торговли с ЕАЭС проявляют уже более 40 стран.
Таким образом, возникают новые «центры силы», основанные на равноправном сотрудничестве суверенных государств и консенсусе в принятии общих решений. Сложившийся геополитический расклад приводит к смене мировой гегемонии США и их союзников.
В условиях геополитической нестабильности наблюдается устойчивый рост важности Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) как механизма для урегулирования региональных и мировых проблем. Эта международная организация, объединяющая крупнейшие страны Евразии, стала платформой для диалога и сотрудничества в условиях турбулентности международных отношений.
ШОС активно способствует разрешению конфликтов и содействию стабильности в регионе, что сегодня становится все более важным. Организация активно работает над развитием торговых и экономических связей, укрепляя взаимную связь стран-членов и смягчая влияние нестабильности на их отношения. Наряду с этим, ШОС играет важную роль в содействии миру и сотрудничеству в области безопасности, что становится ключевым фактором в условиях усиливающихся геополитических рисков. Все это свидетельствует о растущей значимости Шанхайской организации сотрудничества как в практическом, так и в научно-экспертном плане.
В рамках ШОС была утверждена дорожная карта государств-членов по увеличению доли национальных валют во взаимных расчетах. Доля рубля в экспортных операциях РФ со странами ШОС уже превысила 40%. В двусторонних взаиморасчетах нацвалюты постепенно вытесняют доллар и евро. Россия и Кыргызстан осуществляют 83% взаимной торговли в рублях и сомах, а Россия и Китай — свыше 80% в рублях и юанях.
На заседании Совета министров иностранных дел государств-членов Шанхайской организации сотрудничества 21 мая министр иностранных дел Кыргызстана Жээнбек Кулубаев подчеркнул, что ШОС находится на новом этапе развития в условиях сложной глобальной и региональной обстановки. Для эффективного противодействия возникающим угрозам организации необходима долгосрочная стратегия. В связи с этим Кыргызстан уделяет большое внимание разработке стратегии развития ШОС до 2035 года. Кроме того, для укрепления сотрудничества и расширения контактов с заинтересованными странами и международными организациями Кыргызстан акцентирует важность принятия Дорожной карты, которая способствует укреплению взаимодействия между государствами-членами ШОС и партнерами по диалогу.
Евразийский экономический союз (ЕАЭС), несмотря на критику со стороны некоторых противников, также остается одним из самых перспективных интеграционных образований на постсоветском пространстве. Последние статистические данные подтверждают, что Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан и Россия сумели нарастить взаимную торговлю, что положительно сказалось на их внутреннем валовом продукте. В сравнении с ситуацией в странах Евросоюза и на Украине, состояние в ЕАЭС, даже при санкционном давлении на Минск и Москву, выглядит более чем обнадеживающим.
Недавно в Москве состоялся юбилейный саммит ЕАЭС, и его успешное проведение говорит о том, что союз делает медленные, но верные шаги к большей интеграции, поддержке и развитию евразийского пространства. Участие всех лидеров стран Евразийского экономического союза, в том числе представителей Узбекистана и Туркменистана, подчеркивает важность интеграционной инициативы.
ЕАЭС и ШОС развивают взаимодействие. Диалог ЕАЭС и ШОС с акцентом на обмен практическим опытом по вопросам экономической повестки призван обеспечить более комфортные и предсказуемые условия для общего развития.
В странах «свободного мира» вызывает беспокойство развитие структур, таких как ШОС, а также укрепление взаимодействия постсоветских государств в рамках СНГ и ЕАЭС. США и их союзники стремятся контролировать происходящее на Евразийском континенте и противостоять укреплению позиций Москвы и Пекина — традиционных игроков в Центральной Азии.
Опасения Запада не безосновательны. Страны, входящие в СНГ и ШОС, предпринимают решительные шаги по снижению зависимости от США и ЕС. Это включает переход на расчеты в рублях и юанях вместо долларов и евро, сюда же входят планы по интеграции китайской инициативы «Один пояс, один путь» с Евразийским экономическим союзом.
Международные организации активно ищут новые стратегии развития, учитывая обстановку и процессы в странах-участниках и соседних регионах. В условиях мирового экономического спада экономическое сотрудничество и взаимодействие через транснациональные логистические коридоры представляют выгоду для государств. Поддержание доверительных межгосударственных отношений в евразийском регионе, основанное на реализации инфраструктурных проектов, трансформации экономических систем и развитии гуманитарных каналов помощи, способно преодолеть множество преград.
Современный мир движется к многополярности — это не просто теоретические размышления, а реальный процесс, который можно наблюдать повсюду. Все больше государств заявляют о своем праве не только сохранять, но и защищать свою уникальность и суверенитет в ответ на постоянные попытки Запада установить мировое господство. Эти страны стремятся активно участвовать в формировании новых правил, которые будут определять не только их собственное будущее, но и направление развития человеческой цивилизации во всем ее многообразии.
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320