Проект строительства железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» в последнее время привлекает к себе все больше внимания.
В чем выгода этого глобального проекта для наших ближайших соседей — стран Центральной Азии — и какие плюсы и минусы в нем для Казахстана — в аналитической статье журналиста из КНР для рубрики «Восточный экспресс».
Соглашение предусматривает, что все стороны должны содействовать успешному завершению технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта строительства железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» на участке «Торугарт-Арпа-Макмал-Джалал-Абад» в Кыргызстане. Вся работа по ТЭО должна быть завершена до 1 июня 2023 года. Три стороны планируют поровну разделить его стоимость и достичь трехстороннего соглашения о финансировании проекта.
Подписание соглашения знаменует собой существенный прогресс в этом глобальном транспортно-логистическом проекте, который обсуждался более 20 лет. Для Китая, Кыргызстана и Узбекистана он играет важную роль в расширении их транспортных и логистических возможностей, улучшении региональной транспортной схемы и даже экономической модели, а также потенциально влияет на геополитическую обстановку региона. Железная дорога «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» является важной частью южного маршрута железнодорожного экспресса «Китай-Европа» общей протяженностью около 523 км, в том числе 213 км — в Китае, 260 км — в Кыргызстане и около 50 км — в Узбекистане.
Согласно проекту, железная дорога начинает свой путь из Кашгара (Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР) на запад, через Карасу (Кыргызстан) до Андижана (Узбекистан). В результате расстояние от Восточной Азии до Ближнего Востока и Южной Европы сократится примерно на 900 километров, а время в пути — на 7-8 дней.
Большому проекту — большое внимание
После подписания соглашения о сотрудничестве по проекту железной дороги многие страны проявили интерес к данному маршруту. 12 октября на состоявшемся в Бишкеке кыргызско-иранском бизнес-форуме посол Ирана в Кыргызстане Саид Хазари поднял вопрос о продлении железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» также до Исламской Республики.
«Иран заинтересован в налаживании торгово-экономических отношений с Кыргызстаном. Для увеличения объемов торговли в первую очередь должны быть решены вопросы логистики. Для этого мы можем продлить железную дорогу «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» до Ирана. Кыргызстан таким образом получит выход к морю», — подчеркнул Хазари.
Азербайджан также выразил надежду на реализацию данного проекта: «Если железная дорога «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» дойдет до Каспийского моря, это заметно увеличит объем торговли в регионе и снизит стоимость грузоперевозок, став частью среднего коридора Евразии». Президент Азербайджана Ильхам Алиев в своем заявлении по итогам переговоров с президентом Кыргызстана Садыром Жапаровым в Бишкеке подчеркнул: «Все проекты в Центрально-Азиатском регионе и Западном Каспийском регионе реализуются одновременно, чтобы мы могли расширить наши портовые мощности».
Окно возможностей
Китай, Кыргызстан и Узбекистан подписали меморандум о взаимопонимании по строительству железнодорожного проекта, соединяющего три страны, еще в 1997 году, и с тех пор реального прогресса не наблюдалось. На протяжении более чем 20 лет велись дискуссии по проекту строительства железной дороги, но стороны долго не могли прийти к соглашению. Разногласия между различными сторонами в основном касались маршрута, ширины колеи, источника средств, национальной безопасности, экологии и геополитики. Решение вопроса по маршруту было найдено в 2008 году. Китайская рабочая группа и кыргызская экспертная группа окончательно определили план северной линии протяженностью около 260 километров, то есть линию «Торугарт-Арпа-Карасу-Андижан», через которую Кыргызстан может соединить железнодорожную сеть север-юг в пределах территории.
Существующая линия «Балыкчы-Арпа» является важным коридором, соединяющим север и юг страны, но линия старая и требует постоянного ремонта. Поэтому, если к этой линии можно будет подключить железную дорогу «Китай-Кыргызстан-Узбекистан», это значительно улучшит внутреннюю транспортную схему Кыргызстана и сформирует железнодорожную сеть между Иссык-Кулем, Нарыном и Ошем. Это также являлось основным соображением, по которому Кыргызстан на протяжении многих лет настаивал на северной линии китайско-кыргызской железной дороги.
Выгода «Пояса и пути»
С точки зрения транспортной схемы евразийского континента железная дорога «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» является важным дополнением к планированию Нового Евразийского континентального моста, который может соединить Китай с Каспийским морем и равниной Аральского моря. После того, как железная дорога выйдет на центральноазиатскую равнину, у Китая может быть больше выбора, идти ли ему в обход Ирана на юге Каспийского моря или продолжать идти на север через Казахстан и Россию в Европу. В настоящее время железнодорожный экспресс «Китай-Европа» проходит через территорию России.
После начала российско-украинского конфликта Россия подверглась ряду международных санкций, которые заблокировали транспортные каналы евразийского континента, и транспортная артерия «Китай-Европа» также сталкивается с неблагоприятными последствиями. После завершения строительства железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» она напрямую достигнет Западной Азии и Европы, что способствует устойчивой железнодорожной торговле между Европой и Азией. Кроме того, в настоящее время около 88% грузового объема железнодорожного экспресса «Китай-Европа» проходит транзитом через Казахстан, железная дорога «Китай-Кыргызстан-Узбекистан», как один из вариантов диверсификации маршрута, позволит обеспечить беспрепятственное течение основного сухопутного пути между Азией и Европой и будет способствовать качественному совместному строительству «Пояса и пути».
Мяч на стороне Кыргызстана
Нет никаких сомнений в том, что основное внимание и сложность проекта железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» сосредоточены в Кыргызстане. Участок железной дороги в Китае и Узбекистане практически готов. Кыргызский участок не только сложен в строительстве, но и сталкивается с проблемами финансирования, освещения в СМИ, общественного мнения и т.д. Это тема всеобщего беспокойства и горячих дискуссий среди экспертов, аналитических центров и общественности. Например, на круглом столе, состоявшемся в конце сентября 2022 года, бывший кандидат в президенты Кыргызстана и экономист Аймен Касенов заявил, что проект железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» невыгоден Кыргызстану.
12 октября 2022 года в Центре экспертных инициатив «Ой Ордо» состоялся круглый стол, на котором более позитивно высказался бывший директор Института Центрально-Азиатского регионального экономического сотрудничества, доктор экономических наук Кубат Умрзаков. По его словам, железная дорога «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» увеличит реальные доходы Кыргызстана в среднем на 4,4%-4,9%. В то же время строительство и последующая эксплуатация железной дороги означают необходимость строительства мостов, тоннелей, железнодорожных станций, логистических центров, что обеспечит большое количество рабочих мест и возможностей развития для кыргызстанцев. Но он также сообщил, что строительство железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» обсуждается уже 23 года, протяженность проекта составляет около 260 километров, а предполагаемая стоимость — около 5 миллиардов долларов США.
Для Кыргызстана финансирование является большой проблемой. Заместитель министра транспорта и коммуникаций Кыргызстана заявил в интервью СМИ, что проект больше не может быть отложен только из-за стоимости строительства. Первоначальный бюджет проекта составлял 1,5 миллиарда долларов, но с тех пор он был увеличен до 5 миллиардов. «При дальнейшем затягивании стоимость будет только увеличиваться, и ожидается, что она возрастет примерно до 8 миллиардов долларов США. В то же время будет сложнее найти подходящих инвесторов и способы инвестирования», — заявил вице-министр.
https://www.kp.kz/daily/27480/4688179/
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320