В центре внимания
06.04.2018

Актуальные тренды экономики Кыргызстана

В этом году исполняется три года с момента присоединения Кыргызстана к Евразийскому экономическому союзу. Если верить официальным данным, то эти три года экономика республики развивается по оптимистичному сценарию, т.е. показывает самые высокие темпы роста по всем направлениям, а в некоторых сферах и вовсе превышает ожидаемые результаты. Привлекаются инвестиции, развивается перерабатывающая промышленность, увеличивается экспорт, меняется структура товарооборота и т.д. Об основных экономических трендах в интервью «Регион.kg» рассказал заместитель министра экономики КР Алмаз Сазбаков.

«Регион.kg»: Скоро будет три года, как Кыргызстан присоединился к ЕАЭС. Какие конкретные результаты принесло республике участие в евразийской интеграции?

- Не секрет, что наша экономика по большей части была построена на реэкспорте китайских товаров, такая модель работала вплоть до вступления Кыргызстана в ЕАЭС. Одна из причин, почему у нас не была развита промышленность, в том, что выгоднее было перепродавать китайские товары. Это было намного рентабельнее. В итоге никто не хотел вкладываться в производство. Однако, на реэкспорте долго не проживешь. Соответственно, если бы мы не вошли в ЕАЭС, нам бы перекрыли границы, и нам бы некуда было реэкспортировать эту продукцию. Сегодня же процент реэкспорта уменьшается, в то время, как уровень экспорта растет.

Так, если посмотреть на итоги прошлого года, то мы увидим, что в 2017 году реальный рост экономики составил четыре с половиной процента. Хорошие результаты наблюдаются в секторе товарооборота, который в целом увеличился на 17 процентов. А если говорить о товарообороте со странами Евразийского экономического союза, то он увеличился практически на треть, прирост составил 28 процентов. По сути, мы к этому и стремились, когда входили в Евразийский экономический союз, потому что рынок стран союза, а для нас основные рынки – это Россия и Казахстан, имеет огромный не реализованный потенциал, не смотря на то, что эти страны традиционно являются стратегическими торговыми партнерами Кыргызстана.

Кроме этого радует, что в нашем товарообороте со странами ЕАЭС, меняется сама структура товаров. Сейчас сокращается сырьевая часть, и увеличивается часть переработанной продукции. Это говорит о том, что расширяется производственная база, если раньше мы поставляли свою сельхозпродукции в основном в виде урожая, то сейчас все больше мы поставляем ее уже в виде переработанной продукции. Но нам еще есть, куда стремиться. И я думаю, что 28 процентов роста – это еще не предел. Мы работаем над тем, чтобы увеличить эти цифры.

«Регион.kg»: Что на сегодняшний день является основной проблемой в наращивании экспорта кыргызской продукции на евразийский рынок?

- Есть много факторов, препятствующих развитию экспорта. Мы еще не совсем адаптированы к новым реалиям и торгуем старыми методами. Во-первых, наши товарные потоки пока еще выстроены хаотично. Во-вторых, это мелкотоварность, которой вообще характеризуется наша экономика. Сейчас основная часть продукции, поставляемой в те же регионы России, идет в неорганизованные сегменты рынка, такие как базары и мелкие торговые сети, которые могут обходиться разовыми поставками. Этот негативный фактор, безусловно, препятствует полноценному развитию экспорта.

Между тем, показатели роста товарооборота говорят еще и о том, что на сегодня мы все же стали поставлять больше своей продукции не на базары, а в организованные сети. А это очень хорошо, потому что это значит, что растет не только объем, но и меняется сама структура товарооборота.

«Регион.kg»: Без непосредственного участия и создания условий со стороны государства вряд ли возможно наращивание экспортного потенциала. Что сейчас делается правительством в этом направлении?

- Министерством экономики разработана программа развития экспорта на ближайшие пять лет, сейчас проект программы находится на рассмотрении правительства Кыргызской Республики. Естественно, что в один день ситуацию не изменить. Для того, чтобы решить эту проблему, необходимо, чтобы наши фермеры и производители объединялись в кооперативы.

Кроме того, необходимо провести большую работу по зонированию. Минсельхозу необходимо поработать над тем, чтобы продукция выпускалась не только партиями, но и чтобы обеспечивалась однородность партий. Сейчас каждый фермер на своем участке сеет и выращивает то, что считает нужным, выбирая на свое усмотрение не только культуру, но и сорт, что в итоге приводит к разнородности продукции, а, следовательно, и к мелкотоварности.

Корнями эта проблема уходит в 90-е годы, и сейчас мы пожинаем плоды неудачной аграрной политики, которая была в те годы. Но этот вопрос решаем. Сейчас все делается для того, чтобы наши сельхоз производители осознали, что не нужно каждому фермеру самому ехать и продавать свою продукцию в той же России, что они могут просто сдавать свою продукцию по фьючерским контрактам в логистические центры.

На сегодня в Кыргызстане построено несколько крупных торгово-логистических центров в Сокулуке, в Балыкчы и на юге, которые аккумулируют продукцию, и способствуют формированию структурированной организованной торговли. К сожалению, пока такие центры не могут охватить все регионы республики, но ни сегодня завтра мы придем к тому, что все посевы будут законтрактованы. Во-первых, это даст нам предсказуемость, во-вторых, это будет давать логистическим центрам гарантии того, что они в определенный срок получат необходимую продукцию в нужных объемах. Это будет большой шаг к систематизации и развитию экспорта.

Но мы не должны ориентироваться только на страны ЕАЭС. В союзе есть четкое понимание, что границы нужно расширять, под расширением границ мы подразумеваем создание зон свободной торговли с третьими странами. В позапрошлом году такое соглашение было заключено с Вьетнамом. Весь прошлый год мы работали над заключением такого соглашения, правда, временного – на три года, с Ираном. Мы в этом процессе мы уже выходим на финальную стадию, сейчас проходит процедура внутригосударственных согласований стран ЕАЭС, и в самое ближайшее время президенты подпишут документ.

Большое соглашение по зонам свободной торговли готовится с КНР. Учитывая, что на сегодняшний день Китай является стратегическим торговым партнером большинства стран в мире, для нашего союза это очень важный шаг. Это, конечно, будет не полноценная ЗСТ, а предварительное базовое соглашение по торгово-экономическому сотрудничеству, но в любом случае такого рода соглашения расширяют границы.

Кроме того и самому Кыргызстану необходимо развивать торговлю вне рамок ЕАЭС. Например, с Европейским союзом, учитывая, что мы являемся участниками преференциального режима ВСП+. Сейчас мы используем свои преференции, полученные от ЕС в недостаточной мере. Статистика за 2017 год показывает хорошую динамику и стабильный рост, но этого не достаточно. На сегодняшний день есть ряд факторов, которые мешают нашим предпринимателям выйти на огромный европейский рынок.

Во-первых, это не знание самого рынка, не знание основных директив, технических регламентов и системы техрегулирования в ЕС. Во-вторых, это логистика. Зависимость от локальных и межрегиональных маршрутов накладывает отпечаток на себестоимость продукции, и соответственно на ее конкурентоспособности. Однако, не смотря на все эти факторы, торговля идет, и даже показывает хорошие результаты.

«Регион.kg»: Вы упомянули вопрос о создании зон свободной торговли. Насколько, я понимаю, в новом Таможенном Кодексе ЕАЭС есть положение о том, что каждая из стран союза имеет право без согласования с остальными участниками объединения создавать свои ЗСТ, Россия имеет право на создание трех таких зон, Казахстан и Белоруссия – по две. Кыргызстан и Армения - по одной. Мы определились с такой зоной?

- У Кыргызстана есть намерение создать зону беспошлинной торговли вблизи с границей Китая, а конкретно в приграничном районе с Торугартом. Мы планируем сделать что-то на подобие Харгоса. На сегодняшний день уже подготовлен проект технико-экономического обоснования ЗСТ. В ближайшее время будет объявлен тендер на привлечение инвестиций в этот проект.

Для чего нужны такие зоны? В Кыргызстане это будет ат-башинская зона, или как мы ее называем нарынская специализированная зона. В Казахстане это Харгос. Армения имеет такую зону с Ираном. В России такая зона не одна, они есть в Калининграде, в Магадане. Но это не значит, что Калининград, например, или Харгос, или Ат-Баши станут торговыми центрами ЕАЭС. Продукция, реализуемая в таких зонах свободной торговли, предназначена только для внутреннего потребления, но не для реэкспорта. Т.е. эти зоны предусмотрены для того, чтобы каждая из стран могла торговать со своими соседями, которые не являются членами Евразийского экономического союза.

«Регион.kg»: Вы сказали, что с Китаем готовится соглашение о ЗСТ на уровне Евразийского экономического союза, зачем тогда Кыргызстану дублировать ее создание? Почему, мы не создаем такую зону, например, с Узбекистаном?

- Это хороший вопрос. Но если изначально посмотреть на структуру нашей торговли, то становится понятно, что в нашем товарообороте Китай играет очень важную роль. Пока экспорт у нас намного меньше импорта, а импорт в основном у нас идет из Китая.

«Регион.kg»: Что вы думаете об инициативе президента КР Сооронбая Жээнбекова о привлечении средств мигрантов в качестве инвестиций в экономику республики? Насколько это реально?

- Я считаю, что реализация инициативы президента вполне реальна. Почему на сегодняшний день этот вопрос вообще встает, потому что объем переводов денежных средств, раньше мы их называли трудовыми мигрантами, сейчас мы их называем трудящимися ЕАЭС, играет важную роль для экономики республики. Их объемы превышают два миллиарда, что составляет примерно треть ВВП нашей страны. Т.е. это значительные средства, и согласно статистике, в этом направлении наблюдается хорошая динамика ежегодного роста.

Сегодня значительная часть этих средств уходит на бытовое потребление – в основном на покупку продуктов питания, одежды, оплату тех или иных услуг, приобретение автотранспорта, жилья и т.д. Конечно, это тоже своего рода инвестиции, но президентом поставлена задача переориентировать эти средства таким образом, чтобы их часть могла быть инвестирована в экономику не посредством потребления, а посредством развития производства и увеличения промышленного потенциала. Есть люди, которые высылают деньги сверх базовых потребностей своих близких, и именно на них предлагает нацелиться глава государства, потому что их средства реально превратить в инвестиции. При этом, конечно, окончательный выбор инвестировать или нет, остается за трудящимся, который заработал эти деньги.

Мы видим, что наши соотечественники вкладывают средства в экономику России, строя в российских регионах логистические центры, создавая производства и т.д. Это говорит о том, что объем денежных средств у наших соотечественников достаточно внушительный, и это надо рассматривать, как фактор.

Какие есть инструменты и механизмы, чтобы аккумулировать денежные средства? Как показывает опыт, в том числе опыт других стран, более эффективными в этом направлении оказываются частные структуры, такие как паевые инвестиционные фонды, фонды прямых инвестиций и т.д. У нас есть несколько институтов, которые работают в этом направлении, т.е. собирают деньги и вкладывают их сюда, но их объемы, к сожалению, маленькие. Нам надо поработать в этом направлении, учитывая его потенциал. Кроме того, данная инициатива тесно переплетается с программой развития регионов, потому что большая часть переводов направляется как раз в регионы.

Мы не первая страна, которая озадачилась этим вопросом. В рамках ЕАЭС у России, Казахстана и Белоруссии количество граждан, работающих за рубежом не настолько велико, чтобы рассматривать этот вопрос в разрезе национальной политики. А вот у Армении процент граждан, живущих за рубежом, как и у Кыргызстана, достаточно высокий. При этом у Армении есть богатый опыт работы с армянскими диаспорами за рубежом, который мы вполне можем рассматривать в качестве примера.

«Регион.kg»: Вы сказали, что необходимо разрабатывать механизмы, чтобы аккумулировать средства мигрантов для их инвестирования, но как быть с недоверием людей к государству и такого рода проектам, которые не возможны без участия государства?

- Вопрос доверия – это вопрос времени, доверие завоевывается не за один день, но изначальные предпосылки хорошие. Конечно, для того, чтобы такие институты создавать, нужно провести тщательный анализ, понять, почему они не развиваются, что мешает двигаться в этом направлении, где нужно законодательно помочь и т.д.

Говоря о хороших предпосылках, я, прежде всего, имею в виду, тот факт, что наша финансовая система достаточно стабильна, чтобы перейти к следующему этапу – созданию таких инвестиционных фондов, в которые поверят наши потенциальные инвесторы, в том числе кыргызстанцы, работающие за рубежом.

Денежные переводы – это уже доверие финансовой системе, хранение денег на депозитах в банках – это тоже доверие государству, потому что без поддержки государства не может быть гарантии устойчивости банковского сектора. Т.е. на сегодня наша финансовая достаточно стабильна, как и степень доверия населения, о чем говорят как показатели экономики в целом, так и показатели банковского сектора в частности. Более того, нашей банковской системой пользуются мигранты соседних государств – Узбекистана, Таджикистана, Туркмении, потому что люди не доверяют банковским системам этих стран. Переводы там можно и не получить, где-то нет конвертации, где-то не отлажена система переводов, курс постоянно скачет, более того у людей нет уверенности, что им вообще позволят обналичить деньги. Для нас это плюс, мы на этом тоже зарабатываем.

«Регион.kg»: После того, как в прошлом году правительство КР во главе с премьер-министром Сапаром Исаковым провело переговоры с турецкой компанией ТАВ Airports Holding на предмет привлечения инвестиций в развитие международного аэропорта «Манас», этот вопрос активно обсуждается на многих дискуссионных площадках и в СМИ. Что Вы об этом думаете? Как Вы считаете, нужно ли Кыргызстану привлекать инвесторов для развития своих воздушных ворот или же можно обойтись своими силами?

- Отвечая на этот вопрос, я выскажу свое личное мнение, как гражданин Кыргызстана, а не как заместитель министра экономики. Я считаю, что инвестиции нужны, потому что аэропорт является ключевым звеном в процессе трансформации республики в региональный хаб.

Сегодня в разы увеличился грузопоток, что является очень хорошим показателем. Теперь нужно увеличивать пассажиропоток. Но для этого нам нужно выйти из черного списка, нам нужно обновить авиапарк, нужно поработать с крупными авиакомпаниями мира, чтобы они летали через Кыргызстан и т.д. Но чтобы сделать аэропорт успешным и вывести его на действительно уровень международных стандартов, нужны инвестиции, как финансовые, так и в плане опыта управления. К сожалению, наш опыт управления аэропортами небольшой, и его не достаточно, чтобы сделать из «Манаса» региональный хаб. Поэтому, на мой взгляд, государство должно оставить за собой стратегические элементы, а коммерческую сторону нужно отдать инвестору, компании, которая готова не только вкладывать средства, но и умеет эффективно управлять международными аэропортами. Это повысит узнаваемость Кыргызстана, поднимет позитивный имидж республике на мировой арене и принесет массу других положительных результатов.

Что касается турецкой компании ТАВ Airports Holding, то это не единственная компания, которая интересуется нашим аэропортом. Нужно провести тендер и выбрать инвестора, который предложит нам наиболее выгодные условия.

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320