Как угрозы вторичных санкций влияют на деятельность финансового сектора Кыргызстана и других центральноазиатских государств, а также возможности и потенциальные риски для развития экономик стран ЦА в условиях финансовых ограничений со стороны западных стран обсудили участники круглого стола: «Тенденции и перспективы банковской системы Кыргызстана и стран ЦА в условиях вторичных санкций», организованного Центром экспертных инициатив «Ой Ордо».
В рамках дискуссии было отмечено, что сегодня наметились четкие тенденции к кардинальным изменениям и распаду международной финансовой системы, построенной на основании Бреттон-Вудских соглашений. По оценкам экспертов, необратимый процесс мировой дедолларизации ведет к снижению господства западной финансовой инфраструктуры над «не западными» странами, во многих из которых в последнее время наблюдается активный экономический рост, благодаря чему укрепляется их роль в мировой экономике, финансах и политике.
Однако катализатором распада существующей с 1944 года системы международных денежных отношений послужили действия Вашингтона и ряда европейских столиц, которые стали злоупотреблять своим положением в мировых финансах для оказания давления на своих геополитических противников и экономических конкурентов, а также на их союзников. Например, конфискуя активы России, и вводя против нее санкции, при этом угрожая странам ЦА вторичными санкциями за сотрудничество с Российской Федерацией. В этой ситуации становится еще более очевидным, что агрессивная и навязчивая политика западных финансовых институтов направлена отнюдь не на решение социальных и экономических вопросов в республиках региона, а на установление над ними контроля, прежде всего, в финансовой сфере через банковскую систему.
- Не буду скрывать, меня возмущает нынешнее положение дел в финансовом секторе, когда наши финансовые структуры закрывают глаза на некоторые актуальные проблемы, а потом выдвигают не актуальные запоздалые инициативы. Их сегодня, конечно, сильно трясет, но при этом они неплохо на этих встрясках и зарабатывают. Но страдают от этого наши граждане, - подчеркнула депутат ЖК КР Гуля Кожокулова.
При этом она обратила особое внимание на тот факт, что условия нынешней геополитической игры, при которой в проигрыше оказываются многие страны мира, в том числе и Кыргызстан, диктуют США.
- На сегодняшний день картина такова, что санкции вводит одно государство, и делается это исключительно в соответствии с их собственным государственным законодательством, которое, надо подчеркнуть этот факт, не является международным. Поэтому мне не понятно, почему все остальные страны должны этому подчиниться? Почему приоритетом для мирового сообщества должен стать закон иностранного государства? Мне очень понравилось вышедшее буквально накануне сегодняшнего круглого стола интервью президента Кыргызстана одному российскому телеканалу, в котором Садыр Жапаров подчеркнул, что мы не должны жить по чужим правилам, и Запад не должен нам указывать, как и с кем выстраивать сотрудничество. Я думаю, в таком ракурсе мы и должны действовать. Да, мы прекрасно осознаем, что мы не изолированы, что мы связаны с другими странами, в том числе через международные финансовые институты. Но при этом, Кыргызстан не является стороной того или иного конфликта, поэтому наша республика не должна страдать, и по решению иностранного государства жертвовать интересами собственного народа, - добавила Г. Кожокулова.
Как в свою очередь отметил директор ЦЭИ «Ой Ордо» Игорь Шестаков, несмотря на попытки активного внешнеполитического давления, вынудить Кыргызстан и другие страны Центральной Азии полноценно присоединится к пакету антироссийских санкций, западные страны не могут. У них нет для этого реальных механизмов, учитывая, что их финансовые возможности на данный момент крайне ограничены по причине выделения запредельно больших объемов финансовой помощи Киеву.
- Общий объем кредитов МВФ странам ЦА в настоящее время не превышает $1 млрд, тогда как ранее Украине было одобрено финансирование на $20 млрд без каких-то условий и ограничений. В этой связи государства нашего региона вправе выдвигать требования по пересмотру принципов управления МВФ, ВБ, ЕБРР, а также выступить за более заметное представительство в их руководстве стран «глобального Юга». Это бы дало возможность вырабатывать решения по справедливому распределению финансовых ресурсов, а также поставить жирную точку в принятии одиозных политических решений со стороны данных структур, - поделился мнением эксперт.
Он также обратил внимание, что для Кыргызстана, например, Узбекистан как торгово-экономический партнер играет гораздо более важную роль, чем США. Это говорит о том, что для Запада экономическое присутствие в регионе не является стратегически важным. Главный акцент делается на их политическом присутствии. При этом контроль деятельности Всемирного банка и Международного валютного фонда странами Запада дает им определенные рычаги для оказания влияния на внутриполитические процессы стран нашего региона.
- Сегодня все еще имеет место доминирование американской валюты в международной торговле и на национальных финансовых рынках, как и вынужденные внешние валютные заимствования государств. Даже в ЕАЭС весь товарооборот подсчитывается в долларах США. Однако такие государства как Китай, Индия, Турция, ОАЭ с целью снижения негативных эффектов от долларовой зависимости в настоящее время стали резко наращивать закупки золота для обеспечения стабильности своих золотовалютных резервов и постепенного сокращения своих депозитов в европейских банках. В значительной мере повлиял на эти процессы пример России, когда валютные счета в западных банках российских госкомпаний оказались под арестом, и средства были изъяты, - пояснил спикер.
Он напомнил, что в прошлом году на круглом столе, посвященном вопросам расширения взаиморасчетов в национальных валютах, который проводился на площадке ЦЭИ «Ой Ордо», эксперты подчеркивали необходимость активизации операций в национальных валютах, криптоинструментах и золоте. Т.е. необходимость создания устойчивой к санкциям и независимой от доллара, а значит от Запада, платежно-расчетной и финансовой инфраструктуры.
- Актуальными являются инициативы по внедрению недолларового международного долгового рынка, что позволит оказать комплексное стабилизирующее влияние на мировую торговлю и международную валютно-финансовую систему. Новые механизмы позволят сбалансировать однополярную финансовую систему, создадут условия для конкуренции и возможность выбора альтернативных торговых и расчетных инструментов. Это будет способствовать снижению валютных, санкционных рисков, и позволит сохранить свободу выбора внешних торгово-экономических партнеров, - отметил И. Шестаков, предположив, что об этом речь пойдет и на предстоящем саммите глав государств БРИКС в Казани.
При этом он добавил, что Кыргызстану и странам ЦА целесообразно ускорить переход на полный взаиморасчет в национальных валютах, а также поддержать идею Банка развития ШОС. Перспективным направлением, по мнению эксперта, мог бы стать запуск региональной площадки цифровых валют для проведения торгово-расчетных операций в криптоактивах и валютах стран региона и интеграционных объединений.
Мысль о том, что сегодняшние кардинальные изменения мировой финансовой системы свидетельствуют о том, что наступает постбреттон-вудская эпоха, поддержал эксперт по экономике и госуправлению, доцент, д.э.н. Алмаз Насыров. По его словам, меняются стандарты, как и вся система товарооборота, основанная на свободном перемещении денежных потоков. Это происходит вследствие введения противоречивых экономических санкций. Прежде всего, блокировки свободы перемещения товарно-денежных потоков в зависимости от политики или каких-то политических предпочтений.
- Как вы знаете, 30 лет назад практически все новые постсоветские страны были втянуты в глобализацию. Став участниками Всемирного банка и МВФ, членами ВТО, мы соответственно, вовлеклись в международную финансовую инфраструктуру, включающую платежные системы, в том числе и в SWIFT, который сегодня фактически регулируется определенной доминантной группой, состоящей преимущественно из представителей коалиции западных стран. В свою очередь условия однополярного мира, которые формируются под воздействием относительно субъективных факторов, ставят в уязвимое положение особенно экономики слабых и финансово неустойчивых, зависимых от внешних вливаний стран, - отметил спикер.
Он напомнил, что в структуре товарооборота Кыргызстана (по состоянию на август 2024г) на долю экспорта приходится всего лишь 20%, а импорта – почти 80%. При этом ключевыми звеньями внешнего товарооборота республики являются страны ЕАЭС и Китай. В этой связи Бишкеку следует очень четко продумать, с кем работать, и в каком направлении двигаться, т.е. как правильно расставлять приоритеты экономического роста.
- По-прежнему львиная доля поступлений от трудовых мигрантов приходится на РФ и страны ЕАЭС. То же самое относится и к экспорту, основная часть которого уходит на рынки стран Евразийского экономического союза, и прежде всего на российский рынок. В частности, в 2023-м году товарооборот между Россией и Кыргызстаном составил порядка $3 млрд. Сейчас наступает экзистенциональный момент, который может определить параметры будущего существования страны. Поэтому нам надо определиться, где и с кем нам быть, в какой конфигурации финансовых взаимоотношений, - подчеркнул экономист.
При этом он подчеркнул, что банковская система сегодня находится в двоякой ситуации. С одной стороны, она зарабатывает гиперприбыли, но с другой стороны находится в зависимости от различных санкционных приемов. В итоге в нынешних условиях актуализировался вопрос об определении, какого типа регуляция необходима финансовой системе Кыргызстана, учитывая, что от ответа на этот вопрос будут зависеть экономические процессы.
- Сегодня многие страны мира хотят справедливой системы финансовых и торгово-экономических взаимоотношений, в связи с чем начался процесс сокращения влияния доллара и распад основанной на Бреттон-Вудских соглашениях финансовой инфраструктуры. Естественно, в этих условиях требуется разработка альтернативной платежной системы. Хотя, на мой взгляд, это вопрос нужно было решать еще несколько лет назад, например, в рамках ЕАЭС. Когда начались первые санкционные шаги, нужно было разработать и протестировать в пилотном режиме некую платформу, чтобы без особых потрясений планомерно осуществить переход на другие форматы.
В ближайшие дни в Казани состоится саммит БРИКС, на котором, на мой взгляд, будет подниматься вопрос о создании некой альтернативной финансовой платежной системы «БРИКС-бридж».
Сегодня БРИКС стоит во главе трансформации мировых экономических процессов, в связи с чем в него вступают те страны, которые ищут справедливости в финансовых взаимоотношениях. Для реализации идей объединения страны БРИКС – Саудовская Аравия, Китай и др. перемещают из стран коллективного запада на свои территории золотой резерв. Если мы придём к тому, что 95% платежей будут осуществляться в национальных валютах, то их золотое подкрепление станет основополагающим. Соответственно, изменятся и принципы формирования и управления платежной инфраструктурой.
Альтернативой золотому запасу становятся цифровые финансовые активы. Это отдельный вопрос, который должен быть затронут в системе регуляции финансово-кредитной системы Кыргызстана. И в данном контексте БРИКС также представляется перспективным механизмом. Если вектор и финансовая инфраструктура изменится в сторону данного объединения, то Кыргызстану, с учетом его структуры экспорта/импорта, привязанной странам, которые находятся в БРИКС, необходимо заявить свой интерес на вступление в данный формат и через него получить доступы к будущим возможностям.
Уже сегодня нам необходимо начать прорабатывать вопросы интеграции в альтернативную платежную инфраструктуру.
На днях Кыргызстан поддержал инициативу по запуску платформы по сотрудничеству в области финтеха в рамках ОТГ. Это другая альтернатива расчетно-финансовой системы. Однако, несмотря на наличие множества альтернатив, нам нужно определиться с приоритетами, исходя из жизненных потребностей и национальных интересов, - добавил А. Насыров.
Наталья Лобанова
Продолжение следует…
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320