Безопасность
19.03.2018

Жээнбеков берет силовиков под контроль: как далеко зайдет новый президент КР в борьбе с коррупцией?

За время своего непродолжительного пребывания на посту президента Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков обозначил следующие приоритеты в своей политике: преемственность курсу своего предшественника и жесткая борьба с коррупцией.

8 февраля 2018 года Сооронбай Жээнбеков провел заседание Совета безопасности Кыргызской Республики, на котором он назвал коррупцию одной из главных угроз государственности, потребовав очистить общество от этого недуга. Президент особо акцентировал злоупотребления среди силовых структур.

«Борьба с коррупцией – очень важный вопрос. Я расцениваю коррупцию как проблему, угрожающую нашей национальной безопасности. Борьба с коррупцией – задача, равнозначная с отстаиванием нашей государственности и суверенитета страны.

Общеизвестно, что правоохранительные органы тесно вовлечены в теневые схемы и экономические преступления. К примеру, под разными предлогами возбуждаются уголовные дела в отношении предпринимателей. Расследование таких дел, как правило, затягивается надолго, а через некоторое время многие из них закрываются, так и не дойдя до суда», - заявил президент.

Значимость заявлений президента, сделанных в ходе заседания Совбеза, подтверждают серия кадровых перестановок, которые случились на следующий день 9 февраля.

В интервью корреспонденту Пресс-клуба «Содружество» кыргызстанские политологи прокомментировали заявления Сооронбая Жээнбекова и поделились оценками первых итогов его президентства.

Президенту придется лично вмешиваться в решение проблем

Политолог, сопредседатель Клуба региональных экспертов «Пикир» Игорь Шестаков считает, что для выполнения своих обещаний президент вынужден будет вмешиваться во все сферы государственной и общественной жизни:

«На мой взгляд, выступление президента на заседании Совета безопасности, в котором он в достаточно жесткой форме подверг критике работу госструктур, отвечающих за борьбу с коррупцией, к настоящему моменту является ключевым для понимания политического курса нового кыргызстанского лидера. Ведь на протяжении всех лет независимости коррупция является главной проблемой для властей республики.

Напомню, что революционные события марта 2005-го и апреля 2010-го были напрямую связаны с коррупционными действиями экс-президентов Аскара Акаева и Курманбека Бакиева. Не случайно президент на Совбезе заявил, что коррупция является опасным для государства и общества явлением. Также глава государства отметил, что госструктуры сами погрязли в коррупции и не могут полноценно выполнять свои функции.

Особое внимание глава государства обратил на Антикоррупционную службу Государственного комитета национальной безопасности КР (АКС ГКНБ), отметив, что у этой структура пока нет реальных результатов расследования коррупционных схем. Также Сооронбай Жээнбеков высказался в пользу срочных мер по очищению рядов правоохранительных, надзорных и судебных органов от замешанных в коррупции сотрудников.

После Совбеза последовали серьёзные кадровые перестановки в АКС ГКНБ, что свидетельствует о том, что у нового главы государства слова не расходятся с делами. Как заявил президент, по Конституции, обеспечение народовластия - прямая обязанность главы государства. Жээнбеков пообещал: если будут нарушаться законы и ущемляться права кыргызстанцев, для решения проблем и защиты граждан он лично будет вмешиваться во все сферы жизни.

Таким образом, Жээнбеков дал понять, что он не намерен выступать в роли наблюдателя, а готов активно влиять на общественно-политические процессы. В целом позиция президента по борьбе с коррупцией нашла моментальную поддержку в обществе. Это придаёт уверенность, что президент не остановится на отставках чиновников, а перейдёт к более решительным действиям. Особенно в сфере реформирования судебной системы, в которой буквально рассыпаются сотни уголовных дел в отношении должностных злоупотреблений.

Полагаю, что таким образом Сооронбай Жээнбеков выбил почву из-под ног своих потенциальных политических оппонентов, ведь тема борьбы с коррупцией напрямую касается построения госсистемы, где во главе угла находится законность, порядок и справедливость. Именно достижение этих целей предоставит Кыргызстану возможность избежать политических катаклизмов. Но многое в этом вопросе будет зависеть от команды, которую глава государства ещё только формирует».

Политолог Токтогул Какчекеев также подчёркивает важность заявлений президента на заседании Совбеза:

«Наиболее громким заявлением Сооронбая Жээнбекова можно назвать его выступление на Совете безопасности, лейтмотивом которого стала борьба с коррупцией. Это является свидетельством преемственности политическому курсу СДПК и её лидера, экс-президента КР Алмазбека Атамбаева, который создал реальный механизм борьбы с этим злом, не взирая на должностное положение и статус «неприкасаемых», прикрытый броней депутатской неприкосновенности.

Жээнбеков также поставил задачи равномерного разделения государственного бюджета, акцентировав внимание на том, что бюджетные ресурсы распределяются в регионы, из которых происходит большинство депутатов. И это при том, что законодательный орган избирается по партийному принципу.

Также был поставлен вопрос о неэффективности правоохранительных, надзорных, таможенных и фискальных органов. Особо подчёркивается значимость укрепления отношений с нашими союзниками по ОДКБ и ЕАЭС и роль России в этих процессах».

Президент отказался от ущербной модели развитого центра и нищих регионов

Кыргызстанский политолог Денис Бердаков подвёл краткие итоги президентства Жээнбекова:

«Из первых месяцев президентства Сооронбая Жээнбекова можно сделать несколько выводов.

Во-первых, президент позиционирует себя как часть правящей властной верхушки, готовый взаимодействовать со всеми её ветвями, по крайней мере, судя по внешним сигналам. С другой стороны мы видим поступательные шаги главы государства по назначению своих кадров на различные ключевые позиции. То, что с первых дней не последовали заявления о том, что во всех бедах виноваты предшественники, стало, пожалуй, наиболее благоприятным сценарием для Кыргызстана. Такой сценарий у нас уже был, но тогда была качественно другая смена власти.

Второй важный акцент: президент сменил состав Совета безопасности – органа, который, в принципе, позволяет подчинять де-юре парламентскую республику институту президента. Это расширение полномочий Совбеза произошло ещё примерно в 2013 году. Хотя у этого органа и нет чётких полномочий, однако учитывая, что Совбез занимается борьбой с коррупцией, можно предположить, что у него есть компромат на любое министерство и ведомство.

Что успел сделать Жээнбеков за первые несколько месяцев пребывания на посту президента? В сфере экономики он обозначил в качестве приоритета развитие регионов. На мой взгляд, это чрезвычайно важно и нужно, потому что сегодня мы развиваемся по классической модели стран Третьего мира: условно развитый центр – хотя по большому счету он не развитый ни технологически, ни промышленно, просто в Бишкек стекаются деньги, здесь оседает административная рента, живут самые богатые люди страны с неизвестно как нажитым капиталом – и бедные, неразвитые регионы. Это модель ущербна – она приводит к дестабилизации ситуации в стране.

Регионы не могут развиваться сами по себе, без интеграции в цепочки добавленной стоимости. Пока эти намерения лишь обозначены, предстоит большая работа. Вопросы экономического блока находятся в руках правительства – только оно ответственно за их эффективную реализацию.

Возможно, это вызовет некоторое противоречие в системе власти. По действующей модели распределения полномочий, президент может только определять основные направления развития. Для эффективного проведения своей экономической политики ему нужны аналитические, административные, финансовые ресурсы. Пока не понятно, откуда их черпать, возможно, понадобиться создание новых фондов и привлечение ресурсов уже действующих. Например, Российско-Кыргызского фонда развития.

Жээнбеков формирует команду, не руководствуясь ни клановым, ни родовым принципом

В политической сфере Жээнбеков обозначил преемственность курсу своего предшественника. Как бы это не оценивалось, это произвело огромный положительный эффект. Тем не менее, несмотря на наличие преемственности, произошел ряд кадровых перестановок и новых назначений, местами довольно стремительных. Это свидетельствует о том, что президент проводит самостоятельную политику и не идёт на сиюминутные компромиссы. У него есть своё стратегическое видение, и он не намерен работать с людьми, с которыми ему некомфортно взаимодействовать.

Отдельный сюжет представляет собой отставка главы Аппарата президента Фарида Ниязова, который ушел с должности по собственному желанию. Это был ход самого Ниязова, который не особо стремился на эту должность, а скорее был вынужденно (с учетом его колоссального опыта) назначен на этот пост для обеспечения преемственности власти.

Очевидно, что новый президент приведёт своих людей – он уже назначил несколько новых советников, помощников, начальников отделов Аппарата президента. Постепенно его влияние растет – и ключевое здесь слово «постепенно».

На кадровой политике Жээнбекова следует остановиться подробно.

Если внимательно отслеживать назначения нового президента, то можно заметить, что он часто привлекает к работе людей, с которыми он ранее работал или как-то пересекался ещё, будучи главой Ошской области и правительства. В то же время, внимательно изучая биографии этих людей, я пока не отследил какого-то ярко выраженного регионализма, клановости или семейственности. Таким образом, Жээнбеков при формировании своей команды не руководствуется ни клановым, ни родовым принципом – это явный прорыв для Кыргызстана.

Таким образом, стабильная политическая система, которая была сформирована за предыдущие несколько лет, позволяет нынешнему президенту работать с людьми, которых он знает и доверяет – для него это принципиальный момент – но лично ему никак не обязаны. В то же время и президент от них никак не зависит.

Коррупция – это цемент, которым связано современное кыргызстанское общество

Ключевой риторикой Жээнбекова, по крайней мере, в последние два с половиной месяца, является тема ОЧИЩЕНИЯ. Очищение государственной власти от оборотней в погонах, коррупционеров и взяточников, тотальная чистка. С одной стороны, в обществе это воспринимается как взятие под контроль силовиков - Генпрокуратуры, МВД, ГКНБ. В принципе частично так оно и есть. Это очень важно, так как нынешнее плачевное состояние государственной системы – это результат того, что органы правопорядка не исполняют свои функции и имеют крайне низкий уровень доверия со стороны населения.

Кыргызстанцы видят, что чиновники разъезжают на машинах стоимостью в десятки тысяч долларов при зарплате в 200 долларов. Это вызывает диссонанс в общественном сознании. Из-за тотальной коррупции институт государства практически утратил доверие народа. Жээнбеков это понимает и готов пойти в своей борьбе очень далеко.

Это повлечёт очень интересные и непредсказуемые последствия. Пока его действия направлены на то, чтобы взять под контроль силовиков, это выглядит вполне приемлемым в рамках кыргызской политической культуры.

Но если он действительно попытается искоренить коррупцию, то могут возникнуть системные противоречия, поскольку коррупция – это ключевой элемент межличностных групповых связей в Кыргызстане. Это цемент, которым связано современное кыргызстанское общество. Президент явно стремится повторить историю Ли Куан Ю, первого премьер-министра Республики Сингапур, одного из создателей сингапурского «экономического чуда», объявившего тотальную борьбу с коррупцией.

Тут уже встаёт вопрос: а готово ли само общество к таким изменениям? На мой взгляд, не готово. Придётся применять крайне жёсткие меры, и президент может потерять часть своего влияния. Например, он требует от АКС ГКНБ идти до конца, зачищать всех коррупционеров подряд. И у людей, которые там работают, начинается лёгкая форма шизофрении. Они рассуждают так: неужели теперь можно посадить всех депутатов, половину правительства и 2/3чиновников. Соответственно, отправить на скамью подсудимых 95% самых богатых и уважаемых людей страны?

Пока президент настаивает на том, что сажать надо всех. Но в любом случае лечение болезни коррупции будет сопровождаться ее крайним усилением. Ведь, как известно, когда болезнь начинают лечить, она демонстрирует наиболее высокую степень сопротивляемости внешнему воздействию. Это обострение противоречия и станет ключевым сюжетом внутриполитической жизни в Кыргызстане на ближайшее время.

http://press-unity.com/analitika-stati/11145.html

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320