Одной из наиболее актуальных проблем в рамках Евразийского экономического союза остается высокий уровень оборота контрафактной и контрабандной продукции. О том, какие меры по минимизации серых схем в товарообороте между странами ЕАЭС принимаются на наднациональном и национальных уровнях союза в интервью «Регион.kg» рассказал специальный представитель правительства КР по делам ЕАЭС Алмаз Сазбаков.
«Регион.kg»: Если верить специалистам и аналитика, контрабанда и контрафакт – это два явления, которые имеют место во всех странах, входящих в ЕАЭС. Например, сейчас мы видим массу сообщений в СМИ о том, что после вступления в ВТО в Казахстане резко вырос уровень нелегального ввоза товаров из третьих стран. Что делается на уровне органов управления союза для минимизации этих явлений?
- Прежде всего, нужно понять, чем опасны эти явления для экономики каждой из стран. Например, контрафакт, прежде всего, обесценивает меры господдержки, что не позволяет достичь должного уровня локализации и делает не применимыми на практике любые меры регулирования. Это я цитирую слова министра по промышленному блоку Евразийской экономической комиссии Александра Субботина. Поэтому идея борьбы с контрафактной продукцией проходит приоритетной линией в рамках работы ЕЭК, равно как и борьбы с контрабандой.
Чем опасна контрабанда для наших экономик? Прежде всего, это конечно, недопоступления в бюджет союза и увеличение доли теневой экономики. Но самое важное, это конечно формирование неравной конкурентной среды, учитывая, что цена контрабандного товара, без уплаты таможенных пошлин, НДС и акцизов, ниже по сравнению с продукцией местного производства, которая производится официально с уплатой всех налогов. Т.е. получается, что контрабандные товары более конкурентоспособные, что наносит удар по добросовестным производителям.
Что мы делаем, чтобы минимизировать потоки контрабандных товаров в рамках ЕАЭС и в Кыргызстане в частности?
В первую очередь, стоит напомнить, что между Кыргызстаном и Россией подписано двусторонне соглашение о техническом содействии, в рамках которого российская сторона выделяет нашей республике помощь в размере двухсот миллионов долларов. Часть из этих средств направлена на оснащение и модернизацию наших пунктов пропуска. В первую очередь это модернизация таможенных постов на границе с третьими странами – с Китаем, с Узбекистаном и Таджикистаном. Сейчас реализация этого соглашения идет полным ходом. Основное строительство этих таможенных пунктов пропуска завершено, сейчас осталось оснастить их инспекторско-досмотровыми комплексами. Это достаточно дорогостоящее оборудование, но оно позволит нам минимизировать потоки контрабанды за счет прозрачности и открытости. Соответственно, это одно из таких действенных мер.
Кроме того мы вложили серьезные финансовые средства, которые были предусмотрены в рамках технической помощи со стороны РФ в построение информационной инфраструктуры для того, чтобы наши госорганы могли напрямую общаться с ЕЭК и госорганами других стран в режиме онлайн. Сегодня уже наша таможня подключена к этой системе, сейчас ведется работа по подключению налоговой службы. Все это делается для того, чтобы мы оперативно могли принять меры по тому или иному случаю. Например, мы получили какой-то сигнал о том, что такая-то фирма завозит контрафактную или контрабандную продукцию, и чтобы мы могли максимально быстро среагировать на эту ситуацию. Вот, по сути, это та работа, которая сейчас проводится для того, чтобы минимизировать такие нежелательные проявления нашей экономики.
Кроме того, чтобы укрепить наши границы мы на самом евразийском рынке пытаемся навести порядок. Для этого на границах между странами союза стоят пункты учета. Вы знаете, что со вступлением Кыргызстана в ЕАЭС, на кыргызско-казахской границе таможенный контроль был снят, соответственно наши товары сейчас беспрепятственно проходят в Казахстан, и дальше в Россию. Это сама суть союза, но вместе с тем, чтобы не было ситуаций, что товары бесконтрольно и без учета двигаются по территории ЕАЭС, мы ввели сервисные центры, которые на сегодняшний день нам серьезно помогли в учете товаров. И это делается в каждой из стран, соответственно, это тоже является одним из методов борьбы с контрабандой.
«Регион.kg»: Сейчас много говорится о том, что действенной мерой борьбы с контрабандой и контрафактом станет введение маркировки товаров. На каком этапе сейчас находится этот механизм, и насколько готов к его внедрению Кыргызстан?
- Соответствующее соглашение было подписано в августе 2018 года, и сейчас оно проходит ратификацию в странах союза, у нас соглашение о маркировке уже прошло, в трех чтениях оно было одобрено Жогорку Кенешем. Все пять стран договорились выступить с такой инициативой, чтобы минимизировать серые схемы, потому что маркировка товаров может максимально помочь нам в борьбе с контрабандой. Соглашение определяет общие правила, согласно которым страны союза должны осуществлять маркировку товаров спецзнаками, которые будут наноситься на упаковку и содержать полную информацию о товаре. Кроме того в соглашении определено, какие именно товары будут подлежать маркировке. На сегодняшний день в документе говорится о том, что перечень товаров будет определяться советом ЕЭК. В настоящее время в этом направлении ведется работа на уровне премьер-министров, которые должны определить первые десять кластеров товаров, подлежащих маркировке. Сейчас каждая из стран вносит свои предложения. Россия, например, предлагает маркировать такие товары, как обувь и продукция легкой промышленности, т.е. те товары, которые находятся в зоне повышенного риска.
Если говорить про опыт союза в этом вопросе, то у нас действует отдельное соглашение по маркировке меховых изделий, и в принципе введение данного механизма показало неплохие результаты. К сожалению, Кыргызстан не смог у себя на территории провести маркировку шуб. Мы даннный пилот пропустили, но сейчас полномасштабно готовимся к введению маркировки на другие товары.
Кроме того сейчас Россия и Казахстан проводят пилотный проект по маркировке табака и табачных изделий. Мы же подождем результатов, и если они будут хорошими, то мы можем распространить этот механизм на все пять стран. Мы считаем, что маркировка окажет очень серьезное влияние на минимизацию контрабанды.
«Регион.kg»: В конце марта этого года планируется государственный визит российского президента Владимира Путина в Кыргызстан. Какие экономические вопросы запланированы для обсуждения главами Кыргызстана и России в рамках этого визита?
- Я не могу сказать обо всех вопросах, которые обсудят лидеры двух стран, но точно знаю, что в рамках этого госвизита планируется подписание ряда важных документов о взаимодействии государственных органов Кыргызстана и России. В частности будет подписано соглашение о взаимодействии Министерства промышленности и торговли РФ с нашим комитетом по промышленности, энергетике и недропользованию в сфере недопущения распространения контрафактной и контрабандной продукции. Это делается для того, чтобы промышленный оборот между странами стал прозрачнее, чтобы не было серых схем.
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320