Регион. kg: При прошлых режимах ваше ведомство финансировалось по остаточному принципу. Как сейчас изменилась ситуация в плане государственной поддержки социального сектора?
- Сейчас мы пытаемся выправить ситуацию в сфере социальной политики. За последние 20 лет в нашей стране соцзащита предусматривала только социальные выплаты малообеспеченным людям, инвалидам, тем, кто нуждается в поддержке. Но все эти процессы развивались стихийно, типа: ну если не хватает, то давайте дадим. Но системного подхода не было, не было четкого определения категорий, кому и какая поддержка нужна. Все строилось на поддержке только одной категории граждан. Она заключалась только в социальных выплатах. При этом механизмов социальной адаптации людей с ограниченными возможностями в виде реабилитационных центров и трудоустройства, не было. А это говорит о том, что система социальных услуг в нашей стране не развивалась. Все ограничивалось только несколькими домами престарелых и интернатами для детей. При этом составлялись оптимистичные отчеты о снижении бедности. Но неизвестно было, какая методология при этом использовалась.
Суть заключалась в том, что прежняя власть оценивала социальную ситуацию так, как ей было выгодно. В то же время в социальный сектор направлялись большие финансовые ресурсы в виде кредитов и грантов. Международные донорские организации пытались наладить систему социальной защиты. Но все это не давало эффекта. Наиболее показательным стал момент ликвидации Министерства социальной защиты. Государство, таким образом, продемонстрировало, что соцзащита не была приоритетным направлением. Это констатирует и тот факт, что многие госпрограммы по социальной мобилизации в итоге ни к чему не привели. Рабочие места не создавались, люди не могли зарабатывать и кормить свои семьи, качественного образования не было, как и серьезных социальных гарантий. В связи с этим в стране возникали социальные взрывы и революции.
Система социальной защиты сейчас должна выстраиваться по иному принципу, прежде всего, исходя из возможностей государства. Есть направления, куда не надо вкладывать большие средства, а надо просто работать. К примеру, взять органы местного самоуправления: во всем мире эти структуры занимаются развитием и поддержкой социальной инфраструктуры. Но у нас в Кыргызстане этого нет. Они считают, что этим должно заниматься только правительство. В таком случае возникает вопрос, а чем вообще должна заниматься местная власть? Неужели только экономикой? Но этим занимается Мингосимущества. Необходимо переключить муниципальные и районные госадминистрации на решение социальных проблем.
Регион. kg: В государственный бюджет на текущий год заложено немало внешней финансовой помощи. Но пока неизвестно, когда и сколько поступит зарубежных средств, а пособия платить надо каждый месяц. Как намерено ваше ведомство выходить из этой ситуации?
- Правительство заявило о преемственности всех социальных гарантий. Все социальные выплаты будут сохранены, никаких сокращений не планируется. Выплаты нетрудоспособному населению будут приближены к минимальному потребительскому бюджету. Например, социальные пособия детям – инвалидам до 17 лет повышены до 3 тысяч сомов в месяц. Будут выплачены единовременные пособия ликвидаторам Чернобыльской аварии и участникам ВОВ. Вопрос заключается в другом, как сделать эти социальные выплаты открытыми и прозрачными, как можно их модернизировать. Необходимо сделать так, чтобы эта помощь поступала адресно. Сейчас, увы, этого нет. Также нет четких определений и критериев того, кто действительно нуждается в социальной поддержке. Опять же, нет четкого учета со стороны местных органов самоуправления. Поэтому, есть примеры, когда граждане, которые не работают, но имеют земельные наделы и держат более 100 голов домашнего скота, тоже получают социальное пособие.
Далее, почему бы не сделать так, чтобы семьи, получающие пособия на детей, вкладывали эти средства в их образование. Можно было сделать это в виде специального целевого гранта. Ведь ребенок должен обязательно посещать школу и семья должна нести за это ответственность. Есть и другая проблема - городские жители получают жилищные субсидии, а у сельских такого права нет. Поэтому нужно разработать единые стандарты. Надо активнее развивать социальное партнерство с представителями НПО, где находится достаточно образованная часть нашего общества. Нельзя же только заниматься проведением конференций и Круглых столов, рассуждать о том, что надо помочь, гораздо легче. Надеюсь, что здесь может получиться конструктивное сотрудничество.
Регион. kg: Насколько социально защищены трудовые мигранты, которые своими переводами из России и Казахстана кормят уже не семьи, а города и районы?
- Это достаточно сложный вопрос. Многие мигранты работают в России, где пенсионная система абсолютно иная, чем в Кыргызстане. Естественно, работая в российских регионах, кыргызстанцы платят там пенсионные взносы, но если хотя бы немного наши системы могли бы быть адаптированы, то можно было бы договориться. К сожалению, этот вопрос еще долго не решится, потому что и Россия и Казахстан перешли на накопительную систему. А в Кыргызстане пенсионная реформа еще впереди. Единственный выход - это добровольные страховые полюсы трудовых мигрантов, которые сейчас разрабатываются. Здесь должен очень гибко сработать наш Социальный фонд, который откроет лицевой счет трудовым мигрантам. И люди бы увидели, что им начисляют проценты. Это можно было сделать сразу при перечислении денежных переводов, договорившись с одним из российских банков, чтобы проценты сразу попадали на лицевой счет. Полагаю, что Социальный фонд в состоянии решить этот вопрос.
Та же самая проблема и с медицинским обслуживанием, когда трудовые мигранты будут вынуждены лечиться за деньги. Кстати, немало подобных проблем возникает и с нашей внутренней миграцией. Последние парламентские выборы ярко продемонстрировали, что с миграционным учетом существуют серьезные проблемы. Система прописки не работает, но при этом она не отменяется. Люди, которые приезжают в Бишкек, не имея постоянной прописки, не имеют доступ к социальным льготам. Но и инфраструктура в столице уже не в состоянии оказывать всем приезжим социальные услуги. Ведь во многих новостройках нет никакой инфраструктуры. Хотя сейчас и решено не выдавать земельные участки, но люди продолжают прибывать в Бишкек к своим родственникам и знакомым. И люди приезжают в столицу не от того, что здесь слишком хорошо, просто в регионах имеются еще более серьезные социально – экономические проблемы. Поэтому они вынуждены искать, где можно заработать.
Регион. kg: На ваш взгляд, останется ли Кыргызстан социально ориентированным государством?
- Действительно, госбюджет у нас является социально ориентированным. Но когда заходит речь о социуме, то многие полагают, что средства уходят на поддержку малообеспеченных людей, пособия и т.д. Нет, это не совсем так. Немало средств уходит на систему образования, ведь сейчас стоит задача - создать качественную систему обучения, которая у нас была и в советский период. Произошел образовательный дисбаланс. Необходима поддержка системы здравоохранения. Бюджет социальной системы в год составляет примерно 5 миллиардов сомов. Достаточно ли этой суммы для социальной защиты, конечно, нет, нужно как минимум 10 миллиардов, чтобы повысить уровень пособий. Но бюджет соцзащиты должен расти в соответствии с госбюджетом Кыргызстана. Поэтому дополнительные ресурсы вряд ли в нынешнем году появятся. Но задача премьер – министром поставлена, чтобы социальные стандарты приближались к минимальному потребительскому бюджету.
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320