Экономика
06.02.2020

Ждет ли Кыргызстан экономический успех?

Через три года для Кыргызстана наступит самый сложный период в выплате долгов. С 2023-го по 2031 год Кыргызстану потребуется больше средств на выплаты по государственному долгу, а в 2027 эти выплаты достигнут пика — только по внешнему долгу они составят 400 миллионов долларов. Так, в 2019 году половина этой суммы была выплачена по внутренним долгам, а половина — в качестве обслуживания внешнего долга

Ни для кого не секрет, что самым крупным кредитором Кыргызстана является Китай. При этом Кыргызская Республика вошла в пятерку государств, взявших больше всего денег в этой стране. 45 процентов из 3,8 миллиарда долларов внешнего долга Кыргызстана получены от Китая — а это 1,7 миллиарда долларов. В долгосрочной перспективе целью экономических проектов является лоббирование интересов КНР на всех уровнях власти и гражданского общества, а также подготовка собственных кадров для работы на территории Кыргызстана. Кроме того, китайские проекты в краткосрочной перспективе составляют основу бюджета страны, а в среднесрочной и долгосрочной — финансовую зависимость от Китая и связанное с этим экономическое и политическое давление.

Ранее, в сентябре 2019 года, министр финансов КР Бактыгуль Жээнбаева, выступая в парламенте, сообщила, что ведутся переговоры с «Эксимбанком» о списании долга, но китайская сторона отметила, что у Кыргызстана есть возможности выплачивать долг, и отказалась от обсуждения. Переговоры о сокращении долга велись и с немецким государственным банком. Тогда кыргызская сторона добилась конверсии долга (изменения, выгодные для плательщика). После многодневных переговоров они, можно сказать, сократили долг на 14,9 миллиона евро при общем долге 76,3 миллиона.

Кыргызстан также должен выплатить долги еще более двадцати международным организациям.

Необходимо отметить, что наша экономика не стоит на месте, она постоянно растет. По прогнозам экспертов, к сроку максимальных выплат ее состояние однозначно улучшится. Так, за последние восемь лет экономические показатели улучшились в два раза. При сохранении такого темпа роста экономики госдолг остается управляемым, и его доля в ВВП будет постоянно снижаться.

Несмотря на стабильный ежегодный экономический рост, Кыргызстан, без эффективных реформ системы управления государством, без изменения своей экономической стратегии, без кардинальных реформ в сфере образования не сможет стать успешным государством в двадцать первом веке.

Если мы по-прежнему будем довольствоваться ростом нашей экономики в объеме 3,5-4,5% в год, то пройдут еще 30 лет, а мы все еще будем оставаться среди слаборазвитых стран. Руководство республики должно сделать все, чтобы ежегодно увеличивать рост ВВП минимум на 10%, что позволит в ближайшее десятилетие увеличить ВВП страны в несколько раз.

Каковы итоги 2019 года? Экономический рост КР составил 4,5%, а ВВП достиг 590 млрд. сомов (8,5 млрд. долл. или около 1300 долл. на душу населения). Без учета предприятий по разработке месторождения Кумтор объем ВВП сложился в размере 543 млрд. сомов и возрос лишь на 3,8%.

Между тем наши соседи стабильно дают экономический рост на уровне 7-8%, при этом темпы их развития не снижаются, а их экономики, по мнению международных экспертов, являются перспективными, о чем нельзя сказать о нашем государстве.

Как известно, в последнее десятилетие экономика Узбекистана активно развивается и показывает высокие результаты. За последние 10 лет ВВП страны вырос более чем в 6 раз. С экономической точки зрения Узбекистан относят к промышленно ориентированной стране, хотя и с крепким сельским хозяйством. Основными двигателями национальной экономики являются промышленность, газовая отрасль, сельское хозяйство, транспорт, торговля, строительство и сфера услуг. Узбекистан занимает 11 место в мире по количеству добываемых объемов природного газа, что вносит немалый вклад в ВВП государства.

Другой наш сосед, Таджикистан, хотя и отстает от нас чуть-чуть по показателю ВВП на душу населения, но также ушел в отрыв по многим экономическим показателям, например, ежегодный рост ВВП за последнее время составлял в среднем около 7,5%.

Что же касается нашей экономики, то мы все еще сильно зависим от Кумтора, который, как показало время, не может стать по своей сути одним из двигателей нашей национальной экономики. Мне кажется, самым слабым звеном кыргызской экономики является то, что в республике нет определенного количества крупных предприятий, которые составили бы экономическую мощь Кыргызстана.

Что же получается? По факту основное производство внутреннего рынка отдали на откуп иностранным компаниям, но все же мелкий бизнес и мелкотоварный аграрный сектор оставили за населением, в результате у страны нет ни доходов, ни экономической мощи.

Между тем, развитие государственных предприятий, в первую очередь в таких отраслях как энергетика, транспорт, инфраструктура, промышленность, при соблюдении рыночных законов, позволило бы выстроить нам эффективную макроэкономическую модель, увеличить доходы государства (практика показывает, что именно государственные предприятия добросовестно уплачивают налоги или наоборот успешно от них освобождаются), создать сотни тысяч рабочих мест и самое главное в разы увеличить объемы внутреннего валового продукта.

http://sodrugestvo.info/?p=447498

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320