В адрес правительства Мухаммедкалыя Абылгазиева постоянно звучит критика – общественность обвиняет исполнительную власть и лично премьер-министра в пассивности и бездействии. А после вступления в силу с первого января в Кыргызстане новых кодексов кабмину и вовсе пророчат роспуск. Прокомментировать данную ситуацию «Регион.kg» попросил представителя исполнительной ветви власти. О реакции правительства на общественную критику, а также о других актуальных вопросах рассказала вице-премьер-министр КР Алтынай Омурбекова.
«Регион.kg»: Как бы вы оценили нынешнее положение наших граждан, работающих в странах Евразийского экономического союза? И какие меры предпринимает правительство Кыргызстана для того, чтобы улучшить положение трудовых мигрантов, учитывая, что их переводы в республику дают практически треть доходов бюджета страны?
– Это не только я так думаю, та же статистика говорит о том, что с момента вступления Кыргызстана в ЕАЭС, конечно же, законодательная основа нахождения наших трудящихся в России и в других странах союза улучшилась. Относительно недавно была амнистия, в ходе которой большое количество наших граждан были выведены из черных списков. И потом надо отметить, что все чаще наши соотечественники работают уже в той же России не на тех позициях, на которых они работали лет 15 назад, сегодня они уже на менеджерских и административных должностях трудятся. Все это позволяет говорить о том, что квалификация наших трудовых мигрантов возрастает.
Что касается деятельности правительства в плане оказания поддержки мигрантам, прежде всего надо отметить, что мы ведем переговоры с партнерами по ЕАЭС, в частности с российской стороной по тем же черным спискам, по пенсионным вопросам и т.д. Есть подвижки в плане предоставления информации. Так, сейчас перед посольством нашей страны в России стоят две приоритетные цели. Первая – это оказание помощи и поддержки нашим соотечественникам, включая бесплатные консультации. Кроме того, во многих городах России есть представительства миграционной службы, которые также работают с соотечественниками напрямую. Вторая задача – это, конечно же, привлечение инвестиций.
Возвращаясь к первому вопросу, надо отметить, что наши соотечественники все чаще говорят о том, что они готовы быть инвесторами, т.е. наши граждане, которые когда-то уехали в Россию, сегодня уже имеют возможность вкладывать средства в экономику Кыргызстана, помимо тех средств, которые они переводят в республику на протяжении многих лет. Это свидетельствует о неплохом положении наших граждан, работающих в странах ЕАЭС, и прежде всего, в России.
«Регион.kg»: Многие кыргызстанцы, уехавшие работать в Россию, говорят о том, что знание русского языка им значительно помогает в трудоустройстве и интеграции в российское общество. Между тем, некоторые политики в Кыргызстане, например, Азимбек Бекназаров, вновь и вновь поднимают языковой вопрос, предлагая лишить русский язык статуса официального. Как бы вы прокомментировали такие инициативы?
– Комментировать слова Азимбека Бекназарова мне сложно, но мы прекрасно видели реакцию кыргызстанцев на его предложение, и мне кажется, это само за себя говорит. Кроме того, статус русского языка закреплен Конституцией, он является официальным языком Кыргызстана, и изменить это не так уж просто. Кроме того, бывая в регионах, я вижу, что есть острая потребность в дополнительном изучении русского языка. Например, в Ошской и Джалал-Абадской областях постоянно говорят о том, что им нужны учителя русского языка, что было бы хорошо открыть дополнительные русские классы в кыргызских школах и т.д. Все это свидетельствует о том, что русский язык популярен в нашей стране, и сегодня вопрос об изменении его статуса в принципе не стоит.
«Регион.kg»: Сейчас в масс-медиа очень часто появляются сообщения о жестоком обращении с детьми, об избиениях, изнасилованиях и даже убийствах несовершеннолетних. Как правило, все эти противозаконные действия совершаются родственниками детей, чьи родители уезжают на заработки в другие страны. Как правительство намерено решать эту серьезную проблему?
– Глобальная цель правительства – добиться того, чтобы граждане Кыргызстана были счастливы в своей стране. Но учитывая объемы миграции, сегодня правительством проводится подворовое исследование с целью составления электронной базы детей, оставшихся без родителей, т.е. тех, чьи родители находятся в миграции. Мы особенно отмечаем этих детей, чтобы знать, кому они оставлены, кто над ними опекунствует, чтобы взять эти вопросы на контроль государства. Статистика показывает, что зачастую жертвами жестокого обращения становятся дети, чьи родители находятся в миграции. Имея такое отношение со стороны родственников, живя в таких тяжелых условиях, конечно же, говорить о гармоничном развитии личности не приходится, поэтому государство будет основным опекуном таких детей до момента прибытия их родителей, т.е. до воссоединения семьи всяческая помощь будет им оказываться. Механизмы этой помощи мы сейчас разрабатываем, и я думаю, что к первому февраля у нас уже будет, во-первых, документ. А через некоторое время будет создана и сама база, учитывая, что разработка требует определенного времени. Но программисты уже начали работу по выполнению основы – технического задания. Так что, я думаю, что мы возьмем этих детей на полный контроль. К этой базе будут иметь доступ четыре министерства, в чьей непосредственной компетенции находится работа с детьми и их защита – это МВД, Министерство социального развития, Минздрав и Министерство образования.
«Регион.kg»: В адрес действующего правительства и премьер-министра Мухаммедкалыя Абылгазиева постоянно звучит критика, где-то конструктивная, где-то популистская. Но так или иначе, общественность недовольна работой кабинета министров. Все чаще говорят о высокой вероятности того, что весной правительство будет расформировано. Что вы об этом думаете?
– К сожалению, это привычные прогнозы. Между тем, неустойчивость правительства в том числе является источником многих бед в нашей стране. Частая сменяемость кадров и дальнейшая потеря институциональной памяти впоследствии отражаются на каждом уровне. Что касается критики, то у нас открытое общество. Наверняка, у нас есть недоработки, но сегодня нашему правительству приходится решать многие проблемы, которые, наверное, годами не решались. Введение тех же новых кодексов, которое совпало именно с работой нашего кабмина, учитывая, что они вступили в действие с первого января этого года, хотя и были разработаны и приняты задолго до этого. А это как раз те моменты, которые в последнее время острой критике подвергаются.
Сказать, что кабмин не должны критиковать, нельзя, более того, нас должны критиковать, потому что для чиновников это дополнительный импульс обратить внимание на какие-то вопросы. Мы абсолютно адекватно, трезво оцениваем ситуацию и принимаем критику, стараемся исправляться. Может быть, правительство недостаточно информирует население о проделанной работе, тогда мы это должны признать и обратить на это внимание.
Но я могу заверить, что правительство не бездействует, абсолютно все животрепещущие вопросы есть в нашей повестке дня, и принимаются все меры для их решения. Причем основная задача, чтобы они не были декларативными, чтобы принятые решения касались абсолютно каждого человека, живущего даже в самых отдаленных уголках республики. Сегодня у кабмина есть конкретная программа, пятилетний план с конкретными индикаторами, и мне кажется, что оценить, хорошее или плохое правительство, мы можем в лучшем случае через год.
Поэтому я не думаю, что с роспуском кабинета министров решатся те вопросы, о которых сегодня говорится, придет новое правительство, и ему тоже понадобится время, чтобы прежде всего ситуацию изучить и потом уже принимать конкретные решения.
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320