Свежеиспеченный вице-премьер по безопасности, правопорядку и вопросам границ Шамиль Атаханов, на днях принесший присягу справедливого управления страной в рамках своих полномочий, с новыми силами и энтузиазмом взялся искоренять нашу непобедимую пока коррупцию.
Политическая воля есть!
Вице-премьер-силовик выступил с докладом «Антикоррупционная политика в Кыргызстане», раскритиковав многие предыдущие шаги часто сменяющихся в нашей стране правительств, каждое из которых в первую очередь традиционно поднимало флаг борьбы с этим злом, создавая ведомства, подразделения, стратегии. Но воз, как известно кыргызстанцам, и ныне там.
Напомним, что нынешний президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев стал говорить о борьбе с коррупцией, начиная с инаугурационной речи в декабре 2012 г.: «Если не искореним все ее проявления в нашем обществе, то будущее нашей страны под угрозой». Три месяца назад на заседании Совета обороны, посвященном борьбе с этим злом, глава государства заверил, что «у руководства есть политическая воля устранить коррупцию. Хочу предупредить всех руководителей, членов правительства, депутатов, судей, прокуроров и других госслужащих, что коррупционерам не будет пощады. Вор должен сидеть в тюрьме!»
В последние месяцы в Кыргызстане наблюдается прямо обвал новостей с фронта антикоррупционной борьбы. Только за три неполных недели марта поступили сообщения из Нарынской, Иссык-Кульской области, Бишкека.
Антикоррупционная служба Госкомитета по национальной безопасности Кыргызстана (АКС) на днях сообщила о целом ряде случаев злоупотребления своим положением должностных лиц. Так, в Нарынском регионе и одноименном районе чиновники от архитектуры и подрядчик работ, ОсОО «АНТЖ», при реабилитации канала «Эчки-Баши» приписали и растратили свыше1 млн. 650 тысяч сом (свыше 35 тыс. долл.). 6 марта 2013г. ГКНБ возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных ст. 171 (присвоение или растрата вверенного имущества), 221 (злоупотребление полномочиями служащих коммерческих или иных организаций) и 304 (злоупотребление должностным положением) Уголовного кодекса КР.
Отрадно, что взялись и за сферу образования. По инициативе Общественного экспертного совета по вопросам образования при Президенте КР для совершенствования законодательства путем выявления в действующих законах и иных нормах коррупциогенных факторов, оценки степени их коррупциогенности и разработки рекомендаций по вопросам внедрения превентивных антикоррупционных механизмов образована рабочая группа по антикоррупционной экспертизе. Ей предстоит за три месяца сделать антикоррупционную экспертизу законов «Об образовании», «О дошкольном образовании», «О начальном профессиональном образовании», «Об организации питания учащихся в школах» и подготовить свои предложения, которые затем обсудит Общественный экспертный совет.
Это решение принято как нельзя более своевременно: не далее как вчера автор этих строк случайно разговорилась в маршрутном такси с женщиной, везущей ребенка двух лет из детсада. Она рассказала, что, поскольку сейчас в Бишкеке не хватает мест в детских дошкольных учреждениях, она не нашла подходящего детсада в Свердловском районе, где проживает. Поэтому удалось устроить ребенка в садик в центре столицы, по ул. Боконбаева. Оплата составляет 2 тысячи сомов в месяц, но взяли туда ребенка, только после врученного директору заведения конверта с 10 тысячами сомов, называемого среди родителей «входным билетом». А в этой группе – 40 детей. Считайте сами.
Чем схож Кыргызстан с Израилем и Финляндией?
Недавно журналистам сделали шикарный (но не коррупционный!) подарок в главном экономическом ведомстве - свежий, 2013 года издания, антикоррупционный словарь-справочник, книжечка в 100 листов карманного формата. Появилось это полезное издание благодаря совместному проекту Всемирного банка и Минэкономики «Наращивание потенциала в области экономического управления». Термины, касающиеся коррупции и антикоррупции, перемежаются в словаре известными именами, в той или иной мере связанными с коррупционными явлениями. К примеру, в разделе на букву «А» можно узнать, что уже Аристотель, древнегреческий философ 4 века до нашей эры, высказывался против коррупции: «Покупающие власть за деньги привыкают извлекать из нее прибыль»; «Самое главное во всяком обществе - устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться».
Термин «коррупция» трактуется там в соответствии со ст. 303 Уголовного кодекса КР, как «умышленные деяния, состоящие в создании противоправной устойчивой связи одного или нескольких должностных лиц, обладающих властными полномочиями, с отдельными лицами или группировками в целях незаконного получения материальных, любых иных благ и преимуществ, а также предоставление этих благ и преимуществ физическим и юридическим лицам, создающее угрозу интересам общества и государства».
Вице-премьер Атаханов сравнил бюджеты Кыргызстана, Финляндии и Израиля, поскольку эти страны невелики и в чем-то схожи. «В отличие от 2-миллиардного (в $) бюджета Кыргызстана, бюджет Финляндии составляет $100 млрд., хотя богатств там в 100 раз меньше, зато эффективность в 100 раз выше. Это происходит от того, что в стране нет коррупции, что работают законы, что главным ресурсом государства является ум каждого человека. Ни золото, ни руда, и ни что иное, кроме человека, является выдающимся ресурсом любой страны. Бюджет Израиля – небольшого государства – уже превышает $300 млрд. Там есть современная высокотехнологичная промышленность, мощная армия, космические программы. Государство, ликвидировав коррупцию, приобретает широкие возможности раскрытия человеческого потенциала».
Площадки бывают разные
Что за антикоррупционную площадку на базе Академии управления предлагает вице-премьер? Он убежден, что, сколько бы госорганы ни создавали стратегий, для их реализации без научного подхода не обойтись, и только вузы несут функцию формирования глубоко научного подхода в борьбе с коррупцией. Если такая научно-дискуссионная площадка будет действовать, именно там ведомства республики могут презентовать свои антикоррупционные проекты, и после обсуждения все участники смогут выработать модели для того или иного ведомства.
По словам вице-премьера, это будет один из интереснейших проектов, и правительство заинтересовано в том, чтобы собрать здесь подобную площадку и координировать преобразования. Идея уже была поддержана президентом А.Атамбаевым.
- Во-первых, появится институциональная память, в академии будет храниться вся информационная база по этому вопросу, вне зависимости от смены правительств и лидеров, - сказал Шамиль Эсенжанович. – У министерств же иные цели, задачи, текучка кадров. Министерства должны заказывать исследования и экспертизу, и только вуз может разработать методику. АГУПКР станет самым квалифицированным источником, будет вести историю процесса, воспитывать и обучать кадры, сможет методически грамотно построить теоретическое и социологическое исследование этих вопросов, а также воспитывать и обучать квалифицированные кадры в сфере антикоррупционной политики.
Атаханов также отметил, насколько важно создание антикоррупционных моделей в управлении экономикой:
- Только в энергетике до недавних пор масштабы потерь достигали 40 %. Всех не пересажаешь, да и не надо этим заниматься. Важнее создать модель. И тут вырисовывается такой план: госорган должен иметь экспертную и гражданскую оценку. Это будет своего рода объединение госполитики с научным, образовательным учреждением, с гражданским обществом. Одного Атаханова можно обмануть, проталкивая что-то за закрытыми дверями, но общество – нет. Нужно вместе строить и нести ответственность за то, что в итоге получится. Глобальная же задача проекта - найти инструментарий для ликвидации коррупционных механизмов.
Вице-премьер подверг резкой критике работу Госрегистрационной службы (ГРС), отметив, что «она была создана первоначально для изготовления паспортов, объединения архивов, объединения информации по движимому и недвижимому имуществу в едином ведомстве, чтобы люди могли там оформлять документы по сделкам лишь при помощи компьютера. Но сейчас, как и раньше, нельзя простому гражданину найти информацию о том, кому и какая земля принадлежит. Служба работает 5-7 лет, а почти ничего не изменилось. Как действовали коррупционные схемы по паспортам, так и продолжают действовать. Сейчас любой криминальный элемент сможет получить кыргызский паспорт и это уже стало легендой в мире. Но теперь это уже становится вопросом безопасности страны! Мы должны уничтожить коррупцию в каждом госоргане Кыргызстана, пресекать неисполнение законов и норм».
Во время дискуссии одним из интересных стал вопрос о наличии/отсутствии этических стандартов работы в госорганах и способах обеспечения этих стандартов. Ш.Атаханов ответил, что, к примеру, в Сингапуре существует дисциплинарное преследование за коррупцию, а на госслужбе предполагаются высокие стандарты. В России недавно в рамках антикоррупционной политики принят закон о запрете чиновникам иметь собственность за пределами страны. «К сожалению, таких норм у нас пока нет, хотя они должны быть», - констатировал вице-премьер.
Предполагается, что первой на создаваемой в Академии госуправления антикоррупционной площадке будет представлена именно антикоррупционная стратегия ГРС, имеющей массу нареканий со стороны населения.
Елена Мешкова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320