Ереван сделал громкое заявление: Армения стремится вступить в Шанхайскую организацию сотрудничества. Но что стоит за этим курсом — прагматизм, геополитический выбор или стремление обрести устойчивость на евразийской шахматной доске?
«Мы рассматриваем ШОС как площадку, где можно синхронизировать интересы в сфере безопасности, экономики и гуманитарного сотрудничества», — говорится в заявлении МИД Армении. Эта фраза, сухая на первый взгляд, сигнализирует о важном: Ереван ищет платформу, которая позволит ему не выбирать между Востоком и Западом, а разговаривать с обоими.
Присоединение Армении к ШОС станет символом гуманизированной многополярности. Это усиливает голос малых и средних государств, предлагая альтернативу жёстким блоковым системам. Потенциальные выгоды для Армении очевидны — укрепление региональной безопасности, экономическое сотрудничество, культурный и гуманитарный обмен. Присоединение к ШОС позволит Еревану сбалансировать отношения между Западом и Востоком, особенно на фоне ограниченного диалога с ЕС и НАТО.
В условиях нестабильности на Южном Кавказе и неразрешённого карабахского конфликта, членство в ШОС — это попытка встроиться в более широкую архитектуру безопасности. По словам политолога Армена Геворкяна, «Армения не может позволить себе роскошь нейтралитета, ей нужно быть услышанной, особенно в восточном измерении».
Через механизмы ШОС Армения может активизировать участие в проектах «Один пояс — один путь». Это означает новые транспортные узлы, энергетические соглашения и снижение зависимости от западных рынков. Культурные и образовательные программы — мягкий, но мощный рычаг. Участие в них позволяет Армении продвигать свою цивилизационную идентичность, укреплять гуманитарные связи.
Региональный выигрыш для ШОС. Организация закрепится в Южном Кавказе — чувствительном регионе, соединяющем Европу и Азию. Это не только символическая, но и стратегическая победа. Присоединение Армении в очередно раз показывает, что ШОС становится не только союзом крупных держав, но и форматом для менее влиятельных, но геополитически ценных игроков.
Однако есть и вызовы, от которых не уйти. На фоне охлаждения отношений с ЕС и НАТО, новый восточный фокус может вызвать дискомфорт у западных партнёров. Особенно если Ереван начнёт голосовать в унисон с Москвой или Пекином.
Когда мир отходит от концепции единственного центра силы, Шанхайская организация сотрудничества превращается из регионального инструмента безопасности в пространственно и идейно гибкую структуру евразийского диалога. От антитеррора — к университетам, от транспортных коридоров — к культурным мостам. ШОС движется к формату, где безопасность, экономика и гуманитарные связи существуют не параллельно, а взаимопроникающе. Это перестаёт быть клубом региональных лидеров и превращается в архитектуру альтернативной глобализации, где идентичности уважаются, а интересы согласовываются.
Многовекторная дипломатия — стратегия внешней политики, при которой государство стремится развивать отношения с несколькими центрами силы одновременно, не ограничиваясь союзом с одной державой или блоком. Она особенно актуальна для стран, находящихся между крупными геополитическими игроками, как, например, Армения, Кыргызстан или Беларусь.
Сейчас отношения между Арменией и Россией переживают период стратегической неопределённости. Формально страны остаются союзниками, Армения входит в ОДКБ, ЕАЭС и СНГ, но на практике наблюдается охлаждение, вызванное рядом политических и военных событий. Москва не предпринимает резких шагов. По мнению политолога Александра Искандаряна, «Кремль понимает, что многие антироссийские заявления в Армении — часть внутренней политической борьбы».
ШОС — платформа, где Россия и Армения могут взаимодействовать в менее напряжённой атмосфере. Совместные проекты в рамках организации могут стать точками соприкосновения, особенно в сфере безопасности и инфраструктуры.
Отношения между Арменией и Китаем сегодня можно охарактеризовать как дружественные и динамично развивающиеся. За более чем 30 лет с момента установления дипломатических связей страны прошли путь от символических жестов до масштабных совместных проектов. Китай рассматривает Армению как стратегически важного партнёра на Южном Кавказе. Армения, в свою очередь, видит в Китае альтернативный вектор развития. Торговый оборот между странами в 2024 году превысил $2,8 млрд, увеличившись на 34% по сравнению с предыдущим годом. Китай — третий по величине торговый партнёр Армении после РФ и ЕС.
Членство Армении в ШОС может стать катализатором углубления отношений с Китаем, придавая им более институциональную и стратегическую форму. Уже сейчас Пекин и Ереван демонстрируют взаимную заинтересованность в расширении сотрудничества, и вступление Армении в ШОС способно придать этому процессу новый импульс.
Отношения между Арменией и Кыргызстаном развиваются в духе взаимного уважения. Несмотря на скромные экономические показатели, обе стороны демонстрируют готовность к углублению сотрудничества, особенно в рамках интеграционных объединений, таких как ЕАЭС и потенциально ШОС.
Армения стремится к членству в ШОС, сохраняя при этом отношения с Францией, Ираном и США. Это позволяет ей лавировать между интересами России, Китая и стран Запада. Как говорит директор Центра региональных исследований Варужан Аванесян: «Мы словно ходим по канату над геополитическим каньоном — устойчивость здесь зависит не от ширины троса, а от чувства равновесия».
Стремление Армении к членству в ШОС — шаг к расширению дипломатического поля, где безопасность не противостоит свободе. Взаимовыгодное сотрудничество становится ответом на вызовы времени. Партнёрство с Россией, несмотря на временные турбулентности, сохраняет стратегическую ценность. Связи с Китаем укрепляются — от торговли до гуманитарных обменов. Всё это формирует модель гибкой и уравновешенной внешней политики, где союзники не исключают друг друга, а дополняют. Ведь в многополярном мире реальный суверенитет — это способность выбирать, а не подчиняться.
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320