В Пекине начал работу международный форум «Один пояс – один путь», приуроченный 10-летию глобальной инициативы Китая. Символично, что в юбилейный год ОПОП активизировалось и межгосударственное согласование по ряду инфраструктурных проектов, прежде всего, по строительству железной дороги «Китай – Кыргызстан – Узбекистан».
Как отметил эксперт по международным отношениям, заместитель руководителя секретариата Совета по устойчивому развитию в условиях изменения климата при спикере ЖК КР Байкадам Курамаев, за последние десять лет Кыргызстан и Китай реализовали и продолжают реализовывать множество проектов в рамках инициативы «Один пояс – один путь», ключевым из которых должен стать проект по строительству железной дороги, которая пройдет через территорию Кыргызстана.
- Эта железнодорожная магистраль станет одним из отрезков дороги, которая протянется от Китая до Европы. Реализация проекта должна стать локомотивом роста экономики Кыргызстана, вторым по значимости после крупнейшего международного инвестиционного проекта по разработке золоторудного месторождения «Кумтор», - уверен собеседник «Региона.kg».
По оценкам экономистов, отметил Б. Курамаев, Кыргызстану данный проект очень выгоден.
- Например, только сборы за транзит грузов составят примерно в $200 млн в год. При этом наращивание экспорта кыргызстанских товаров в другие страны приведет к стимулированию собственного производства. В нашей республике есть множество природных ресурсов, которые еще не разработаны, но востребованы на мировых рынках, поэтому могут быть экспортированы. Также мы получим доступ к портам Китая и Каспийского моря. Благодаря доступу к наиболее оптимальным по стоимости видам перевозок — морскому и железнодорожному – Кыргызстан сможет интегрироваться в международную торговлю, т.е. получит возможность обрести свое место на региональных и международных рынках. Деньги за транзит позволят нашей республике вкладываться в экономически эффективные высокотехнологичные проекты, такие как строительство ГЭС, производство электрических автомобилей, разработка и производство кремния, которое используется для производства чипов и другие, - пояснил эксперт.
Он подчеркнул, что с учетом данных за 2022 год, которые показали, что товарооборот КР и КНР составил $3,5 млрд, выведя Китай на лидирующую позицию в общем товарообороте Кыргызстана, Бишкек в реализации проекта и для его завершения в короткие сроки надеется на помощь и финансовую поддержку с китайской стороны.
Однако, чтобы пользоваться преимуществами железной дороги в будущем, сегодня необходимо решить ряд вопросов, таких как утверждение всеми сторонами ТЭО (технико-экономического обоснование, которое было утверждено Кабинетом министров КР в апреле 2023 года и передано на рассмотрение китайской стороне), а также отвод земель и привлечение инвестиций на развитие инфраструктуры вдоль будущей магистрали.
Немаловажным направлением, которое следует проработать перед запуском проекта, является оценка его воздействия на окружающую среду и разработка мер по снижению негативного воздействия.
Реализация любого инфраструктурного проекта оказывает то или иное воздействие на экологию, поэтому, согласно законодательству Кыргызстана, а также международным стандартам в сфере охраны природы, проведение Оценки воздействия на окружающую среду является обязательным. В рамках ОВОС необходимо не только изучить и выявить потенциальное влияние и возможные риски для экологии и антропогенной среды, но и прописать комплекс мер и механизмы для их минимизации и/или компенсации, а также предусмотреть источники их финансирования.
- Вопросы соблюдения экологических норм занимают важное место в работе с инвеститорами, - рассказал в беседе с «Регионом.kg» компетентный источник в Министерстве природных ресурсов, экологии и технического надзора КР.
По его словам, по строительству и эксплуатации ЖД «Китай – Кыргызстан – Узбекистан» ОВОС пока в стадии разработки. На данном этапе Кабмином только формируется комиссия, которая будет заниматься вопросами экологической экспертизы проекта.
- Учитывая, что проект строительства железной дороги обсуждается уже длительное время, безусловно, ранее рассматривались и экологические аспекты его реализации без серьезного ущерба для окружающей среды. Сейчас говорить о степени воздействия данного проекта на экологию преждевременно, поскольку определить это могут только специалисты в процессе проведения различных исследований и экспертиз в рамках разработки ОВОС. Однозначно, проект окажет влияние на окружающую среду, но, по предварительным выводам экологов, оно не будет критичным, - добавил источник в Минприроды.
В свою очередь политолог Кубатбек Асанов высказал мнение, что строительство участка железной дороги, проходящего по территории Кыргызстана, будет достаточно сложным, учитывая, горный ландшафт.
- Но мы уже видели, как с участием китайских компаний проводилась реабилитация автомобильной дороги в Иссык-Кульской области на достаточно сложном горном участке в Боомском ущелье. Все было сделано в соответствии экологическими нормами, каких-либо критических замечаний от представителей общественности я лично не слышал, хотя в Иссык-Кульской области местные жители достаточно чувствительно относятся к экологическим вопросам – достаточно вспомнить ситуации вокруг разработки месторождения «Кумтор». Поэтому я думаю, что со строительством железнодорожной магистрали тоже проблем не будет. Тем более, что ее воздействие на природу и антропогенную среду будут изучать не только специалисты, но и депутаты парламента, и представители региональных властей, где будет проходить дорога, - отметил эксперт.
Он также привел примеры реализации схожих проектов, которые совместно с Китаем реализовал Казахстан.
- Там уже есть договоренности о реализации третьего железнодорожного проекта, два предыдущих не вызвали каких либо экологических проблем. Эти проекты уже осуществляются в интересах Казахстана – для развития его экономического потенциала. Нашей республике тоже необходимо использовать эту уникальную возможность и построить дорогу. На мой взгляд, важно, что в реализации данного транспортно-логистического проекта, который выведет на новый уровень торгово-экономическое развитие республики, заинтересовано не только правительство, но и бизнес-сообщество Кыргызстана, - добавил К. Асанов.
Стоит отметить, что с момента обретения Кыргызстаном независимости Китай стал одним из главных торгово-экономических партнеров республики. Совместно с КНР успешно реализованы следующие проекты: строительство и запуск линии электропередач «Датка – Кемин», реабилитация автомобильных дорог «Ош – Баткен – Исфана», «Бишкек – Балыкчы» и «Бишкек – Нарын – Торугарт». Также была произведена модернизация ТЭЦ «Бишкек», автомобильной дороги «КНР – КР – РУз», а также альтернативной автомагистрали «Север – Юг». По мнению экспертов, все эти инфраструктурные проекты способствуют развитию национальной экономики КР.
Аида Мамбетова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320