Политика
10.08.2019

Атамбаев-2019: из политика в уголовника

События, произошедшие 7 августа в селе Кой-Таш, породили множество мифов и еще раз подчеркнули ряд проблем. Остановимся на некоторых из них.

Миф 1: Уголовное преследование Атамбаева

С мая 2019 года муссируется миф об уголовном преследовании Атамбаева. Мол, являясь экс-президентом и обладая неприкосновенностью от угловного преследования он может не являтся на допрос.

Правда заключается в том, что согласно как старого, так и нового Уголовно-процессуального кодекса уголовное преследование означает процессуальную деятельность, осуществляемую стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления и (или) проступка.

Таким образом, уголовное преследование Атамбаева даже не начиналось. Повестки ему приходили как свидетелю. Человек, даже обладая неприкосновенностью обязан явиться на допрос в качестве свидетеля или эксперта.

Миф 2: Отсутствие процедур лишения неприкосновенности

Ряд комментаторов заявляют об отсутствии процедур лишения экс-президента и ссылаются на закон «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "О гарантиях деятельности Президента Кыргызской Республики"» от 15 мая 2019 года № 61.

Правда в том, что летом 2018 года решением Конституционной палаты Верховного суда КР было признано неконституционной отсутствие такой процедуры. Для восполнения пробела в Конституции такая процедура была разработана и введена в действие вышеупомянутым законом.

На основании вышеприведенного, парламент 27 июня лишил Атамбаева неприкосновенности от уголовного преследования.

Миф 3: Плохая экономическая политика

Стало модным критиковать правительство за «экономический негатив». Причем делают это люди, не разбирающиеся в экономике. Правда заключается в том, что с начала 2000-х годов в Беларуси, Казахстане, России, Узбекистане и ряде других стран преобладает экономическая теория о том, что «дешевая национальная валюта повышает конкурентоспособность национального производителя». В Кыргызстане не могут применять эту теорию, т.к. это означает резкое снижение доходов населения, что приведет к массовому обнищанию граждан страны.

Проблема экономики Кыргызстана заключается в том, что производство и ценообразование не связаны друг с другом. В результате этих двух подходов, товары от картошки и мяса до одежды, прозведенные в Кыргызстане стали дороже аналогичных товаров в соседних странах. Выход один – развивать экспорт в Китай, где цены на все выше, чем в России и Казахстане вместе взятых.

Миф 4: Руководство России поддержало Атамбаева

В июле 2019 года Атамбаев вернувшись в Бишкек после встречи с российским президентом заявил, что президент Путин поддержал его курс на конфронтацию с президентом С.Жээнбековым и пообещал в сентябре начать проводить массовые акции протеста.

Правда в том, что президент России заявил «Я считаю, что Кыргызстан, а это наш союзник, близкое нам государство, пережил уже несколько достаточно серьезных внутриполитических потрясений, если быть более точным, как минимум два. И на этом, на мой взгляд, нужно остановиться именно в интересах народа Кыргызстана. Страна нуждается в политической стабильности. И все люди должны объединиться вокруг действующего президента и помогать ему в развитии государства».

Это основные мифы, а точнее ложь, выдаваемая за правду. Этот прием хорошо известен журналистам и политическим манипуляторам. Проблема заключается в том, что на этот раз манипуляции привели к убийству заместителя командира спецподразделения «Альфа» ГКНБ КР , а также к покушению на убийство двух десятков сотрудников правоохранительных органов, получивших ранения различной степени тяжести.

Проблема 1: Деструктивный троллинг

С весны 2018 года наблюдается рост деструктивного, разрушительного троллинга, а проще говоря интернет-травли властей и всех связанных с нею. Обвинения надуманы, но выводы безапелляционные. Опасность такого использования интернета поняли в США, странах ЕС и приняли в 2015-2017 годах законы, ограничивающие подобный троллинг в своих странах. Принятие подобного закона в России сопровождалось кампанией, мол зажимают свободу слова. События в Кой-Таше показали, что продолжительная обработка населения посредством троллинга настроит граждан страны против власти и лиц ее представляющих, поощряя их на противоправные действия. За словами и поступками следуют последствия. Если они противоправные, то за ними должно следовать наказание.

Проблема 2: Некорректное использование терминов

Журналисты в стремлении придать драматизм своим репортажам заявляли, что силовики ранили десяток человек и иллюстрировали свои репортажи кадрами с людьми, получившими ушибы от резиновых пуль. Складывалось впечатление, что силовики стреляют боевыми патронами по всем подряд. Между тем резиновая пуля предназначена для временного выведения из строя людей без нанесения смертельных ранений. Сотрудники стреляли по ногам наиболее агрессивных сторонников Атамбаева из числа молодых мужчин. Против женщин и детей резиновые пули не применялись, хотя ограничения их применения существуют только в отношении беременных и детей до 14 лет.

Еще одним примером некорректного использования термина является слово «спецоперация». Спецоперация – это разновидность оперативных мероприятий. Основными особенностями спецоперации являются скрытность подготовки и реализации, неожиданность и быстрота действий.

В случае с Атамбаевым сотрудники не проводили спецоперацию, что подтверждается кадрами видеосъемки действий сотрудников. Во двор и дом вошли не спеша, толпу не отсекали, спецсредства применили только против десятка нападавших. Шумовые гранаты бросали перед людьми, а не в людей. Сотрудники, да и не только они, не считали Атамбаева, Фарида Ниязова и их телохранителей террористами и уголовниками, и не думали, что они начнут стрелять по правохранителям из автоматического оружия. Ошиблись. Атамбаев в своем доме даже оборудовал из мешков с песком снайперское гнездо в полный человеческий рост. Замминистра внутренних дел изьял оттуда снайперскую винтовку СВД с патроном в патроннике и с полной обоймой.

Проблема 3: Версия, принимаемая за правду

Интерпретация событий адвокатами Атамбаева и Ко с целью выставить его в выгодном свете преподносится, как истина в последней инстанции. Правда в том, что работой адвоката является «реабилитация» клиента в глазах правосудия, если он даже является серийным убийцей. Обзор комментариев показывает, что подобные версии принимаются за правду и активно отстаиваются, в результате люди начинают делиться на «своих» и «чужих». Интернет травля снова набирает обороты.

Итоги

Цепочка мифов и «адвокатских» версий привела к убийству замкомандира спецподразделения «Альфа» и к покушению на убийство двух десятков сотрудников ГКНБ КР. Атамбаев и его сторонники своими действиями и призывами создали условия для совершения данного преступления. С конца весны во двор дома Атамбаева завозили камни и маскировали их сеном, раскладывали железные прутья, оборудовали огневые точки, разработали тексты заявлений, протоколы действий и систему оповещения и сбора своих сторонников и даже провели ночной «учебный» сбор, а также разработали тактику привлечения и удержания во дворе «живого щита» из детей и женщин. Это уже чистой воды уголовщина, не имеющая отношения к политике.

Эксперт по вопросам госуправления

Шерадил Бактыгулов

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320