Политика
03.10.2013

Заложники «северного маршрута»

Будущий год может существенно повлиять на внешнеполитическую ситуацию Узбекистана.

На передовой угроз

Власти республики прогнозируют, что предстоящий вывод войск коалиции из Афганистана может активизировать угрозы в виде терроризма и наркотрафика для региональной безопасности.

Об этом глава МИД Узбекистана Абдулазиз Камилов заявил недавно с трибуны ООН, особо обратив внимание международной общественности на ситуацию в Афганистане, ведь последние 30 лет продолжаются военные конфликты. В связи с этим, положение дел в этой стране носит неопределенный и труднопредсказуемый характер.

- В этих условиях, в 2014 году вывод войск коалиции может привести к усилению противостояния в стране, активизации терроризма, экстремизма, наркотрафика, обострению межрегионального противоборства. Безусловно, это может оказать негативное воздействие и на ситуацию в обширном регионе Центральной Азии и прилегающих территориях, - заявил глава МИД.

По словам министра, единственный путь к выходу из афганского кризиса - политический, через переговоры основных противоборствующих сил и достижение консенсуса, как бы это ни было сложно, при активном содействии международного сообщества и ООН.

Министр подчеркнул, что Узбекистан придерживается открытой и ясной политики в отношении Афганистана, основанной на принципах добрососедства, невмешательства во внутренние дела.

- Мы также продолжим практическое содействие в восстановлении экономики Афганистана, рассматривая это как непременное условие обеспечения мира и процветания в этой стране, - заявил Камилов.

Между тем, международные эксперты отмечают, что во внешнеполитическом формате сотрудничества по вопросам безопасности официальный Ташкент в большей степени делает ставку не на региональное взаимодействие, а на Вашингтон.

Однако у США имеется свое видение решения афганской проблемы, где работают внешнеполитические схемы двойных стандартов.

- Афганистан интересен для США только как дестабилизатор обширного региона, который будет поглощать ресурсы тех же России и Китая, – полагает эксперт по внешнеполитическим вопросам Марс Сариев.

По мнению эксперта, официальный Вашингтон готов перестроить всю структуру власти в Центральной Азии, при этом оказывая «бульдозерное» давление не только на Узбекистан, но и на Кыргызстан и Таджикистан. Поэтому вывод войск коалиции из Афганистана зачастую используется США, как элемент внешнеполитического шантажа.

Именно поэтому Белый дом, не делая громких заявлений и не раздавая никаких обещаний, целенаправленно работает с руководством государств Центральной Азии, пытаясь добиться уступок в достижении поставленных целей.

Совпадают ли цели?

По словам замдиректора отдела Центральной Азии Госдепартамента США Пауля Полетаса, американские власти в диалоге с руководством Узбекистана основной акцент делают на обеспечении бесперебойного «северного маршрута» и обсуждении конкретных аспектов вывода из Афганистана войск и военной техники коалиционных сил в 2014 году через узбекскую территорию.

Интерес Вашингтона к другим сферам двусторонней деятельности в ЦА обусловлен главным образом стремлением создать максимально благоприятные условия для «афганского транзита».

При этом Госдепартамент предпочитает воздерживаться от каких-либо конкретных шагов по сближению с властями Узбекистана, не выходя за рамки сотрудничества по поддержке сил коалиции.

В частности, П. Полетас такую позицию Вашингтона комментирует в контексте того, что Ислам Каримов может воспользоваться «дивидендами» (к примеру, в виде поставок оружия) от развития американо-узбекских отношений во внутриполитических целях или для реализации своих амбиций регионального лидера Центральной Азии.

Официальные лица США не раз отмечали, что глава Узбекистана готов к жестким репрессивным действиям внутри страны и к обострению конфликтов с соседями – Таджикистаном и Кыргызстаном.

Однако в Конгрессе США, по прогнозам западных аналитиков, не питают особых иллюзий на счет возможных коренных демократических перемен в Узбекистане. Поэтому шаги Госдепартамента на усиление военно-технического сотрудничества с Ташкентом могут быть заблокированы конгрессменами.

К тому же, западные аналитики указывают на то, что в Узбекистане грядут неизбежные процессы скорой смены власти, и администрация Обамы, естественно, не будет спешить углублять отношения с Ташкентом.

Для получения беспрепятственного доступа к использованию инфраструктуры республики в интересах обеспечения транзита для сил коалиции достаточно оказывать дозированное давление на Ташкент по проблемам соблюдения гражданских прав и свобод.

Как полагает Марс Сариев, одна из основных целей в подобных региональных маневрах у США заключается в том, чтобы не дать возможность России «собрать» Евразийский союз.

Вместе с тем, развивающиеся в Центральной Азии интеграционные процессы в рамках ШОС, ОДКБ и Таможенного союза дают основания полностью развеять доводы американцев о неспособности государств региона самостоятельно противостоять внешним угрозам, осуществлять успешное социально-экономическое развитие и взаимовыгодное сотрудничество.

Юрий Гаспарянц

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320