Хотя эксперты в один голос заявляют, что отмена срока давности в Конституции не коснется самих инвесторов.
Напомним, что в Жогорку Кенеша, рамках реформы Основного закона, был инициирован законопроект «Об уголовной ответственности лиц, совершивших преступные деяния в отношении месторождения «Кумтор». Согласно данному законопроекту, сроки давности не подлежат применению в отношении лиц, совершивших должностные преступления в связи с подготовкой к разработке и практическим освоением золоторудного месторождения «Кумтор», а также преступления против интересов службы на негосударственных предприятиях и организациях, осуществляющих разработку «Кумтора».
Однако эта «благородная» затея нардепов на фоне множества других экономических преступлений госуровня, в том числе, в энергосекторе и во всей горнорудной отрасли в целом, выглядит, мягко говоря, странно. Более того, внесение изменений в Конституцию, а не в законопроект ради одного «Кумтора», на фоне постоянной «мышиной возни» вокруг этого главного инвестиционного проекта страны за все годы независимости Кыргызстана, наводит на мысль об еще одной политизации данного вопроса. Теперь уже на Конституционном уровне...
По мнению политолога Зайнидина Курманова, сроки давности преступлений – чисто советское явление.
- Связано оно с массовыми репрессиями. Тогда количество тюремного населения превышало все мыслимые результаты. А так как наличие судимости предусматривало ограничение в правах, то было принято решение о введении понятия «срок давности преступления». На Западе такой практики нет. Если ты совершаешь преступление, то оно будет висеть над тобой всю жизнь. Поэтому, лучше 10 раз подумать, прежде чем сделать что-то плохое. Поэтому, я считаю, что это нормально. Единственно, что вызывает у меня недоумение, так это внесение данного пункта в Конституцию страны, - поделился в беседе с «Регион.kg» Курманов.
Вообще, в последнее время все, что касается ситуации вокруг главного месторождения страны, вызывает массу вопросов. И это при том, что на волне громких призывов со стороны членов правительства к зарубежным инвесторам и обещаний предоставить им якобы «райскую» жизнь, положение дел с «Кумтором» выглядит с точностью наоборот. Не боятся ли наши «слуги народа», что подобная политическая «афера» не только не поднимет наш инвестиционный статус в глазах мирового сообщества, но и вовсе отпугнет желающих сыграть в «кыргызскую бизнес-рулетку»?
По словам экономиста Асылбека Аюпова, таким незатейливым способом наши депутаты попросту пытаются показать, что работают и даже выполняют свои предвыборные обещания.
- Но, хочу сразу отметить, что вопрос по снятию срока давности по золоторудному месторождению надо рассматривать немного в другой плоскости. В данном конкретном случае представители Жогорку Кенеша выступают не против «Центерры», а хотят наказать именно наших граждан, некогда занимавших высокие посты в структурах власти. Более того, в те годы, властная верхушка вполне открыто участвовала в хищениях золота, вывозив его с территории Кыргызстана на самолетах. Причем, их преступления имеют под собой множество фактов и доказательств. И дело тут даже не в заключение договора против интересов своей страны. Даже при внесении такой поправки в Конституцию очередных наездов на «Центерру Голд.инк» быть не должно, поскольку эта компания добросовестно работает в Кыргызстане, - отметил в беседе с «Регион.kg» Асылбек Аюпов.
Также ряд экспертов акцентируют внимание на том, что состояние национальной экономики зависит и от своевременно принятых законов, от их качества, от воли госструктур в борьбе с коррупцией, от благоприятного инвестиционного климата. Эти выводы подтверждают и различные исследования. По результатам исследования International Finance Corporation (World Bank Group) 2/3 иностранных инвесторов закрывают в Кыргызстане бизнес из-за коррупции и непредсказуемости действий властей , инвестиционная привлекательность республики значительно снизилась, принимаемые стратегии развития страны не исполняются в полной мере.
В этой связи глава аналитического центра «Институт конституционной политики» Нурлан Садыков отмечает, что законодательная поправка в отношении «крупнейшего месторождения является вершиной правового нигилизма, когда закон, распространяющий свое действие на неопределенный круг лиц, становится актом, распространяющим свое действие на конкретных лиц по проекту «Кумтор».
«Подобная умопомрачительная традиция не нова. В свое время индивидуальный субъект Кумтор внесли в текст Гражданского Кодекса КР. Что сказать? Слов нет», - высказывает свое удивление эксперт.
Анастасия Борисова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320